Среда, 22.11.2017, 10:10
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [400]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1467
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

Д.Воробьев: "Стихи - способ самовоспитания"

Д.Воробьев: «СТИХИ – СПОСОБ САМОВОСПИТАНИЯ»

 

Воробьев Дмитрий Николаевич, поэт, преподаватель вуза.

(Также в ход интервью вмешивается со своими комментариями друг Воробьева, художник и издатель Игорь Улангин).

 

 

-Расскажите о себе.

 

Воробьев. Родился 24 июня 1979 года, в День республики -  тогда это еще  был  просто  мой день рождения - в маленьком тихом бандитском городе, Канаше, в типичной советской семье:  бабушка – мордовка, дедушка – кряшен, то есть крещеный татарин, другие мои родные – чуваши.

Дед, Воробьев Павел Егорович,  говорил по- татарски,  а по-русски он не умел говорить до восемнадцати лет.

Моя бабушка-мордовка и дедушка-кряшен   разговаривали между собой  на русском. Русский  у  них был  языком межнационального общения,  языком их любви.  Мой отец, выросший в такой семье,  знает только  русский,  к сожалению. Вряд ли  здесь  следует  усматривать  политику, направленную  на  выкорчевывание национальных корней,  все  происходило само собой, естественно.

Я вырос с моим младшим братом, его зовут Роман; мы были обычные  городские дети с обычными  увлечениями. Единственное непростое увлечение у меня – я закончил художественную школу в Канаше. Правда, я тогда  еще  не думал заниматься творчеством…

 

Улангин. Видите ли,  он  тогда  все время думал, что ходит в музыкальную школу…

 

Воробьев…Ну, в художественную школу я ходил потому, что это была форма отдыха, разгрузки  от проблем обычной школы, всяких  дворовых делишек. Вообще я был спокойный, тихий ребенок, маменькин сынок. Не бандит.

 

Улангин. Уточню: на фоне остальных…И вот, однажды, когда  ты  чистил на крылечке краденый наган…

 

-Ближе к  теме,  господа.

 

Воробьев. После школы поступил на географический факультет ЧГУ, закончил его.  

 

Улангин. С отличием, поди?!

 

Воробьев.  Без отличия. Первые два года я, откровенно говоря, занимался списыванием. На третьем курсе  взялся за ум,  стал все делать сам,  готовился каждый раз к занятиям, что было не принято у нас почему-то. 

 

-Когда появилась первая рифма?

 

-Стихи появились в моей жизни в школе, десятом-одиннадцатом классе. Я начал писать стихи оттого, что хотел внимания, наверное. Стихи были ужасные, порнографического и эротического характера. Но юношеское увлечение,  вольные фантазии прошли, потому что перестали привлекать внимание, и все это надоело.

 

-Чье внимание перестали привлекать?

 

-Девичье. Общественность тоже перестала возбуждаться.  И стало не интересно.

А серьезно писать стихи я начал поздно, уже в  аспирантуре по философии ЧГУ. Случайно. Закончил я аспирантуру по философии и сейчас преподаю ее в чувашском  педагогическом  университете.

 

Улангин. Случайно что? Закончил аспирантуру? Или поздно начал?

 

Воробьев…Писать стихи.

 

-Какие идейные течения вы пропагандируете студентам?

 

-Есть госстандарт по учебной дисциплине, и в нем обозначено, что студенты должны знать. В принципе  госстандарт предоставляет  большую  свободу маневра. Некоторые темы  даны  одной фразой, а чтобы   студент  ее  усвоил, необходимо потратить полгода. Но что конкретно нужно  знать студентам,  там не указывается:  многое определяется выбором самих преподавателей. Они разрабатывают свой курс, свои темы, выпускают методические пособия,  формулируют  вопросы к экзамену и утверждают их на кафедре. Человек официально приобретает право преподавать по своей программе, которую он считает важной, но она не должна выходить за пределы госстандарта.

Те, кто вырос на диалектике истмата и диамата, имеют возможность преподавать эти дисциплины,  а те, кто вырос уже в постперестроечное время, имеют возможность давать современную философию, обращать внимание на то, что им интересно самим.

 

-Прежде все преподаватели философии были последователями  Маркса и Энгельса.

Чья теория интересует вас?

 

Воробьев. Думаю,  меня можно отнести к кантианцам. Я - не чистый кантианец,  скорее - посткантианец. Мне интересны подходы, которые Кант разработал.

 

-Чем же вас заинтересовал Кант?

 

-Если говорить без философского жаргона, то заслуга Канта - в том, что он сформулировал  проблему познания мира: то, как мы познаем, и почему наши знания соответствуют реальности?

Вот если мы создали холодильник, значит, мы сумели управлять процессами. А вот как, каким образом мы познали эти процессы? Кант говорит, что мы знаем мир таким не потому, что он таков сам по себе, а  потому, что сознание имеет некие структуры,  позволяющие знать мир таким. То есть знание о мире зависит не от самого мира, а от нашей способности познавать мир. У человека есть некоторые схемы познания и восприятия, то, что называется «гештальт». При этом у него - ограниченный набор органов чувств: нет инфракрасного диапазона зрения или ультрафиолетового, как у некоторых животных,  птиц. Мы видим мир исходя из своей человеческой точки зрения, у нас - пять пальцев на каждой из двух рук, два глаза…
Кант приходит к выводу: мы не можем познать мир таким, каков он есть сам по себе вне человека и человечества.  Чисто объективный мир - непознаваем.

Но мы сами создаем мир, который познаем.

 

-Ну, и что из этого следует для понимания творчества?

 

Улангин. Раньше никто не видел тумана Лондона. Импрессионисты первыми его увидели. Был некий инструментарий, который позволил им это сделать. А люди   видели так,  как  им  прежние картины говорили: четко и разграничено. Старались «туман Лондона» в такой интерпретации и подать. А импрессионисты с помощью своего инструментария «увидели»  туман, и все обратили на него внимание.
Чем художники занимаются – они видят мир по-новому. Нет у них  такого тоталитарного видения,  чтобы раз и навсегда.

Есть мир, музыка, а мы, художники, создаем мелодию.

 

Воробьев. Я  выделяю Канта потому, что он обратил внимание:  современный мир - очеловечен.   Вещи являются вещами благодаря  прошлым поколениям, сделавшим их таковыми.  Нынешние  люди думают, что эти вещи - сами по себе; они  живут в мире, освоенном предыдущими поколениями, и их опыт люди имеют в скрытом виде,  он позволяет им познавать мир.

Я говорю очень упрощая. Если говорить на философском жаргоне, можно утонуть в терминах.

 

-А что  конкретно это  знание  дает?

 

Улангин. Молодым аспирантам это конкретно  дает  академические часы.

 

-А что это дает искусству?

 

Воробьев. Может,   ничего и не дает.

Прежде было два взгляда. Первый – эмпирический: мы имеем истинные взгляды на мир потому, что человек воспринимает мир как зеркало, отражая его. Сознание человека – чистое зеркало. Оно поворачивается к вещи,  вещь отражается в нем.  Имеются знания, отражающие действительность по вещам.

Вторая точка зрения – рационалистская: в сознании есть некая божественная структура,  разум, который не является естественно получаемым из ощущения вещей. Рационалисты считали, что нельзя понимать сознание просто как зеркало. Вот эта способность зеркалить мир – она, с их точки зрения,   врожденная.   Разум они понимают  как некую неестественную, возможно,  божественную способность познавать. Благодаря  дару бога, у  людей есть уже некие понятия, принципы.  Два плюс два равно четырем,  два равно двум, два не равно трем…Принципы и понятия  не всегда можно вывести из опыта, но они уже имеются у каждого человека  в готовом виде, изначально заложены в нем, благодаря  чему  люди получают из хаоса эмпирических замеров и отражений реальности некие законы этого хаоса.

…Кант же сказал, что вещи существуют сами по себе, но вещей в себе еще недостаточно для того, чтобы познавать их. Нужна еще способность. То есть он объединил две точки зрения. По Канту, вещи нужны для того, чтобы познавать их, но нужен еще и разум, способность познавать.

Кант поставил проблему, которая решается.

У Канта в бога можно верить, и этого достаточно.

 

-А вы сами - атеист или..?

 

Улангин. Бог Воробьева – это  Кант.

 

Воробьев. Может быть, я и верю в бога, но мой бог – не христианский,  который внемирный и надмирный. Я считаю, что если бог есть, то он и есть мир. Мир и бог - все вместе.

 

Улангин. Нет, это уже называется, насколько я знаю, слово такое хитрое…

 

Воробьев. "Пантеизм" это называется. Но такое понимание мне ближе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (20.11.2007)
Просмотров: 2225 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика