С.Яковлев: «Задача, в принципе, реализуемая»
Яковлев Савдей Юрьевич, художник – аниматор первого чувашского мультика «Улып»
-Для начала – ваши анкетные данные?
-Родился 28 декабря 1988 года, окончил школу в Чебоксарах.
Сейчас учусь на втором курсе художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. Поступил сразу после школы.
...Да, школа, вуз – все у меня стандартно.
-Кому принадлежит идея создать мультик «Улып»?
-Идею и сюжет – про чувашского мифологического героя Улыпа – нам подсказал и предложил отец моего друга Атнера, Владимир Карсаков.
Нам идея понравилась, мы сразу взялись за ее реализацию и смастерили маленький фильм.
Я рисовал картины, героев, а Атнер делал на компьютере анимацию.
Атнеру семнадцать лет, он работает, а в следующем году собирается поступать в институт культуры.
-Сколько картин вы нарисовали, работая над фильмом?
-Не знаю точно. Где-то около ста. В выходные мы собирались и делали.
По-сути, работали не так уж много: месяц – полтора, без отрыва от основных своих дел.
-Определено: фильм длится шесть с половиной минут…
-Да? Я не считал.
-А кто озвучивал фильм? И почему нет слов?
-Музыку мы сделали, а озвучить сюжет текстом диктора - не догадались.
-Откуда взяли музыку?
-Музыку мы взяли уже известную: ее авторы -
«Нигма», другие группы; то есть, в «озвучке», в основном – европейская музыка. Есть и чувашский фолк.
-Друзья смотрели фильм?
-Друзьям я не показывал, не афишировал.
-А кто смотрел?
-Посмотрели родные. Премьера состоялась в кругу семьи.
-Какой была реакция?
-Ну, в целом, одобрили. «В общем, неплохо», - мой отец сказал.
Но все равно я знаю: там серьезные минусы есть. Анимация пока - низкого уровня. Я не очень хорошо нарисовал, и Атнер тоже не лучшим образом еще изучил компьютерную программу.
Так что работа пока - не на таком уж высоком уровне.
-Есть ли планы продолжить эксперимент?
-Конечно, можно было бы что-то такое же сделать еще. Определенный навык появился, идеи тоже - есть, в основном, связанные с чувашскими сказками.
-Шутки-шутками, но вы с Атнером Карсаковым, получается, пионеры, родоначальники чувашской национальной анимации. Исторические личности.
-Хм, да…Влипли в историю, - наверное, можно и так сказать.
-Ваши увлечения?
-Главное увлечение – рисовать, конечно. Обычно в жизни я рисую, гуляю или дома сижу, учусь. Особо серьезных увлечений нет. Немного занимаюсь спортом: баскетбол, волейбол, упражнения всякие.
Раньше увлекался художественной литературой, книгами, сейчас почти перестал читать. Интернет выходит на первый план. Потому и анимацией заинтересовался: по технологии и публике она ближе к Интернету.
-Кто авторитет для вас?
-Мои авторитеты - наши преподаватели.
-Какую цель вы преследовали, работая над фильмом?
-Мы сделали это, чтобы показать: задача вполне осуществима. Работа требует упорства, времени, но ее можно осуществлять на основе новых компьютерных программ.
Первый фильм можно рассматривать как прецедент, доказывающий, что мультики можно делать. Аргументы, типа: «анимация - невероятный труд», «нужны огромные деньги»…- отговорки; на самом деле нужно стремление и знание современных компьютерных анимационных программ.
Разумеется, чтобы качественная вещь получилась, надо серьезно работать. Но задача, в принципе, выполнимая. Реализуемый вариант.
-Что для вас было самым интересным и самым сложным?
-Самым интересным, захватывающим, по сути, был сам процесс создания фильма. Ведь мы прежде ничем подобным не занимались. Для меня было ново рисовать мифологических героев, сказочные пейзажи, фон, Атнеру – анимировать все это.
А самое сложное, оказалось - найти интонацию фильма.
…Вообще мультиков я много смотрел, и думаю, лучше всех - наши, советские. Больше всего мне нравится психоделический мультик Юрия Норштейна «Ежик в тумане». Там интонация очень необычная. Вообще теплый, добрый фильм.
То, каким мы хотели сделать свой фильм, точно не могу сказать. Что получилось, то и получилось. Мы его концепцию не обсуждали. Обсуждали то, что в нем должно происходить и как это показать.
А как это должно выглядеть – нет, не задумывались об этом.
С рисованием одежды у меня трудности возникли. Мы изучали старую чувашскую одежду, я смотрел ее образцы и предметы быта в энциклопедии, но все равно, думаю, можно ошибки найти в фильме.
-Кто вам помогал?
-Отец Атнера очень помог, он создал покадровый сценарий: что должно быть в кадре, как это должно выглядеть. Мы по этому сценарию и ориентировались.
-Как у вас обстоят дела с учебой?
-Сессию сдал нормально, 25 января начался второй семестр.
На факультете у меня - хорошие преподаватели. По рисунку - Кондратьев Геннадий Васильевич, по живописи - Ерин, художник; по композиции – Анохин…Все – хорошие люди, мастера.
Мне нравится и факультет, и институт.
После школы я подумал: лучше сюда поступать, чем куда-нибудь еще. Искусство - мне это близко. Я учился в средней художественной школе, хотя и не закончил ее: терпения не хватило.
-Чем собираетесь заниматься после учебы?
-С этим не определился пока. Чем–то, связанным с графикой, наверное.
|