Вторник, 07.05.2024, 07:24
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1503
 
Начало » 2016 » Июнь » 28 » ПАЛОМНИЧЕСТВО СУВАР – 2016
ПАЛОМНИЧЕСТВО СУВАР – 2016

 

   22 июня 2016 года общественное объединение «Сувары» Чувашской Республики совершило очередную ежегодную паломническую поездку по Золотому Кольцу Волжско-Камской Болгарии (Булгарии). Путешествие организовал оргкомитет во главе с координатором проектов Фонда историко-культурологических исследований (ФИКИ) имени К.В.Иванова Сарханом Семёновым.

   В этом году экскурсантов собралось 49 человек. В основном – это чебоксарцы – люди разных возрастов и профессий, представители интеллигенции. (Некоторые – с детьми) Среди нас – две дамы-профессора. Доктора наук – медицинских – Людмила Герасимова, и философских – Галина Петрова.

В путь

    Около трех часов утра комфортабельный автобус «Сетра» ООО «Пегас-авто» тронулся от монумента «Матери-покровительницы» в Чебоксарах.

    Едем в сторону Казани. После Урмарского поворота в селе Андреево-Базары к нам подсаживается ещё группа наших активистов.

    В составе нашей группы – дама-турист из Бурятии. Она – главный специалист-эксперт Министерства природных ресурсов Республики Бурятия. По образованию – геолог. Приехала по туристическому обмену к знакомым в Чебоксары. Те предложили участвовать в нашей экскурсии. Геолог согласилась. Среди её интересов – география, экология, философия, психология (этнический менталитет) народов, религиоведение. (Но это отдельная история.)  

   Казань объехали по кольцевой автотрассе. Вот и Сорочьи Горы, новый мост (важная достопримечательность) через широкую Каму. Переезжаем. Мы – в Нижнем Закамье. Небольшая промежуточная остановка у кафе.

Нижнее Закамье

   Поворот направо. Едем в город Болгар. Кажется, до него около 90 километров. Хорошее современное шоссе. Живописные пейзажи. Чернозём. Населённых пунктов немного. Катастрофическое монгольское завоевание 13-го века, войны времён Золотой Орды (13-15 вв.), Тамерлан, ушкуйники, князья Фёдор Пёстрый и другие, последующие постоянные набеги кочевой Ногайской орды и других южных кочевых народностей превратили эти земли в Дикое поле. (См. статьи нашего известного учёного-историка Василия Димитриева (1924-2013) «Опустошение Болгарской земли», «Чувашская даруга», «Ногайская даруга», «Дикое поле» в Чувашской Энциклопедии.)  После завоевания Среднего и Нижнего Поволжья Московским государством в 16-м веке, в 17-м здесь была создана Засечная черта с укреплёнными острогами для защиты от набегов. Началась колонизация и заселение Дикого поля. Затем восточная граница России перемещалась на Юго-Восток и далее на Восток.

В Заволжье. Болгар

    В стороне справа остаётся Камское устье. Мы переехали в Заволжье. В Спасский район Республики Татарстан. Вот и райцентр Болгар.

   Слева – современный небольшой городок Болгар, состоящий из домов частного сектора. Впритык справа – историческое городище.

Новшества. Контрольно-пропускной пункт

    В этом году здесь появилось новшество – Контрольно-пропускной пункт (КПП) с административным зданием. Говорят: в целях безопасности. Проход экскурсантов по одному через турникет с дежурной дамой. Нам выделяют молодую женщину-экскурсовода. Она садится в наш автобус. Перед реконструированной сторожевой деревянной башней-воротами установлены каменные информационные тумбы с текстом на английском (сверху), татарском и русском языках. Там написано, что Болгарский историко-археологический комплекс включен в перечень исторического культурного наследия ЮНЕСКО. Что Болгар являлся первой столицей Золотой Орды. Но не написано, что город являлся первой столицей Волжско-Камской Болгарии домонгольского периода. На взгляд историка заметно, что автор информационного текста имеет субъективную точку зрения на историю.

