Русская деревня с ласковым и задорным названием Шадриха, что в десяти километрах от районного села Порецкое в Чувашии, - самая заветная любовь Карачарскова: здесь он родился в 1935 году, здесь провел школьные годы. Летом широкая улица деревни покрывалась зеленым ковром травы. Лишь на самой середине блестела песчаная дорога да вдоль домов и заборов вились узкие тропочки, недолго хранящие дождевые лужи. Детство Николая Прокофьевича Карачарскова совпало с годами Великой Отечественной войны, когда дети приобщались к труду и взрослели раньше, чем становились по-настоящему взрослыми. Это время оставило неизгладимый след в душе впечатлительного мальчика и во многом предопределило характер и направленность творчества будущего художника. Николаю шёл шестой год, когда началась Великая Отечественная война. Ушёл на фронт отец. Пустела деревня. Вместе с сестрой – первоклассницей зимой 1941 года Николай научился читать. В эту же первую военную зиму он начал и рисовать. Брал потухшие угли, залезал на русскую печку и на стенах, да и на печке рисовал войну. В 1943 году Николай пошёл в первый класс. Он хорошо учился, читал толстые книги и много рисовал. О том, что Николай будет художником, учителя и односельчане говорили как о деле давно решённом. Сам же мальчик втайне мечтал стать писателем. В 1950 году Николай с отличием закончил школу семилетку. Встал вопрос о выборе профессии. Прочитав в газете «Красная Чувашия» объявление о приёме документов в Чебоксарское художественное училище, он тут же объявил родным о своём желании ехать в Чебоксары. В лаптях, с котомкой за плечами, в которой были аккуратно уложены рисунки и свидетельство об отличном окончании школы, пятнадцатилетний Николай Карачарсков переступил порог училища. Ещё несколько лет назад у Николая ухудшилось зрение, чему он не придал значения и старался держать в тайне. Теперь же на экзаменах он не мог разглядеть постановку - всё виделось в дымке. В итоге по специальным предметам Николай получил тройки. Стыдно было рассказать об этом односельчанам. Хотелось всё бросить. Однако к первому сентября Карачарсков вернулся в Чебоксары. Сначала учеба шла мучительно трудно. Почти слепой и полуголодный Николай понимал, что не получает знаний в том объёме и качестве, о котором мечталось. Помогал ему новый друг - Алексей Шаронов. Заниматься на втором курсе Карачарсков начал в очках. Творческая атмосфера в училище, дух соревнования, постоянное стремление к совершенствованию способствовали активному развитию творческого отношения к жизни, к своей профессии, становлению общественно активной личности, гражданственности, убёжденности в правильности избранного пути. В 1955 году Николай с отличием заканчивает училище и работает художником-оформителем. Весной 1956 года Николай Карачарсков отправляется в творческую командировку в село. Две недели проработал художником и написал ряд пейзажей. В этих работах ощущалась сдержанная, деликатная восторженность, продиктованная искренним чувством любви к природе. Продолжая работать оформителем, Карачарсков пишет городские пейзажи , но особенно притягательны для него мотивы, напоминающие о селе. Карачарскова привлекают старые районы города («Чебоксары с Грязевской стрелки», 1958; «Набережная зимой», 1959; «Родное », 1959). Художник пробует себя в портретном жанре «Юная художница»(1957г.). Своё первое большое полотно Николай Прокофьевич посвящает музыке, творчеству, великой тайне рождения произведения искусства «Соната Бетховена» (1961г.). Успех картины вселил в молодого живописца уверенность в собственных силах, стремление найти приложение своим способностям. Постепенно, по мере накопления опыта, у Карачарскова созревает убеждение в необходимости работать в деревне и там черпать сюжеты для своих произведений. Готовясь к первой зональной выставке «Большая Волга» , Карачарсков в 1962 году организовал группу из молодых художников – оформителей для постоянной работы на селе. Она действовала в селе Молгачкассы до 1964 года. За это время Николай Прокофьевич написал групповые портреты «Конюхи» (1963) и «Мои новые друзья» (1964), тематический пейзаж «Родина моя» (1964), портрет матери. В начале 1960-х годов Карачарсков много внимания уделяет пейзажу «Окраина Чебоксар», «Начало осени», «Осень в Чебоксарах», «Вечер на Волге». К 1965 году художник окончательно утвердился в намерении посвятить свое творчество труженикам села, работать в деревне, и он отправляется на родину, в деревню Шадриху. Период с 1965 по 1967 год, когда он работает в Шадрихе, стал для Карачарскова началом зрелости. Многие художники начинают с автобиографических произведений. Первой работай такого плана стал «Портрет матери». Символично, что именно этой работой художник был представлен на зональной выставке. В 1964 году написал Карачарсков и портрет своего отца – Прокофия Семёновича. В 1966 году художник создаёт целый ряд портретов: «Тракторист», «Животновод», «Молодожены», Изображая своих земляков, знакомых ему с детства людей, Карачарсков раскрывается как тонкий психолог. Через десять лет после окончания училища он нашёл свою тему, и его произведения зазвучали ярко и самобытно. Именно в деревне, в её недрах, в её сердце он искал положительные образы, многогранные характеры. И нашёл их, чтобы отразить в искусстве. Первые работы, созданные в Шадрихе, - «Молодожены» и «Друзья-однополчане»- экспонировались в Москве на республиканской молодежной выставке 1966 года. В 1967 году Н.П.Карачарсков принят в Союз художников СССР, избран членом правления Союза художников Чувашской АССР. Работая в родной деревне, среди близких людей, Карачарсков стремился к обобщению, к выявлению типичного, яркого. Художник мечтал о создании больших циклов и серий портретов, картин, посвящённых жизни советской деревни. Работа в родной деревне не давала полного удовлетворения. И вот уже сорок лет колесит он по дорогам Чувашии. Его мастерские - в колхозных клубах, на фермах, токах, полевых станах. Контакты с деревней устанавливались постепенно. Эпизодические выезды в село, хотя и приносили определённые результаты, но не могли удовлетворить полностью. В поездках не было возможности глубоко изучить будущих героев своих картин. «Когда мы бывали в деревне наездами, - рассказывал Карачарсков, - то смотрели на сельчан со стороны. А они в нас видели лишь гостей, занимающихся, по их понятию, несерьёзным делом. И в чём-то они были правы. На изучение явлений, на раздумье о жизни села не хватило времени». Карачарсков же мечтал о глубине постижения этой жизни, и это было только его личным желанием, это было велением времени. Необходимо было создать творческие бригады. В 1971 году организуется наконец, творческая бригада в Чувашии, в Ордена Ленина колхоза «Гвардеец» Батыревского района. Это коллектив единомышленников, возглавляемый Карачарсковым. Среди его коллег –художники В.Семёнов, Е.Вдовичева, В Немцов и другие. Помимо создания произведений, посвящённых жизни села, художники организовали выставки, проводили встречи и беседы по вопросам изобразительного искусства. Работал в колхозе «Гвардеец» в течение ряда лет, Карачарсков приступает к созданию цикла картин. В цикле «Люди Гвардейца» художник стремиться к передаче героики труда сельского труженика. Он ищет в буднях сельской жизни героическое начало. В эти годы у Карачарскова зарождается мысль создать портреты Героев Советского Союза и Социалистического Труда, живущих и работающих в Чувашии, создать портретную галерею лучших людей передового хозяйства. Подводя итоги работы творческой бригады в «Гвардейце», Карачарсков говорил: «В колхозе мы стали своими. Это и дало нам возможность постичь умом и сердцем самую суть происходящих дел, понять их, пережить и почувствовать. Окидывая взглядом всё сделанное, понимаешь, что это только задел для дальнейшей работы, что в мастерскую вошла жизнь колхоза. Вошла, чтобы воплотиться в художественных образах. И этот огромный заряд энергии, полученный от нашей земли – кормилицы, эту душевную наполненность от общения с земледельцем-хлеборобом, твердо стоящим на земле, мы стремились передать в полотнах наших». В середине 1970-х годов новым базовым хозяйством творческой бригады, возглавляемой Карачарсковым, становится колхоз «Янгорчино» Вурнарского района, одно из передовых хозяйств Чувашии. Состав бригады получил название «Сельские зори». Нет в работах Карачарскова крикливого лжепатриотизма. Он верен правде человеческих судеб. Ему понятно, что суть подвига человека- труженика – и состоит в повседневном преодолении сложных жизненных коллизий. Записи в книге отзывов на персональной выставке художника, прошедшей в Чебоксарах в 1986 году: «Нам нравиться, что художник избрал главными героями картины простых людей», «Восхищает всё, а главное, любовь к своей земле, своему народу». Н.П.Карачарсков выработал своё отношение к окружающему миру, своё кредо, свой почерк. Человек труда, человек деревни, навсегда стал героем его полотен. Карачарсков стремиться раскрыть его духовный, нравственный облик. В каждом полотне отчетливо выражены позиция художника, его стремление к совершенству, его потребность донести до зрителя своё понимание и любовь к человеку труда. Сейчас Николай Прокофьевич вступил в пору творческой зрелости. Он полон новых планов и замыслов.
(источник текста:http://smirnova.21423s01.edusite.ru/DswMedia/karacharskovnik…)
|