Суббота, 20.04.2024, 11:06
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [399]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1503
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

Валерий Петровский. МОСКВА, ВКШ, 86

 
Во-первых, как я попал в Армению.
Просто случилось так, что однажды я оказался за одним столом с Габриеляном. Это был огромный канцелярский стол приемной комиссии ВКШ. Мы прибыли сдавать документы на учебу – привезли все нужные направления, справки, дипломы. И 6 июля 1986 г. сели писать заявление, чтобы учиться здесь, в Москве. Вот и я сидел и молча писал: первое образование – пединститут, факультет – иняз; мать моя – учительница; родился в сельской местности. Словом – нормальная советская биография.
 А рядом сидел молодой человек с очень кавказским лицом и также молча все у меня переписывал: про иняз, про маму и про сельскую местность. Мне было не жалко, но за маму было обидно. Поэтому я попросил его писать о себе, а не про меня. На что он радостно воскликнул: - Почему про тебя, это всё про меня!
 Оказалась, первая половина нашей жизни практически совпадала. Мы были как близнецы, которые через много лет обнаружили друг друга. Только я был женат, а он – нет. В итоге нас, конечно, поселили на экзамены в одну комнату. Он тоже поступал в группу журналистики.
 Надо сказать, что в истории ВКШ Габриелян – единственный слушатель, который обучался на двух специальностях. Потому что через месяц учебы он неким образом перевелся в группу международников и стал уже обучаться там. Но что-то  его здесь не привлекло, и он решил вернуться к журналистам.
 Но не тут-то было! Поезд уже ушел… Все его документы по всем показателям переписали и в ЦК Армении, и в ЦК ВЛКСМ на новую специальность. Что написано пером…Словом, вы понимаете! Так вот, Габриелян сумел перевестись назад.  Невероятно! И мы стали обучаться вместе. Так что выпускная специальность по ВКШ у нас одна.
 Могу добавить, что и в дальнейшем многое у нас совпадало. В печальном и радостном. К несчастью, наши отцы умерли в один месяц, в октябре. Кстати, после ВКШ я успел  как-то пообщаться с его отцом по телефону. Гораздо позже – и с его мамой. В этом мне повезло. Я помню их голоса, интонации и, что очень приятно, они уже слышали про меня, узнавали. А теперь, после того, как я побывал у него в гостях, я знаю, где стоял тот телефон в сельском доме, когда они брали трубку…
 А женился потом Габриелян практически в один день со мной, хотя он и не знал этого –  9 апреля. Это я уже выяснил в Армении, когда познакомился с его женой. Теперь вы примерно понимаете, как я очутился в Армении.
 Я не мог сюда не приехать!
 Габриелян, извини за сложную конструкцию последней фразы…

ХАЧКАРЫ
 Хачкары – это символ Армении. Гора Арарат – духовный символ, а хачкары – символ предметный. Их так много, что скоро перестаешь их замечать. В этом смысле Армения – как богатая картинная галерея, где слишком много хороших картин. Вот, бывает же выставка одной картины, и все стоят в очереди, чтобы посмотреть на нее. Прикоснуться, как говорится. Как собор Василия Блаженного на Красной площади, понимаете.
 Хачкары – размером с гроб. Это чтоб вам понятно было. Такая большая каменная плита с высеченным по ней изумительным крестом. Плита зачастую покрывала склеп или каменный мешок с захоронением. Но обычно она устанавливалась на видных и важных местах в память о чем-то. Первые хачкары менее украшены, и кресты на них напоминают «древо жизни» - древний символ, единящий прошлое, настоящее и будущее. С корнями, ветвями и стволом, уходящим в небо. Кстати, государственный символ Чувашской Республики – «Древо Жизни», весьма оригинально стилизованное гениальным чувашским художником Элли Юрьевым. Этот символ наиболее полно соответствует древней и загадочной истории чуваш.
 Средневековые хачкары – настоящие произведения искусства, высеченные из камня тем или иным мастером. Кстати, имена многих мастеров известны. Как они размещали тонкий орнамент по камню – остается для меня загадкой. Фантастично и количество хачкаров, разбросанных по всей Армении вблизи храмов. К ним здесь относятся как к живым людям: с ними можно посидеть, погреться плечом о теплый бок, просто прижаться к мудрому старому камню. И камни эти хорошо относятся к людям – они не холодные, у них нет постаментов. Они стоят на равных с нами. Лицом к лицу.
 Кстати, хачкар и переводится почти дословно: хач – крест, кар – камень,то есть это «каменный крест». Крест также может называться на армянском – хачик. Вероятно, это уменшительное. Но я проезжал с Габриеляном и село с таким названием – Хачик. Как раз по пути к нему на родину. Почему я это запомнил? В Чувашии не одна деревня, а даже несколько называются Хачик. Только на пути к моему родному селу три деревни подряд с таким наименованием – Нижние, Полевые и просто Хачики. Видимо, это очень древнее название. И оно сохранилось у чувашского народа. Ученые в наши дни все чаще склоняются к закавказскому (Передняя Азия, Ближний Восток – кому как нравится называть) региону как изначальному месту этногенеза прапредков современных чуваш.
А отгадка – вот она, в сохранившихся и принесенных сюда названиях деревень!
 Между прочим, я попытался и само древнее слово «хачик» - крест  расшифровать с помощью чувашского языка, одного из древнейших на земле. И нашел, кажется объяснение: «хачэ» по-чувашски означает «ножницы», то есть весьма старинный предмет, которому свойственно принимать форму креста. Только вот вопрос в чем: что было раньше – ножницы или крест как предмет поклонения.
 По-моему, стричь овец начали задолго до того, как люди соприкоснулись с христианством. Только плоды оттого несравнимо разные.
 Кстати, чуваши в домашнем хозяйстве всегда предпочитали держать овец, а вот армяне, кажется – коз. Но это не единственное отличие в культуре и обычаях наших древних народов.