Экскурсия

   Совершаем экскурсию. По нашей инициативе сначала подходим к небольшой каменной стеле, установленной чебоксарским скульптором Дмитрием Мадуровым в 2000-м году. Он тогда участвовал здесь в археологических раскопках вместе с московскими археологами.

   Наш мачавар (руководитель обрядов) Сархан Семёнов произносит небольшую речь, посвящённую памяти наших предков – сувар и волжских болгар (булгар). Звучат слова народного поэта Чувашии, уроженца соседнего Алькеевского района РТ Педера Хузангая: «Эпир пулна, пур, пулатпар!» (Были мы, и есть, и будем!) Собравшиеся трижды произносят: «Сапла пултар!» (Да будет так!) Приносим символический дар предкам монетами.

    Экскурсовод ведёт по знакомому маршруту на остатки каменной цитадели, указанной как соборная мечеть. Затем - в мавзолей с каменными плитами со знаками солнца и арабскими надписями.

    Рассказ экскурсовода дополняет руководитель объединения «Сувары», заместитель директора ФИКИ имени К.В.Иванова Владимир Алмантай. Он изучал эту тему, вместе с татарским учёным-арабистом. Привозил его в Чувашию, чтобы дешифровать арабские тексты на сохранившихся местных каменных плитах. Владимир Николаевич приложил немало усилий, чтобы сохранить наше историческое и культурное наследие. Эта деятельность получила признание общественности и правительства ЧР. (Как уже сообщалось, недавно за эти достижения ему было присвоено почётное звание заслуженного работника культуры ЧР.)  

   - У вас образованные экскурсанты, - говорит экскурсовод. Некоторые даже знают больше, чем я.

О религиозных конфессиях

   К вашему корреспонденту обращаются с вопросом о вероисповедовании наших предков иногородние туристы, кажется, откуда-то из центральной России, но из смешанных (по национальности) браков.

   - Ваши предки были язычниками?

   - Термин «язычник» - не научный, а миссионерский. Он носит негативную, неодобрительную (с точки зрения мировых монорелигий) окраску. В науке этнологии применяются термины «Этническая религия», «Фолк-религия», Традиционная религия» и др.

     Вопросы переходят к современности, политике. Отвечаю. Но меня уже торопят наши экскурсанты. Пора ехать дальше. Нам надо успеть посетить за день ещё два исторических объекта.

Сувар

    Выезжаем в обратном направлении на городище Сувар. Оно в том же Спасском районе, на юге Татарстана, на границе с Ульяновской областью. Нужных указателей для туристов не видно. Сворачиваем на нужном перекрёстке. Ехать довольно далеко. Приходится делать большой крюк. Прямой автодороги туда нет.

    Вот и долина речки Сухая Утка.

    Сворачиваем на новую дорогу, построенную в прошлом году к соседней деревне. Покрытие щебёночное, вперемешку с плотно укатанным катком грунтом, кажется, вместе с галькой. Движение здесь небольшое. Дорога пока ровная, без рытвин. Наш большой автобус едет без проблем

   Дорога пересекает городище со стороны речки. Останавливаемся в нужном месте. Далее пешком по густой траве до нашего места. Стебли крупных растений довольно прочные. Они мешают идти.

    Городище обширное. Идти довольно прилично. Вот остатки оборонительных валов и глубокий и крутой ров, заросший густой травой. В этом месте его глубина – около трёх метров. Преодолеваем препятствие. Вот и наши берёзки, повязанные прежде цветными памятными ленточками. Наш памятный камень, установленный объединением «Сувары» летом 2013-м года. Тогда заведующая местным археологическим музеем Сувара – филиалом Болгарского музейного комплекса Нинель Садриева назвала его «Сердце Сувара».

   Совершаем обряд поминовения предков. Возлагаем им угощения и дары. Повязываем новые ленточки. Народный художник ЧР, заслуженный художник России Владислав Николаев вешает на берёзку ещё одну памятную медаль. Ранее повязанная медаль – на прежнем месте. Фотографируемся на память. Повязываем ленточки также на две дубовые стелы «Юпа», установленные здесь рядом в середине 1990-х годов группой чебоксарской гуманитарной интеллигенции.

   Место тут удивительно живописное. Чистая нетронутая природа. В траве растёт много земляники.

    - Здесь у меня особенное состояние души сопричастности с духами наших предков, - говорит В.Николаев.

    Две дамы отдыхают, лёжа в траве. Релаксация. Или медитация?

    Речь заходит о патриотических чувствах сопричастности памяти предков,  национальном самосознании, сознании исторической преемственности поколений нации, современном патриотизме, национальной гордости, уважении к своей Чувашской Республике.  

    Нам пора ехать в Билярск. Возвращаемся к нашему автобусу. Стоит жара. Безветренно. Нас атакуют агрессивные слепни. Жалят сильно. В следующий раз это надо учесть. Приготовить защитную одежду из плотной ткани. Впрочем, некоторые наши экскурсантки, как будто, оказались предусмотрительными. Две из них были в длинных юбках, некоторые в брюках. А одна дама закуталась и от солнца, чтобы нежная кожа не «сгорела» на солнцепёке.

    Выезжаем в сторону шоссе.

   - Указатель (у дороги о городище Сувар) в прежнем состоянии, - сообщают мне бывалые экскурсанты. Информационный щит оказывается справа по ходу движения, а я сижу слева.

   - Такой же ржавый?

   - И еле держится у земли.

В Билярск

    Опять приходится делать крюк по шоссе. Хорошей прямой дороги нет. Проезжаем райцентр Базарные Матаки. Указателей на Билярск не видно. Едем по памяти.

    Слава Богу – не заблудились.

    Вот и Билярск. Большое русское село основано в 1654 году. Оно было опорным пунктом Закамской Засечной черты. Защищало от набегов Ногайской кочевой орды.

    … В 1950-х годы село было райцентром Билярского района, позднее упразднённого.

   Едем в кафе, где для нас уже сервированы столы фарфоровой посудой. О нас по нашему заказу заранее позаботился глава села Александр Гайнуллин. (Самому пришлось по служебным делам ехать в Казань.) В кафе – водопровод и канализация, сантехника, как в городе. Чисто! Уютно! Для мытья рук - холодная и горячая вода. Обслуживает вежливая официантка! Кухня качественная. Салфетки имеются. Всё – как положено в ресторане.

    Настроение поднимается.

В урочище Валем-хузя

    После обеда едем в лесное урочище Валем-хузя. На дорожном указателе – Святой ключ. Переезжаем речку Малый Черемшан (Кесен Сарамсан). Парковка с охранником. Выходим. Сначала для новичков – посещение Историко-археологического музея. Рядом торговля сувенирами. Продаются и разные ёмкости для ключевой («святой») воды. Молодцы, татары! Умеют, понимаешь, торговать! Конъюнктура, спрос учтены.

У источника

    Собираемся у источника. Здесь есть экскурсанты и из других мест. Они тоже набирают ключевую воду. Дружеское общение с татарками в хиджабах.

   - Откуда Вы?

   - Из Чебоксар.

   - Вот как? Приезжайте к нам на днях на народный праздник «Уяв»! (Всечувашский ежегодный праздник под городом Нурлат. – Авт.)

   - А вы из Нурлата?

   - Да, мы в числе его организаторов.

   - Вы, наверно, из отдела культуры райгорадминистрации?

   - Да, оттуда. Сейчас едем в Казань на приём к Президенту Татарстана. Он устраивает приём в честь священного месяца Рамадан.

     Наполняем привезённые пластиковые вёдра для ритуального омовения.

Сомнения и совет

    В прошлогодний приезд из-за прохладной погоды ваш корреспондент воздержался от омовения с раздеванием, ограничившись символическим умыванием. На этот раз в жару надо бы, но уж больно вода ключевая холодная. Пока раздумывал, позвонила дочка с берега Байкала. (Она там в турпоездке.)

   - Мне мама по телефону сказала, что ты купалась в Байкале? Это правда?

   - Да! Когда я зашла в озеро, мне даже ноги свело от холодной воды. Я испугалась, но потом решила – раз я уж сюда приехала, то надо! И залезла в воду!

   - Вот и я сейчас размышляю – облиться, или нет? Вода-то холодная!

   - Папа, не бойся! Зато потом будет здорово!

   - Ладно, попробую.

Инструктаж

   - Чтобы организм нормально перенёс холодное омывание, врач посоветовал – как лучше, - инструктирует нас Сархан. (Ведь с нами в экскурсии – доктор медицинских наук.) – Сначала вылейте воду на бёдра, чтобы организм подготовился к стрессу. Потом – на грудь. И лишь потом – на голову.

Омовение

    Итак, пора. Иду к душевым кабинам в стороне у подножия крутого священного лесного холма. Здесь уже идут водные процедуры. Наши женщины уже её прошли. Некоторые из них отдыхают рядом на скамейках. Теперь – очередь мужчин. Слышны энергичные возгласы из кабинок.

   Парни приносят полные вёдра от ключа. Раздеваюсь. Оказывается, меня всё же сумели покусать слепни. Итак, по инструкции. Сначала – на бёдра. Осторожно, не целое ведро. Страшновато. Непроизвольно вырываются сдавленный возглас:

   - Ух!!!

   (Женщины на скамейке смеются. Наш Влад отпускает шуточки: «Кто это там мяучит? А это же он»…)

   Теперь то же – на грудь.

   - Ух!!!

   Ну, вперёд! Теперь – на голову!!!

   - Ух!!! (Ура, я сделал это! Такой «подвиг»! И сэкономил два ведра для других.)

   Действительно, как говорил один литературный и киногерой: «Зато почувствуешь себя младенцем!» Необыкновенное чувство лёгкости и радости.

   Выхожу из кабинки с видом древнеримского победителя-полководца Гая Юлия Цезаря: «Veni, vidi, vici.» (Пришёл, увидел, победил.)

   Присаживаюсь рядом с нашими профессорами на скамью.

   - Это Вы «мяучили» там? – спрашивает доктор.

   -  Разве это было похоже на мяуканье? – отвечаю вопросом на вопрос. Кажется, мои возгласы были громче и энергичнее.

   - И на голову лили?

   - И на голову.

   На душе необыкновенный подъём. Вспоминается и читается вслух отрывок из Сергея Есенина:

   «Счастлив тем, что целовал я женщин,

    Мял цветы, валялся на траве

    И зверьё, как братьев наших меньших,

    Никогда не бил по голове».

    … После омовения вновь собираемся у ключа. По плану – поклонение предкам на святилище.

В святилище

    По железной лестнице, построенной предприятием «Татнефть» в 1997-м году (как и всё остальное, благоустройство территории), поднимаемся по крутому склону высокого холма. Вот и наше святилище. Две дубовые стелы «Юпа», установленные нашей национальной интеллигенцией в середине 1990-х и 2014-м году. Последняя - объединением «Сувары».

Совершаем обряд поклонения предкам и их «кормления». Повязываем новые ленточки.

   Место тут тоже живописное. Внушает особое торжественное просветлённое чувство. Как в храме.

   Всё хорошо. Только несколько мешают комары. Они кусают нашу юную девушку в шортах.

     Новички поднимаются дальше вверх до верхней опушки леса по мостикам через оборонительные рвы вокруг стоявшей там сторожевой «Девичьей башни». Девушки-воины (наши амазонки) погибли там при монгольском нашествии хана Батыя в 1236-м году.

У ключа

    Спускаемся обратно. Набираем воду в наши ёмкости. Вода удивительно вкусная! Такой нигде не встречал. Не зря сюда приезжают паломники разных национальностей со всей округи и дальних мест.

    В стороне на тротуаре собралась часть нашей группы. Это, оказывается, приехал глава села Билярск Александр Гайнуллин. Он отличный краевед, прекрасный знаток округи. Рассказывает всегда очень интересно, и в подробностях. Мы можем гордиться своим сородичем – настоящим патриотом нашего народа и родины.

   А.Гайнуллин вручил Благодарственное письмо администрации села Билярск С. Семёнову за активную работу по историческому и патриотическому воспитанию молодёжи.

Земляки

   Нам пора собираться в обратную дорогу. Уже вечереет. Возвращаемся к парковке.

   Встречаем группу экскурсантов, по виду сельчан- сородичей. Несколько женщин и мужчина.

   - Аван-и? (Здравствуйте.)

   - Лайах. (Здравствуйте)

   - Астан эсир? (Откуда вы?)

   - Аксу районенчен, Савкас яленчен. (Из Аксубаевского района Татарстана. Из деревни Савгачево.)

   - Хавар астан? (Откуда сами?)

   - Шупашкартан. (Из Чебоксар)

   Успеваем коротко пообщаться с моими земляками.

Сородичи из Башкирии

   … Вдруг у выхода слышу знакомый голос Юрия Михайлова – председателя Общества чувашской культуры Республики Башкортостан. Оказывается, по пути в Чебоксары, на наш общий праздник День Республики (24 июня), он привёз группу чувашей из  Башкирии (около 20 человек) для знакомства с памятниками истории нашего народа и местными достопримечательностями. Здороваемся.

   - Владимир Николаевич, просьба объяснить нашему водителю дорогу отсюда на Чебоксары, - просит Юрий Павлович. - Мы все здесь впервые. Может, коротко расскажете нашим экскурсантам (они уже прошли к источнику) о здешних достопримечательностях? В том числе о Биляре. Говорят – там сохранился фундамент Соборной мечети?

   - Точно, сохранился. Это – на городище. За селом. Проедете потом, если успеете сегодня. К сожалению, нам уже пора ехать.

   - А что здесь посмотреть?

   -  Сам ключ. Если успеете, можете сполоснуться в кабинках. Потом – наверх, на святилище.

   Объясняю маршрут водителю из Башкирии.

   Нам пора садиться в автобус. Вновь появляется А.Гайнуллин.

   Он собирается в сторону ключа.

    - Александр Петрович, просьба хотя бы кратко пообщаться с башкирскими чувашами. Пояснить что здесь к чему. Они где-то у ключа с руководителем группы Юрием Павловичем.

   А.Гайнуллин направляется туда.

О цейтноте

   А мы трогаемся в обратный путь. К сожалению, не успели показать новичкам городище из-за недостатка времени. Весь маршрут за день охватить сложно. Придётся отложить на следующий год. Может, как прежде в 1990-е годы, со студентами, приехать с ночёвкой?

   По пути в Чебоксары оставляем группу урмарцев. Вернулись в Чебоксары уже только после полуночи. Путешествие прошло успешно. Жаль только – в один день управиться сложно. Путь не близкий. А посмотреть нужно многое.

 

Благодарность

    Оргкомитет объединения «Сувары» благодарит директора ООО «Пегас-авто» Дмитрия Павловича Иванова за помощь в транспортном обеспечении экскурсии по историческим местам в Республике Татарстан.

Тимер АКТАШ.

   Чебоксары – Болгар – Сувар – Билярск – Чебоксары

   22-27 июня 2016

   На снимках: Экскурсанты из Чувашской Республики в столицах средневековой Волжско-Камской Болгарии (Булгарии) в современном Татарстане: на городище Сувар;

в святилище урочища Валем-хузя

  Фото автора;

  Фотоальбом Юрия Львова

Просмотров: 707 | Добавил: mosentesh2 | Рейтинг: 5.0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Календарь новостей
«  Июнь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
Статистика