Суббота, 04.05.2024, 11:42
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1503
 
Начало » 2011 » Июль » 1 » Этнокультурный парк "Сувар"
Этнокультурный парк "Сувар"

В начале июня 2011 года в Этнокультурном парке «Сувар» санатория «Чувашия», на левом берегу Волги, напротив Чебоксар, состоялась очередная творческая встреча чувашских скульпторов и художников. Они установили здесь новые деревянные скульптуры и совершили старинный чувашский обряд «Учук».


По обычаю, собравшиеся обращаются к чувашскому Высшему Богу – Султи Тура  - и духам предков за покровительством. Об этом мне рассказал один из главных активистов общественного объединения «Фонд «Сувар» - географ, исследователь истории наших предков–сувар, автор книг по этой теме Владимир Алмантай. 

В Этнокультурном парке мне впервые довелось побывать летом 2002 года. Тогда там установили очередные новые скульптуры-юпа и совершили традиционный обряд под руководством уважаемого аксакала-мачавара (руководителя.обрядов) Никифора Наумова. 

С тех пор прошло 9 лет. В.Алмантай любезно пригласил меня съездить посмотреть новые культурные объекты, и мы поехали.


В Заволжье


По мосту плотины Чебоксарской ГЭС подъехали к санаторию «Чувашия». Этнопарк находится у санатория. Алмантай остановил машину на противоположной стороне асфальтовой дороги. Он показал новые скульптуры, установленные вдоль тропинки, ведущей на север. По ней бегали несколько спортсменов, причем, некоторые  - в перчатках. Наверно, для отработки  ударов на деревьях. 
Я сфотографировал новые Юпа. Затем мы вернулись к санаторию. Оставили машину у подножия холма и поднялись в Этнопарк. Как сообщил Алмантай, число скульптур уже около 130. Здесь были и другие экскурсанты. Две парочки осматривали художественные объекты. В сторонке в беседке группа отдыхающих устраивала пикник.


Кроме знакомых дубовых скульптурных фигур я увидел и незнакомые. Но, чтобы было понятнее, вначале процитирую выдержки из иллюстрированного путеводителя «Санаторий «Чувашия». Этнокультурный парк».



Что рассказывает путеводитель


«В 2009-м году этнопарку исполнилось 10 лет. Идейным вдохновителем, руководителем проекта парка, автором эскизов и многих скульптур является художник-скульптор Николай Михайлович Балтаев. Ежегодно на территории санатория проходит симпозиум скульпторов. В последний день симпозиума в парке устанавливаются новые скульптуры. Таким образом, этнопарк обогащается прекрасными творениями известных мастеров.
В основном, скульптуры связаны с мифологией сувар, где образно повествуется о сотворении мира, добрых и злых божествах.
Сувары – древние предки чувашского народа. По древним представлениям наших предков, вся вселенная делится на три части – Верхний мир, Светлый мир, Нижний мир. Верхний мир – обиталище высших и чистых существ – добрых, но строгих богов. Нижний мир – место таинственных, неизвестных и не всегда добрых духов. Светлый мир находится между этими мирами. В нем обитают люди, животные, растения.



Что такое Юпа

Идея столба сопричастна идее вертикали, соединяющей все три мира. Столбовая скульптура «Юпа» - образ духа, даже если Юпа посвящен конкретному человеку. В таком Юпа нет конкретных черт, а есть обобщенный дух этого человека. 
Юпа – «Древо жизни». Сувары с древних времен почитают культ предков и культ природы. Отец и мать – для меня Боги. Они нас произвели на свет. Золотой столб – Отец. Орлица – моя Мать.  Отца сравнивают с золотом, самым дорогим металлом, от него зависит жизнь семьи. Мать – орлица наверху - обожествленная. Сидит на яйцах, выводит птенцов, дает жизнь. В парке скульптурное изображение Матери занимает особое место. По верованиям сувар, у всякого живого, простого и божественного существа главнейшей являлась Мать.

Три горы

Парк стоит на трех возвышенностях, которые образно называют так: "Золотая гора", "Серебряная гора", "Медная гора".



Золотая гора – символ далекого прошлого человечества. Золотой эпохой представляется жизнь прародителей героев, богатырей, исполинов. Одновременно это и идея высших божеств Верхнего мира.
Серебряная гора – сущность Светлого Мира, мира человека, его силы и слабости.
Медная гора – отражение природных сил человека и всего живого в природе, царство таинственных и потусторонних сил.
Число три – число божественное. Чтобы попасть на «Золотую гору» нужно сначала перейти бездонный овраг Ахрат, а затем пройти через трое ворот. У подножия горы гостей встречают Юпа «Мать Золотой горы» и Юпа «Отец Золотой горы». 

Юпа «Орел» изображен как спокойная, с достоинством сидящая на высоком столбе птица. Орел недвижен, но его взгляд – это взгляд хранителя «Золотой горы». Из живых существ он ближе всех к Богу. Высокий постамент подчеркивает высокое положение этой птицы».
Далее – два Юпа – образ Матери-Хранительницы и образ Отца-Защитника.
«Золотую гору» обрамляет комплекс скульптур, изображающих жертвенных животных – коней, быков, баранов. Все эти существа по древним представлениям наших предков, считались чистыми, угодными божествам. 
Далее – Юпа «Отец и Мать – для меня Боги».

Для сувар нет дороже отца и матери, своей семьи и родной земли». Юпа «Мать плодородия». Наши предки, как умелые земледельцы, основой благополучной жизни считали плодородие земли. С ним непосредственно связано и плодородие человека, в первую очередь, женщины. Как и у многих других народов, Земля представлялась женщиной, небо – мужчиной. Их брак приносил плоды, обеспечивающие существование людей. Фигуру венчает «хушпу» - праздничный женский головной убор, придающей скульптуре  значимость и торжественность». 

Об инциденте с вандалом

… Мы идем с Алмантаем по этнопарку, рассматривая скульптуры. Среди них – «Юратупа Киремет» («Любовь и Киреметь - сын Великого Бога»). На женском лице и на животе фигуры видны зарубки. 
-С этой композицией, изображающей объятия любящих, произошла интересная история, - рассказывает Алмантай. – Какой-то поп пришел в Этнопарк с топором и стал рубить скульптуру. Может, таким образом он решил бороться с греховным? Его задержали отдыхающие в санатории женщины и стали избивать вандала. Того еле отбили от расправы.

Каталог названий скульптур

В путеводителе описаны и другие скульптурные образы. Но все не процитируешь. Перечислю лишь их названия: «Бабушка, мать, дева», «Мать Нива», «Богиня Мать», «Пирешти», «Обрядовый стол», Бог Времени», «Хыпар», «Четыре состояния», «Великий Болгар», Меч Атиллы», «Чистый сосуд», «Род», «Хранитель», «Мать-орлица», «Мать Улыпа», «Мать огня», «Старая волчица – нам мать», «Кэпе», «Ай-уй, огонь», «Птица счастья», «Воин», «Музыкант», «Мировое яйцо», «Орлица – мне мать», «Атал-богатырь», «Чистая мечта», «Бичурин», «Знахарь», «Асан», «Пихампар», «Мастер», «Хозяин грибов», «Основа мира», «Мать-еж», «Мамай», «Русалка», «Змей огненный», «Красавица», «Леший», "Йерех», «Беда». Названия скульптур в путеводителе, в основном, указаны в переводе на русский язык. Надписи на Юпа выполнены на чувашском (суварском) языке.


Резюме


Вот что напечатано в конце путеводителя: «Роль Этнокультурного парка многогранна: эстетическое наслаждение, память о прошлом родного народа, познание и постижение исторической глубины своих корней. Сохранение древней культуры народа – сохранение вечных общечеловеческих ценностей – мира в семье, любви к природе, заботы о доме и хозяйстве, мужской порядочности, девичьей чести, людской честности, добре и скромности. Этнопарк помогает нам узнать значение древних символов и образов, начать гордиться богатством родного народа».


Продолжение дискуссии о суварах


…Мы заканчиваем осмотр этнопарка. Я фотографирую самые примечательные, на наш взгляд, скульптуры. Мы останавливаемся у Юпа «Сувар». Прошу встать у него Алмантая и щелкаю затвором фотоаппарата.
- Владимир, - спрашиваю его на чувашском языке, - сейчас наша национальная интеллигенция, Союз чувашской молодежи «Сувар» инициируют национальное имянаречение. Например, Владимиры берут себе имя Тимер. А ты? (В чувашской традиции в разговорной речи чаще говорят на «ты».)
- Вообще-то, в детстве отец звал меня старинным именем Тимерша.
- А можно тебя так называть?
- Можно.
- Ты категорически настаиваешь, что мы не чуваши, а сувары?
- Конечно, об этом я пишу в своих книгах. Сувар – это звучит гордо. А чуваш – нет. Это не наш этноним. Ведь отказались марийцы от чуждого им названия черемисы. (Удмурты - от названия вотяки. Интеллигенты-патриоты эрзяне не хотят, чтобы их называли мордвой. Якуты называют себя саха, осетины назвали свою республику Алания и т.д. – авт.) И вообще, как говорится, «как корабль назовешь, так он и поплывет».Мои дети и дети моих друзей считают, что они сувары. Мы им рассказываем про нашу настоящую историю, и они начинают ею гордиться.



Когда я вел уроки в школе, я спрашивал: «Кто из вас чуваши?» Большинство молча опускали глаза вниз и молчали. А после того, как я рассказывал им о нашей истории, о том, какие сильные были наши воины-сувары в Древние и Средние века , как мы воевали и побеждали, у учеников загорались глаза… Теперь, когда мы говорим, что мы сувары, нас стали уважать татары, русские, чехи и представители других национальностей.
После экскурсии заходим в гости к семье Балтаевых. Это они – Николай (Микул, Микус), супруга Людмила и их сын Атилла – являютя авторами-составителями путеводителя. Нас встречают радушно, кормят ужином. Знакомлюсь с сайтом семьи и этнопарка в Интернете.
Людмила недавно вернулась с Всероссийского сельского праздника «Сабантуй», прошедшем в селе Шыгырдан Батыревского района ЧР. По просьбе министерства она возила туда на выставку-продажу произведения декоративно-прикладного искусства – национальные украшения. Они разложены на диване. Я их фотографирую. Жаль, авторы – не в национальных костюмах, хороший был бы кадр. Они говорят: «В следующий раз».
Благодарим за гостеприимство. Нам пора возвращаться. Красиво в Заволжье, но, жаль, в лесу кусаются комары.
Тимер АКТАШ,  
Чебоксары.
Фото автора  

Просмотров: 4010 | Добавил: mosentesh2 | Рейтинг: 5.0 |
Всего комментариев: 5
5 Сувар  
0
У кого что болит, тот о том и говорит.

4 Атилла  
0
Видимо у некоторых художников фантазия развита на уровне фаллоса.Это от ущербности.

3 Клавдия Иванова  
0
Вчерашний день посвятили прогулке по городу, прогулялись на празднике г. Чебоксары. Посетили и этнопарк. Надеялись увидеть что-то национальное. А тут... Были поражены увиденным, такая откровенная демонстрация женских и мужских гениталий. Автор "экспонатов" парка явно акцентирует внимание на гениталии. Откуда это? Ведь у чувашей скромность и приличие, чистота духовная на первом месте всегда были. Обнажённое человеческое тело у чувашей не являлось предметом восхищения и поклонения. Возможно, автор хотел сексуальную революцию устроить... Мусульмане никогда не выставляют своих женщин в таком виде. Они берегут их от дурного глаза, а тут пожалуйста .... Нам кажется, этнопарк должен отражать культуру, искусству народа, а не физиологию. Этого мы не увидели?

2 Вован  
0
Чечсем кана мар пес хушинчите хитре суварсен..

1 Альбина, Шупашкар  
0
Чечисем хитре суварсен.

Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Календарь новостей
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
Статистика