Пятница, 19.04.2024, 22:48
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [399]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1503
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

Г.Иванов-Орков: "Чувашское этническое искусство интересует всех"

Геннадий Николаевич Иванов-Орков, исследователь национальной культуры

 

-Расскажите о себе.

 

-Я являюсь заведующим отделом декоративно-прикладного искусства Чувашского государственного художественного музея.

Занимаюсь  фольклорным  искусством, интересы разнообразные: и современное творчество, и фотография, и народный  костюм.

Родился в Чувашии, 20 апреля  1953 года. Окончил художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института имени Ивана Яковлева. Педагог. Пять лет проработал в сельских школах,  познакомился с культурой разных мест, для меня это было очень интересно.
 
-Где вы  учительствовали?
 

-Три года проработал в  Янтиковском районе, в  русском селе Можарки с очень древней и богатой историей.

Люди там  - очень интересные, оригинальные, половина села – староверы.

Мы с молодой женой жили в избушке, где были староверческие иконы.

У староверов - своеобразная культура.  У них -  свои предметы обихода, свое кладбище,  они стараются не смешиваться и даже не соприкасаться в бытовом отношении с мирянами, как они говорят,  то есть обычными  православными. Отделение староверов   произошло еще во времена Никона, это давняя и  сложная история.

В Чувашии много русских сел. Но в том случае получился как бы  маленький «анклав»: два русских селения со старинным укладом, своими песнями,  фольклором, оказались на территории Янтиковского района, бывшего Цивильского уезда Казанской губернии.
Когда я там работал, села сохраняли свою идентичность, культуру, их жители  не смешивались с местным чувашским и татарским населением, которое жило в соседних деревнях, рядом. Кстати, такое предметное, практическое знакомство с  интересным  многовековым  опытом бытовой  этнической  толерантности  по  отношению к другим  культурам пригодилось мне в дальнейшей работе.
 
-С какого года вы сотрудничаете с музеем?
 
-В Чувашском государственном художественном музее я  с 1980 года. В 90-е  эту  работу я сочетал с деятельностью в Чувашском  государственном  институте  гуманитарных  наук.

С помощью своих соратников, учителей мне удалось поставить мою  деятельность  на научную основу. Я начал  выпуск научных статей,  работать над монографией «Чувашский народный костюм».

Работа в  музее – интересный этап.
 
-Что является предметов ваших исследований?
 
-Я занимаюсь  и современным искусством, в частности, фотоискусством. Но  главной моей исследовательской  страстью является чувашская народная культура в целом, и народный костюм, ее важная составная часть.
 
-Книга, которую вы написали в соавторстве,  удостоена высокой оценки - Госпремии. Расскажите об этом подробнее.
 
-В 2000 году я в составе группы авторов начал  работать над книгой «Чувашский народный костюм». В результате  получилось научно-художественное издание.
Это  большая книга альбомного формата, в которой  равноправно сосуществуют и тексты,   и иллюстрации, которые мы делали вместе с художниками.
Я считаю, это замечательная книга. Мнение общественности о ней - такое же высокое. Книга была удостоена Государственной премии Чувашской Республики за 2005 год.
У нее три автора.
Василий Николаев, он уже ушел из жизни,  был  крупным  специалистом в области газовой промышленности, доктором наук, большим патриотом и значительным исследователем чувашской истории и культуры. Он не был просто спонсором, как многие  считают. Он хорошо понимал, что чувашский народный  костюм -  наиболее яркая и интересная часть национальной культуры, которую можно показать публике, международной общественности и поддерживал проект в течение трех лет, до тех пор, пока книга не вышла и не была презентована.
Третьим автором является Виталий Иванов. Известный ученый, этнограф, ныне доктор исторических наук. Его специализация – не только народная одежда, народный костюм, но и другие области национальной культуры и истории. У него - большой  организаторский опыт:  в 90-е годы работал  министром культуры Чувашии. Он сыграл большую важную  роль в подготовке и  становлении книги.
Книга получилась такой,  какой мне и Виталию Иванову ее  хотелось увидеть, какой ее задумывал сам Василий Николаев. Трое авторов сработали как  сильный  интересный коллектив,  каждый  из  авторов  в  книге  сказал  свое  слово.
Книга была напечатана в Финляндии. Из многих издательств и типографий мы выбрали финскую как наиболее приемлемую для нашего проекта.
 
-Вы продолжаете работать над этой темой?
 

 2006 году Чувашское книжное издательство, опираясь на опыт  издания книги  «Чувашский народный костюм», задумало  выпуск ярких интересных и привлекательных для публики, достойных для представления в мире книжных изданий о народной культуре Чувашии.

Речь идет о значительном сегменте этнической  культуры, частью современной практики  в деревнях и городах республики.

Директор издательства Валерий Комиссаров  - большой патриот чувашской  культуры. Он посоветовался с нами и поддержал нас в подготовке и  выпуске серии книг об опыте народных мастеров.
Была задумана  серия книг самих мастеров: я знал, что наши мастера имеют желание писать, делиться опытом, и  настало такое время.
 
-Какая книга серии  была выпущена первой?
 

-Сначала мы поработали над выпуском книги мастерицы  Евгении Жачевой «Чувашская вышивка».

Жачева известна своими журнальными и газетными публикациями об узорах, вышивке, секретах чувашских швов. Она сама искала эти секреты, изучала  разные источники, в основном, исследовала изделия старых мастеров прошлых веков.

Она  разыскала и идентифицировала  32 шва и, естественно, захотела  поделиться  секретами исполнения швов с другими мастерами.

Задача была чисто техническая. Но мы все же решили издать не учебное пособие, а настоящий книжный альбом. Книга получилась, она вышла в свет в 2006 году, а  в 2007 году  была успешно презентована на нескольких престижных книжных ярмарках, получила в своей номинации первое место на конкурсе Ассоциации книгоиздателей России, это большой успех книгоиздательского дела Чувашской Республики.
 
-Над какой книгой работаете сейчас?
 
-Успех мы решили закрепить второй книгой. Мной было предложено издать книгу-альбом о творчестве Петра Мазуркина. Я знал, что Петр Яковлевич  писал, готовил материалы  для журналов, в 90–е годы они печатались на чувашском языке, с приложением рисунков, графических схем, объясняющих, как самому сделать наличник, колодец, крыльцо сельского дома.

Но материалов  было недостаточно, потому, посоветовавшись с руководителями и специалистами книжного издательства, мы решили написать монографию, искусствоведческое исследование творчества.

Мне захотелось также сохранить своеобразный язык Мазуркина, его стиль, и я предложил соавторский метод, так скажем, чтобы какие-то места, написанные самим Мазуркиным,  его размышления, эссе, тоже вошли бы органично в книгу.

У книги «Чувашская народная резьба по дереву» - два автора. В этом маленьком коллективе  моя  роль была  в том, чтобы собрать воедино и систематизировать исследования творчества Петра Яковлевича, а это очень богатый материал.

Автор хотел опубликовать в книге также свои стихи, воспоминания, зарисовки, у него много разнообразного материала. Но  книжная  серия уже началась и концептуально  оформилась, потому требовалось  ограничиться,  давать только основное, важное.

Мы построили книгу на монографической основе: жизнеописание,  особенности  творчества, стилистика  произведений, их систематизация: ведь Мазуркин  работает и в корнепластике,  и в традиционной чувашской народной резьбе, и изготавливает предметы утвари, занимается и архитектурной резьбой.
Всему этому надо было определить свое место.
Потому я написал книгу как  научную монографию с главным героем.  Я поставил перед собой задачу: обозначить его место в народной культуре Чувашии.
Мне кажется, это удалось. Он - народный мастер, воспитанный на традиционных этнических корнях,  вдохновение которого подпитывается  из множества источников;  он - художник, соблюдающий основные правила и принципы  традиционной резьбы по дереву. 
Меня очень вдохновил его дом,   сделанный его собственными руками:   уникальный, интересный.
 
-Чем он вас заинтересовал?
 
-Он  построен  в деревне Новое Шокино  Моргаушского района. Деревенька стоит близ старинного села Большой Сундырь,  неподалеку от  трассы. Образ дома полностью создан Петром Яковлевичем. Интересное сооружение, украшенное национальной резьбой  сверху донизу.  Резьба не повторяет старинную чувашскую или русскую резьбу, она - своеобразная, соответствует архитектуре дома,  его назначению.

Сейчас мы ведем работу по подготовке туристского центра на базе этого дома.

По крайней мере, один из пунктов туристского маршрута по нашей республике должен пролегать через  уникальный центр народной культуры.

 
-Как раскупаются книги  серии "Из опыта народных мастеров"?
 
-Они раскупаются хорошо, пользуются успехом, чему я рад.
Выходит еще одна книга, написанная народной мастерицей Валентиной Минеевой, «Чувашское ткачество».
Валентина Алексеевна - опытный журналист, исследователь народного ткачества, она сама написала книгу, которая скоро выходит на чувашском и русском языках.
На 2008 год запланировано издание двух книг серии.
Я готовлю монографию о вышивальщице и мастере-изготовителе народных кукол Татьяне Шарковой. Она - известный деятель,  книга о ней наверняка не залежится на прилавках.

В серии также готовится выпуск  книги о народных музыкальных инструментах мастера Виктора Чернова.

В целом, я думаю,  это будет очень интересная, необходимая серия, по достоинству презентующая  национальную культуру на любом уровне.

 
-Какими тиражами выходят книги серии?
 
Тиражи – немалые  для книг такого рода в нашей маленькой республике: от 2 до 3 тысяч экземпляров.

Они ярко изданы,  иллюстрации – цветные, бумага – очень качественная. Издания напечатаны на высоком уровне в Типографии №1.

Огромная заслуга в выпуске книг – всего коллектива Чувашского книжного издательства,  корректоров. Особая заслуга -   редактора Валерия Алексеева, известного журналиста, и Ирины Калентьевой - дизайнера серии.

Фотографом книги о Мазуркине является Михаил Костырев, известный фотохудожник и журналист, мой давний знакомый. Он очень глубоко проникся миром чувашской культуры,  чувашской резьбы, хоть сам и не чуваш по происхождению. Можно сказать, он - третий соавтор.

 
-Почему у вас двойная фамилия?
 

-Орков - фамилия деда, которую я решил  выбрать в качестве псевдонима.

 

-А как бы вы сами определили,  кто такой Иванов – Орков?

 

-Об Оркове готовится небольшой материал во втором томе  Чувашской национальной энциклопедии.
В нем сказано, что я - исследователь  народного  костюма,  экспедиционник и практик, основатель коллекции чувашского народного искусства в Чувашском государственном художественном музее.

...Кстати,  в этом музее я работаю уже 27  лет и не жалею об этих годах;  это счастливое для меня время продолжается, оно не было однообразным, кабинетным,  скучным, а оказалось динамичным,   порывистым,  хотя и   немного  нервным.

Много было  экспедиций:  практически каждый год я старался выезжать для сбора экспонатов и научной информации, делать фотосъемки,   аудиозаписи.  Очень много людей в памяти и  много привезено предметов,  дорогих для меня и бесценных для нашей культуры. Около 1500 экспонатов  в нашем фонде, они  будут сохранены на века для новых поколений.

Я думаю, это самое главное.
 
-Какую книгу готовите к приезду иностранцев на чемпионат мира по спортивной ходьбе?
 
-В декабре 2007 года должна выйти новая книга-альбом - «Узоры земли Чувашской», ее подзаголовок - «Народные художественные промыслы и сувениры». Книга является  оригинальным изданием, в ней собраны фотографии, небольшие очерки, имеется вступительная статья.

Книга знакомит со всеми видами народных художественных промыслов на территории республики. В ней  рассказывается о мастерах, художниках,  работающих  в Чебоксарах: среди ее героев - известные  фигуры, личности, художники и мастера по вышивке Татьяна  Шаркова, Екатерина Жачева, Татьяна Петрова, известные ткачихи Валентина Минеева, две Светланы Гайнутдиновы, старшая и младшая, резчики по дереву и ряд других мастеров.

В основном, мы старались представить в книге  авторов, работающих в традиционных для Чувашии видах искусства. А также  авторов, которые разрабатывают свои оригинальные, не совсем, может быть, характерные для Чувашии виды искусства: мастеров резьбы, росписи по дереву. Этот вид развивается сейчас очень активно в творчестве художников, их учеников.

Особенностью альбома является то, что в издании представлены как фотографии  произведений, так  и фотопортреты.

Есть также  список народных мастеров.

Структуру издания мы построили по видам искусства: вначале идут авторы, работающие в  вышивке, потом – в ткачестве,  резьбе по дереву,  керамике, а завершается книга разделом «Будущее народных промыслов», в нем мы показали совсем молодых мастеров: учеников, студентов, которые в аудиториях учебных заведений и самостоятельно осваивают искусство народных промыслов. Самым молодым - до 12 лет.

Это тоже будет яркое интересное издание. Оно выполнено по заказу Минэкономразвития Чувашии, которое  заботится о том, чтобы народные мастера были   представлены и  в  книжной продукции.

Надеюсь, издание придется очень кстати к чемпионату мира по спортивной ходьбе, которое состоится в Чебоксарах в мае 2008 года. Оно готовится  как сувенир, как презентация чувашской культуры, всей  Чувашии мировой общественности. Это будет дорогое, но очень интересное и необходимое издание.

 

 
 
 
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (18.12.2007)
Просмотров: 3361 | Рейтинг: 4.7 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика