Вот уже неделю у нас работает крайне интересная и неожиданная выставка "Эх, кони, кони!.." (это цитата из Гоголя, если кто не узнал).
Нет, Надежда Красуцкая, это не плагиат) идея совершенно самостоятельно пришла Георгию Геннадьевичу ещё год назад: " Год экологии, а мы до сих пор не отметились, опять же, русский отдел закрывают, а там у нас полно прекрасных коней, начиная с Клодта, кончая Фрих-Харом". Год назад не получилось, звёзды не сошлись. Но наш главный хранитель - человек серьезный, и уж если ему что в голову взбрело, и обухом не выбьешь. И вот недавно он прогнул звёзды, перевернул весь музей и коней таки вынес. И сам ужаснулся масштабу содеянного (хотя Фрих-Хара ему и не дали - больно уж хорошо упакован).
И вот живопись, графика, скульптуры, игрушки, салфетки, стеклянные статуэтки и прочая красота громоздится в четырёх небольших залах и не укладывается не только в выставочные площади, но и в нашу филигранно расписанную концепцию, освещающую лошадь во всех её ипостасях.
И дело, конечно, не в том, что глядя на некоторые работы невозможно понять, что здесь лошадь: символ Родины или стаффажная фигурка в пейзаже. И не в том, что Петя Петров не дружит со Спиридоновым и его, невозможно прекрасного, некуда повесить. И даже не в том, что в авторе экспозиции учитель вечно борется с музейщиком...
Понимаете, за ниточку лошади эти картины ещё никто не тянул, и когда смотришь на них вот так, на тебя обрушивается шквал совсем невтемной информации, от которой не знаешь потом, как себя спасать.
Вот например картина Константина Юона "Торжок". Сколько раз я её видела, сколько любовалась весенней свежестью красок, смотрела, как домики отражаются в оттаявшей воде... Но никогда не замечала, что бабы на переднем плане стирают. Что делают они это, стоя на коленях на сыром топком берегу и что белья у них за месяц накопилось на целый воз (буквально), и что действительно это всё ледяное, мокрое на своём горбу вверх от реки не дотащить и тут объективно нужна лошадь. Мало того, и сегодня, оказывается, во многих местах нашей необъятной родины (и в городах при том!) женщины так и стирают зимой и летом - в реке. И даже строят для этого специальные полоскалки (не женщины, а городские администрации) и даже распиливают на этом какое-то бабло.
Или вот слово "гумно", оказывается, происходит от сочетания "скотина топчет, мнет скошенный хлеб". И конями топчут преимущественно яровые, а озимую рожь обмолачивают цепами. А рысаков нельзя называть скакунами, они обычно участвуют не на скачках, а на бегах (то есть на них не сидят, а запрягают в специальную повозку - качалку - и ими правит наездник, а жокеем его не называют). И вот такого - вагон и маленькая тележка. Смотришь и понимаешь, что художник-то куда более реальный пацан, чем ты предполагал.
А ещё выяснилось, что наш водитель - Анатолий Николаич Строгин - не просто какой-нибудь живописец (к тому, что в музее водители и сантехники - художники, все уже привыкли), а самый настоящий скульптор и большой любитель лошадей. И он пополнил экспозицию не только мелкой пластикой, но и впечатляющим объектом для детской интерактивности и изучения лошажьей анатомии. Причем сработан этот серый в яблоках красавец из старой металлической бочки, пластика и волшебства, и в свободное от музея время живёт в парке перед детским домом. Приходите, в ковбойское седло можно усадить до 200 кг!
С графикой, товарищи, вообще история невероятная. Надо знать Валю, хранителя графики. Она же не может вот так взять - и выдать по списку. И не показать своих любимцев, своих неземных красавцев, если вдруг такая возможность представилась. И представляете, процентов 60 из выставленных работ не выставлялись никогда или по одному разу давно-давно. И авторы предстают в неожиданном амплуа. Например Николай Сверчков, да-да, который анималист, рисует не лошадиные портреты, а повозки с замысловатыми названиями. Да и кроме него 19 век неплохо представлен.
А какие там иллюстрации! "Холстомер" и "Княжна Мери", удмуртские и чувашские легенды, известное и забытое - на любой вкус.
В общем, я пошла "Героя нашего времени" перечитывать, а вы собирайтесь, настраивайтесь. Обязательно надо сходить. |