Не следует в рыночных условиях постоянно требовать от Правительства республики, чтобы оно поддерживало литературу, поэзию, кино, хореографию, национальную музыку, книгоиздание, СМИ!
Борьба за дотации - отвлекает, мешает, переводит творчество в совершенно другой план: кумовства, блата.
Да и так ли уж эффективны дотации?
Известны парадоксы: чтобы люди стали реже говорить на каком-нибудь языке, надо начать его изучать в школе, отдать технологию тиражирования языка ученым, известным своей обстоятельностью и стремлением подробно все классифицировать. Тогда и возникает «сумбур вместо музыки», удивительный эффект: дети учат язык пять лет, а общаться на нем, строить простейшие фразы - не могут.
Чтобы задавить песни, танцы, народные ремесла, надо чтобы их распространением занялись министерства, затратить на рентабельные, вполне самоокупаемые занятия кучу бюджетных денег.
Бесплатные, примитивные, кондовые способы чаще оказываются самыми результативными.
Любая малограмотная женщина, не ведающая, что такое подлежащее и чем оно отличается от сказуемого, достигает эффекта, который не снился ни одному профессору Хиггинсу: с нуля обучает ребенка языку, правильной дикции, умению строить фразы, идентифицировать вопросы, отвечать на них, лингвистически самопрограммироваться, изучать новые слова. За два года. Совершенно не разбираясь в методиках обучения и правилах построения речи. Без отрыва от производства.
Танцы и песни разучиваются и тиражируются теми, кто хочет петь и танцевать, сочинять песни, творит хореографию как умеет.
Это вовсе не означает, что не нужно правительственным структурам тратить деньги на национальное искусство, ремесла.
А означает лишь, что художникам, поэтам, композиторам, артистам не следует уж очень доверчиво рассчитывать на эффективность стандартных организационных подходов.
Дотации - всегда бесплатный сыр.
Литература, искусство, ремесла – штучные производства. Чиновничий протекционизм для них много значит в плане раскрутки, промоушена, тиражей, гонораров, но всегда мешает проявиться содержанию.
Если мешающего протекционизма нет, искусство становится искреннее, интереснее.
Вот пример: сколько лет Правительство Чувашии их "поддерживает", а где они - литература, книги, которые нельзя было бы не прочитать?
Где чувашское кино, на которое тратится куча денег, на каких фестивалях его показывают?
Когда речь заходит о чувашских фильмах, которые почему-то снимались Максимовым-Кошкинским в голодные тридцатые годы на примитивной, но дорогой технике и не снимаются сейчас, когда цифровые кинокамеры, минимизирующие процессы съемки и обработки, стоят двести пятьдесят баксов, то специалисты сразу говорят: "В Голливуде съемка картины стоит 100 миллионов долларов". Подтекст: съемка фильма - в принципе невозможна.
Ну, а если не приглашать на кастинг Джулию Робертс и Ричарда Гира, с их пятнадцатимиллионными гонорарами? Обойтись своими артистами?
Недавно в офисе чувашского землячества Москвы снимался один из фильмов телевизионного сериала "Понять и простить", идущего по первому каналу. Каков бюджет их фильма, снимавшегося, кстати, два дня (по плану он должен был сниматься один день)? Вы будете смеяться: 2 (две) тысячи рублей - не долларов, не евро, не юаней!
...Дотационность в искусстве - не нужна.
Во-первых, денег все равно в бюджете республики нет, а те, что есть, дадут не всем и не тем.
Во-вторых, дотирование отраслей всегда приводит к тому, что управление ими переходит в руки чиновников. Результат: тиражи падают, литература перестает формировать общественное мнение, талантливые профессионалы изгоняются из театров, поскольку не умеют разговаривать со столоначальниками, мышление которых построено в двоичной системе «можно – нельзя». По их мнению, если предлагаемое для оценки творчество имеет аналоги, значит «можно», если не имеет прецедентов – «нельзя». А настоящее искусство всегда беспрецедентно, содержит изрядную толику эстетической конфронтации, новизны, без которой искусство не может быть названо таковым.
Самая известная, талантливая и интересно работающая сейчас в республике группа мастеров – «Союз чувашских художников». Ее как только не материли! Но сейчас в ней - созвездие ярчайших имен: Праски Витти, Терюкалова, Фомиряков, Петр Пупин, Матросов, десятки других профессионалов, которые уже лет пятнадцать сами себя финансируют, ни на кого не рассчитывают, только – на свои способности. Это их картины, скульптуры, инсталляции сегодня определяют лицо чувашского изобразительного искусства на российских и зарубежных выставках.
Только так и делается настоящее искусство: в дружеской среде, искренними чистыми людьми, не ведущими постоянной подковерной грызни за дотации.
...Наверняка, на ЧНК зайдет разговор по теме "власть".
Чуваши – пожалуй, самая толерантная, коммуникабельная, "федеральная" нация в России.
Но - этот момент часто обсуждается на этнических тусовках - в начале девяностых политики, умеющие не только читать, но и писать на чувашском языке, чуть было не возглавили руководство республикой.
Что было бы, если в 1992 году, на первых президентских выборах, оказавшихся почему-то безрезультатными (пожалуй, единственный случай в стране, когда победитель не был объявлен президентом) к власти пришли люди, чувствительные к национальной теме, оказывающие ей постоянную заинтересованную протекцию?
"Как тогда развивались бы события? По чьему известному уже сценарию?"
По сценарию Мордовии и Марий Эл (где команды опытных партаппаратчиков быстро оттеснили от власти «избранников народа»)?
По сценарию Калмыкии, Татарстана, Башкортостана, где команды первых президентов правят уже лет пятнадцать?
По более жестким сценариям эсэнговского образца – Грузии, Узбекистана, Киргизии?
Или по самому жесткому сценарию – Чечни?
Скорее всего, в Чувашии прошел бы мордовско-марийский вариант. Через год-два коммунисты организовали бы импичмент, взяли власть и надували красные щеки в президиумах.
...Задевать и анализировать тему "национально ориентированная власть" не имело бы смысла, если бы всюду лавинообразно не усиливался этнический ажиотаж.
На первых полосах газет - тема скинхедов, Кондопоги, Воронежа. В "Лужниках" многотысячные толпы скандируют "Россия - для русских". Книжные прилавки завалены националистической литературой, авторы которой серьезно и подробно рассматривают свой приход к власти. Национализм усиливается и в Европе: на прошедших недавно выборах в Швейцарии, самой экономически благополучной стране(!) победили националисты.
Вольно - невольно всем приходится задавать себе простой вопрос: а что, если произойдет невероятное и, допустим, ЛДПР наберет на декабрьских выборах в Госдуму процентов семьдесят голосов?
Всем понятно, что усиленное акцентирование "русской темы" в Воронеже автоматически аукается усилением "татарской темы" в Казани, "башкирской" - в Уфе...
О чем в такой ситуации должен прежде всего идти разговор на ЧНК?
Националистический вариант Чувашии экономически явно не выгоден, потому республика всегда выступала и выступает в роли инициатора интеграционных межнациональных проектов.
Игнорировать общие тенденции, не обращать на них внимание, не давать им оценку - было бы неправильно. Вероятно, речь на съезде ЧНК должна пойти о конструктивной реакции на события в стране и мире.
Другая тема, которая заслуживает сейчас особого внимания - развитие межрегионального бизнеса, участие в нем диаспор. Пожалуй, это самая важная тема, которая прежде почти не рассматривалась. ЧНК почему-то внимательнее исследует гуманитарные вопросы. Хотя в их основе - деньги, которые лучше зарабатывать, чем клянчить.
А вот КАК зарабатывать - этот вопрос и достоин обсуждения.
...Когда ориентиры просматриваются смутно, опытные ямщики всегда прибегают к испытанному способу: бросают вожжи и лошадь сама выводит на верную дорогу.
Скорее всего, и на этот раз ориентиры будут найдены: если не на делегатских тусовках, не в министерствах, то - в самом народе. Который, действуя по принципу «...а караван идет», в массе своей по-прежнему знает и язык, и песни, и танцы, и свои устные легенды.
Как знал их сотни и тысячи лет до этого.