Шведский стол
Кушай, что дают, - говорят в России. - На чужой хуплу рот не разевай.
Шведы же изобрели такую интересную штучку, как «шведский стол».
Тайный смысл их изобретения, возможно, в том, чтобы убедить каждого в относительности вещей.
Человечество, как на трех китах, стоит на стремлении к насыщению. Любовь и голод правят миром. Сильнее тот, кто искуснее холит свой волчий аппетит.
Хохма, трюк шведского стола – в том, что ни один человек не может, как быстро выясняется, съесть больше, чем хочет.
Нельзя наесться впрок!
Это только голодному кажется, что он способен съесть мамонта. На самом же деле не каждый способен съесть даже цыпленка – табака.
Выясняется это обстоятельство тогда, когда вводится базовое правило: за столом можно есть все, но вытаскивать кушанья из зала – запрещено. Если нарушителя поймают у выхода с продуктами, то предложат два варианта: либо вернуть все это, либо съесть тут же.
Шведский стол – демонстрация ограниченности человеческого аппетита.
Показ лимитированности его возможностей.
За шведским столом каждый понимает: в сущности, человеку нужно не так уж и много.
Булка свежего серого хлеба с вкусным маслом, творогом. Стакан горячего ароматного чая или холодного апельсинового сока. Омлет или пара сваренных вкрутую яиц. Немного свежей зелени: салат – латук, кинза, петрушка. Ну, каша. Кусок бифштекса или красной рыбы…
Все! Глаза – разбегаются, однако съесть что-то сверх того – невозможно.
Точнее – можно, но уже не хочется.
До каждого едока за шведским столом начинает доходить великая истина: человеческие желания – ограничены, потому необходимо ограничивать возможности их реализации.
Из-за стола надо вставать немного голодным, считают французы.
По настоящему каждому нужна очень простая, но вкусная пища без деликатесных прибамбасов. Одна, но интересная работа. Один, но комфортный автомобиль…И т.д.
Да, можно иметь и больше. Но уровень аппетита – пропорционально снижается. Соответственно, теряется смысл приобретений.
Чтобы наличествовало изобилие – вовсе не обязательно, чтобы на общественном столе имелось очень много всего и сразу.
Нужно иметь всего лишь чуточку больше, чем человек может скушать за раз.
Самую малость сверх того, что люди могут себе вообразить. Шведский стол – конструкция, объясняющая мировоззренческую философию, природу социального успеха скандинавов.
Человеку доверяют делать все, что он пожелает. Поскольку его желания известны и учтены.
Лучший способ превратить любого разбойника и бунтаря в законопослушного консерватора - дать ему реализовать свои устремления.
Швеция - это большой "шведский стол", где можно все, но именно потому все граждане страны столь уважают традиции.
Линия Маннергейма
История отношений России и Финляндии - витиевата, в ней немало тайн.
В 1939 году войска маршала Ворошилова решили вернуть Финляндию в состав СССР. Но финны уперлись в свою бронированную линию маршала Маннергейма, который, двадцать пять лет отслужив в российской царской армии и изучив российскую стратегию, знал: хочешь мира – готовься к войне.
«Линия Маннергейма» почему–то вызвала у чувашских туристов особый интерес. Про нее у гидов расспрашивали особенно подробно.
Гиды разъяснили: СССР финскую военную кампанию не сумел выиграть, ограничившись победой на маленьком локальном участке фронта.
Такова основная версия.
Мудрый Сталин не пошел в 1939-м напролом: на носу была неизбежная война с Гитлером, надо было готовиться к ней и ни в коем случае не показывать свою истинную силу. Пусть фашисты думают, что в СССР щи лаптем хлебают. Так и получилось: Гитлер уверовал, что раз СССР не смог одолеть маленькую провинциальную Финляндию, то надо готовиться к блицкригу. План «Барбаросса» отводил на войну с СССР два месяца. Гитлер даже валенок для своих солдат не заготовил. И только потом понял, как сильно промахнулся, неправильно истолковав результаты финской кампании Ворошилова-Сталина.
…Но это – тоже только версия.
На треке истории
Когда-то, очень давно, Финляндия была частью Швеции. Которая, в свою очередь, была частью королевства датчан. Само собой, Дания находились под протекторатом Германии, которая сама была задворками великой Римской империи, развалившейся потом от нашествия варваров, скифов-гуннов, то есть древних предков чуваш, если верить современным изысканиям историков.
В общем, вся эта историческая матрешка, где народы прочно сцеплены друг с другом, и то воюют, то мирятся, то оказываются впереди, а то, как на велотреке, откатываются назад, устав рассекать воздушный коридор для идущих в фарватере, называется «единое экономическое и культурное пространство». И обеспечивали его, в основном, военные: то Александр Македонский, то Аттила, то Чингисхан, то Ермак, то Наполеон…
Сейчас единое пространство обеспечивают люди искусства.
В частности – артисты фольклорных коллективов.
«Мы – родственники»
«Мы все – родственники», - сказал Павел Химанен.
Финны чтят Ленина, не только потому, что он даровал им независимость. Но, вероятно, еще и потому, что общественная модель их страны – яркое воплощение ленинской теоретической социальной модели, которая допускает рыночный сектор в экономике, утверждает, что рынок - всерьез и надолго.
Ленинский общественный идеал - типично шведский (ведь Ленин, согласно утверждению кинорежиссера Говорухина, на четверть - швед): сильное социальное государство, в котором бизнес не подавляется, но платит высокие налоги, взамен получая преференции госаппарата и заботу банков, что гарантирует обществу стабильность и процветание.
К этой соцмодели, похоже, постепенно и дрейфует новая Россия.
«В скандинавских странах, - сказала гидша Женя, - успешным людям не принято кичиться богатством. Они стараются внешне не отличаться от обычных граждан».
То есть, их абрамовичей от их же шниперсонов – не отличить: одеваются так же. Разве что авто у абрамовичей – дороже, с большим количеством лошадей.
Гидша Женя по пути автобуса дополнила: «Финляндия была частью России, но Ленин даровал финнам независимость одним росчерком пера, это единственный такой случай в истории человечества».
Никто не знает, почему так произошло.
Возможно, Ленин отблагодарил финнов за то, что они спрятали его в шалаше и не выдали полиции. Возможно, после революции большевикам надо было продемонстрировать всем народам: тезис «самоопределение вплоть до отделения» - не рекламная туфта, а реальная обещанка. Когда эстонцы-украинцы-татары-чуваши-марийцы-мордва-карелы-калмыки и прочие этносы на примере финнов убедились, что в принципе могут отделиться, они поняли, что отделяться им вовсе не хочется, поскольку в коллективе – интереснее: «А в нашей буче великой и могучей - и того лучше».
В Турку, второй столице страны, в красивейшем центре города стоит памятник Ленину, за которым финны внимательно ухаживают.
Если верить депутату Госдумы кинорежиссеру Говорухину, Ленин – на другую четверть – чуваш.
А, следовательно, можно утверждать: для налаживания чувашско-финских-шведских культурных связей есть прочная историческая основа.
В России - лучше
В Финляндии и Швеции – хорошо, а в России – лучше.
После пересечения родной российской границы чувашские туристы радостно и громко закричали, увидев узнаваемый российский пейзаж: кое-где поломанные деревья вдоль дороги и прочие маленькие признаки родного бардака.
Почему люди, уехавшие и прекрасно устроившиеся в благополучных цивилизованных странах, ностальгируют по России?
Какого рожна им не хватает?
…Видно, даже некоторый бардак необходим для комфорта!
Напряжно же постоянно находиться в образцовой, максимально организованной среде, где все аккуратно отутюжено, отлажено, вычищено. Ни тебе плюнуть, ни - растереть.
Первое, что бросается в глаза в России – масштаб. Километры, децибелы, литры, объемы, даже число смысловых оттенков в разговорах и уровень неопределенности в темах - все на два порядка выше.
Курс рубля, доллара и евро, цена барреля, процентная ставка, акции компаний и партий, результаты футбольных матчей – ничто не поддается прогнозу. Что и усиливает интерес к процессам.
«Игровая ситуация», - говорят в таких случаях тренеры.
Но российский народ – мудр, и не суетится.
Поет свои древние песни и ездит к соседям в гости.
Народная дипломатия - она важнее.
другие материалы о поездке:
интервью
|