ЧУВАШИ И АРМЯНЕ
 Нет более двух непохожих народов, чем армяне и чуваши. Не лицом не похожих, а историей. Это две обратные формы исторического развития со стартом в общеизвестном праисторическом месте и примерно в одно время. И это время предшествовало знакомому нам по школьной истории царству Урарту – древнему государству армян.
 С тех пор у армян практически почти на одной территории, которая постоянно колебалась в размерах, периодически возникали разные формы государственности. Уникальная история армян – одна земля, один народ в течение исторического времени. Всегда на одном месте, всегда – вместе.  Подобной историей вряд ли какой народ может еще гордиться. Но и терпеть во имя родной земли пришлось едва не больше всех – постоянные войны, завоеватели, вхождение то в одну империю, то в другую. Если не по порядку, а по памяти: Персидское царство, Римская империя, арабское завоевание, нашествие тюрок, монгольское иго, Оттоманское владычество, Российская империя… Имена и даты посмотрите в учебниках.
 Я же – о другом. За несколько тысяч лет до нашей эры прапредки людей, которые потом стали называться «чуваш» вышли из этих же земель, соседних с предками армян. И дело не в том, что в древних армянских мотивах я с содроганием ощущал что-то позабытое и просил Габриеляна оставить мне армянскую музыкальную волну. Отчего-то восточные напевы, попавшие в Армению за последние  два-три века, ничего во мне вызывали. И суть не в том, что женщину, которая пришла в дом мужа замуж, по-чувашски называют КИНь, что на армянском – «женщина». А человек, который женился на твоей сестре, по-чувашски КРЕ, что по-армянски – «дядя». Пусть никогда армянки и древние чуваши не женились, допустим, а это просто общий праязык. Или же наши народы некогда тесно общались между собой…
 Я об уникальной истории чувашского народа, у которого, наоборот, никогда не было своей исконной земли. Который постоянно на протяжении средневековья входил в состав самых могущественных степных государств (Тюркский каганат, Гуннское государство, Великая Болгария, Хазарский каганат, потом – Волжская Болгария).  Причем половина названий нормальному человеку даже с советским университетским дипломом ничего не говорит. Читайте Л. Гумилева.
 И предъявить, как доказательство подлинности даже не древней, а средневековой истории, почти ничего невозможно – документы хранятся на  столь древних языках - персидском, китайском, армянском, арабском, древнегреческом. А все последующее бесследно исчезло после взятия Казани вместе с легендарной библиотекой Ивана Грозного – все, что связано с Хазарским каганатом и Волжской Болгарией.
 Если у армян каждый год расписан многими летописями, то у чуваш история покрыта пылью степных дорог, которые они прошли в поиске своего места в истории. Кто же поверит, что чуваши по переписи 1981 года были в России третьим коренным народом по численности – после русских и татар, пропустив вперед еще и украинцев. Но те здесь не в счет!
 Может, чуваши – такой кочевой народ, который всегда в поиске пастбищ? В том-то и дело, что наш народ исконно занимался земледелием и  домашним скотоводством. Точно так же, как и армяне. И во всех степных империях был народом-кормильцем со своей землей и своими князьями.
 Были вместе с гуннами, а в Европу за Дунай не ходили, занимались своим делом. Похоже, ограничились с запада Доном, кормили всех соседей хлебом и в составе Хазарского каганата, которому не один век платил дань  тот же Киев. Пытались сохранить и при хазарах свои права, когда это не удалось, булгарские князья, а затем и суварские, повели свои племена на Волгу и Каму.
 Предки чуваш каждый раз, когда им грозило покорение и подчинение, переселялись всем народом, вместе с женщинами и детьми, поднимались на колеса и уходили на новые места. Это невероятно и абсолютно уникально, когда народ считает первозначным не землю родную, а народную свободу. В отличие от всех прочих народов:
«За землю родную я душу отдам!» Понимаете, мой народ считает, что землю можно и иную найти, а душу уже не вернешь…
 И почитает не поле, не речку, а родную мать и родимый очаг.
 И если армяне – первый христианский народ единственной верой с 301 года, то предки чуваш – единственный народ в мире, прикоснувшийся почти ко всем мировым религиям, начиная с зороастризма. В начале 6 века в Великой Болгарии (земли Ростовской области, Ставропольского и Кранодарского краев, Дагестана и Астраханской области) великий князь Кубрат вводит христианство у булгар, а через полсотни лет к ним примыкают князья сувар-сувазов.
 Но проходит пара столетий и в Хазарском каганате торжествует иудейская религия. Не потому ли булгары расходятся во все стороны – на Кавказ,  за Дунай (черные болгары - князь Аспарух), на Волгу-Каму (серебряные болгары - князь Котраг)? Но имена древнееврейские попали почти в каждую чувашскую деревню – Абрам, Иосиф, Лазарь, Давид…
  А в 922 году в Волжскую Болгарию прибыло Бухарское посольство и принесло ислам. Булгарские князья и другие племена были готовы принять мусульманство. Восстал князь Вурыг – во главе сувар, которые в знак протеста даже  поднялись с насиженных мест и осели в южных районах современной Чувашии.
Вот как тебе ответить, Габриелян: какой веры были древние предки чуваш?
 Я одно знаю: до сих пор чуваши, так же как и армяне, имеют священные деревья, на которые вешают кусочки материи, лоскутки ткани и просят древних богов, которые у нас были едины, дать или урожай в поле, или приплод скота, или здорового сына рожающей женщине.
 Как тебе объяснить, что предки чуваш не были кочевниками, а земледельцами, которые с Закавказья вынесли такое древнее растение как хмель, о котором забыли даже армяне? И кто вообще знает, что хмель, произрастающий теперь на Средней Волге, относится к Семейству Тутовичных. Потому что, чтобы выращивать хмель, нужно точно такое же поле, как для винограда и невозможно оставить это поле без присмотра. И до сих пор несколько веток хмеля растят чувашские бабушки в углу огорода, а у в Армении его считают сорняком.
 Где назвать мне землю, которая изначально была родиной чуваш, если даже в нашем языке абстрактное слово «родина» потерялось, осталось только «место моего рождения» и «хамар ял» - моя родная деревня.
 Как самому представить, что эти мирные хлебопашцы были великим воинами, которые в VI-VII веках воевали и с персами, и с арабами, и с албанцами – брали  Тбилиси, освобождали Ереван. Тебе легче это выяснить, посмотри в хранилище древних рукописей, куда ты меня отправил, Габриелян. Там должно быть написано про походы болгар и сувар в Закавказье через Дербентские ворота. Осознанно или нет, но и вновь оказались в знакомых местах с до боли известными названиями как, например, Чаош – ныне область в западной части Турции.
 Каким образом наши предки в каждом степном государстве были союзниками, а не подневольным народом? Что давало им возможность договориться каждый раз с новым народом, вдруг появившимся из Великой Степи – с тюрками, гуннами, хазарами.
 И почему вдруг татаро-монголы стали той дикой силой, подорвавшей могущество Волжской Болгарии, а армяне сумели найти общий язык именно с этими захватчиками. Может, это ты объяснишь мне, Габриелян…
 Ты спрашиваешь, когда появились чуваши. Они были всегда. Потому что чувашская поговорка гласит: «Когда исчезнет последний чуваш, наступит конец света». Потому что они пришли на рассвете…
 На заре истории человечества.
 И это знает каждый чуваш.

Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (06.11.2007)
Просмотров: 1412 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 1
1 шанчак  
0
С удовольствием познакомилась с работой В. Петровского. Очень занимательно. Радует, что Валера Петровский пытается найти истину в происхождении чувашского народа. С филологической точки зрения интересно сравнение слов армянского и чувашского происхождения. Автор делает интересные предположения, сравнивает, анализирует, сопоставляет слова, обычаи. Анализирует происходящие события в истории чувашского народа. Желаю успехов! Шанчак. 25 августа.

Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика