-Как появился проект создания такой масштабной картины?
-В прошлом году ко мне обратились Владимир Селивестров – руководитель Исполкома Федерального национально-культурного объединения чувашей России, и режиссер Вячеслав Оринов. Они попросили меня художественно оформить готовящийся Акатуй в этническом стиле.
Обдумывая предложение, концепцию работы, я пришел к идее единения.
Ведь Акатуй - не просто отчетное мероприятие, это культурная акция с глобальным смыслом.
Многие люди сейчас заняты собой, решением рабочих, бытовых вопросов, и часто теряют необходимые человеческие контакты, забывают многие важные вещи.
Но отсутствие возможностей ежедневно контактировать с родиной, ее людьми, носителями языка вовсе не должно означать забвение этих контактов.
Акатуй для московского сообщества чувашей - это общий, единый душевный порыв.
Потому он и организовывается столь активно и старательно.
Это сложная вещь: собрать десятки тысяч людей со всей России, из стран ближнего зарубежья.
Разместить региональные делегации в гостиницах. Продумать и организационно обеспечить программу, в которой – пресс-конференции, встречи vip-гостей из федерального, московского, региональных правительств; концерты, спортивные состязания, дружеские фуршеты.
Требуется четкая организация процесса.
Руководители организации много работают, очень стараются.
Наверное, какой-то внутренний голос их заставляет это делать.
Единение – самое главная идея праздника.
Единение – все силы нации должны воплотиться в чем-то, необходимом всем. Каждый должен внести свой вклад в общее дело.
Смысловым центром баннера я сделал фрагмент картины Кипарисова «Константин Иванов слушает песню».
Кипарисов - родом из Мариинско-Посадского района, родственник чувашского художника, профессора Николая Овчинникова; он закончил Академию художеств и преподавал в ней.
Сюжет картины прост: поэт находится в избе, в которой на посиделки собрались парни и девушки. Люди слушают песню, старушка - прядет, в люльке – ребенок.
Этот фрагмент я поместил в центр баннера. Душа народа узнается через песню, культурные проявления. По-моему.
Культура народа нас собирает на Акатуй.
Я так решил композицию.
-Будет ли меняться состав персонажей баннера?
-Он может быть дополнен по другим темам.
-А как бы вы расшифровали смысл вашей «этнофутуристической деревни»?
-Мир меняется, мы меняемся, все меняется. Народы стремятся в будущее.
Но этническое остается в истории.
Смысл «этнофутуристической деревни» - слово «футур» означает "будущее» - в том, что надо развиваться и делать что-то новое на основе старого, хорошего, проверенного веками.
Национальные одежда, ткачество, вышивка вытесняются промышленным ткачеством. Рукодельным тканям люди предпочитают фабричные.
Люди носят другие одежды, и вопрос в том, кто диктует моду.
Разработка этнических мотивов ведется довольно активно: люди ощутили к ним интерес. Этнотворчество тиражируется. Но сам смысл этнических символов люди забывают. На предприятиях, фабриках начинают упрощать процесс, потому что технологии стремятся к простоте, к массовому, станочному, машинному производству. Искажаются цвета, линии. Используются искусственные красители, а не травы, цветы.
Уникальность чувашской одежды - в том, что все знаки на одеждах каждая девушка, женщина делала авторские, индивидуальные, они означали что-то конкретное.
Сейчас такого уже нет.
А надо постараться, чтобы эта часть народной культуры не забывалась.
-За счет чего можно развивать этнический компонент?
Как создавать этнически комфортную среду.
-Чувашский этнос за сто лет вышел из средневековья. Точнее, даже еще не успел выйти. А всемирная экономическая и культурная интервенция сейчас буквально обрушивается на него через СМИ, ТВ, кино.
Трудно сохранять свою культуру. Мы - открытая нация, без границ. И для общения, и для языка, обучения. Дети воспитываются в садиках, где программы поставлены по обычным стандартам.
Но, тем не менее, возникают носители этнических культурных ценностей, которые распространяют их, выводят на арену других наций.
Акатуй, «этнофутуристическая деревня» находятся на "арене слияния". В прошлом году эта инсталляция на ВВЦ была с интересом воспринята представителями других народов.
Такие опыты являются пассионарными: не только художники, но и вообще коллективы, осуществляющие культурные эксперименты, укрепляют систему, которая позволит другим людям проявлять свои возможности.
…Интересный психологический феномен: да, мы ценим все свое, этническое, но в человеке заложено любопытство, желание найти новое, обрести его. Дети стараются носить английские, немецкие, иностранные одежды. Не потому, что игнорируют свое, а просто потому, что их привлекают новые вещи, современные технологии: они - актуальнее, и молодежь это чувствует.
Не отвергая технологической новизны, следует заниматься тем, что открывает пути, перспективы.
Над проблемой культурных ценностей надо работать на уровне учреждений, организаций, создавая корпоративные программы.
Следует заинтересовывать людей создавать, скажем, своеобразную архитектуру, продумывать ее оформление цветом, чтобы характерность города, села читалась.
Сам чувашский язык должен быть востребован в учреждениях, организациях. Как, на какой функциональной основе решить задачу – это следует изучить. Прямое навязывание вызовет обратную реакцию.
Носителями традиций являются женщины. Но современное общество - совершенно патриархально.
-Франция возмущена тем, что их певец будет петь свою песню на конкурсе Евровидения на английском.
Новая ситуация работает на сохранение малых этносов: они в эпоху интенсивной глобализации становятся опорой больших. Глобализация не разбирает, большой этнос или маленький. Как бульдозер, сносит все культуры и утверждает свою.
В такой непростой ситуации этническая компонента малых народов становится социально востребованной: у нее появляется новая функция – защитительная.
-Да, если в здании нет перегородок, оно быстро разваливается. А этнические перегородочки – несут нагрузку, и большой многонациональный дом может стоять, не разрушаясь.
Изменения в общественных настроениях ощутимы.
Раньше боролись против любого проявления этнических форм. Сейчас такого нет, наоборот, есть стремление поддержать художников, работающих в этой сфере, укрепить их.
Но этого мало. Сейчас нужны специальные программы по повышению эффективности поддержки.
Чем выше люди в культурном развитии, тем лучше они понимают: сохранение индивидуальности в стандартизированном, обезличенном мире - одно из главных достоинств и завоеваний человека. Наравне со свободой даже эта ценность порой котируется.
Но, с другой стороны, было бы глупо отрицать взаимовлияние культур. Напротив, этот фактор следует разумно использовать.
Римляне взяли для себя много греческого. Это видно. И в результате они резко продвинулись далеко вперед.
Архангельская национальная одежда, которая считается русской, если посмотреть внимательнее, содержит культурные компоненты северных этносов. Ничего плохого я в этом не вижу. Культуры должны обмениваться влияниями, обогащаться, развиваться за счет этого.
Новые влияния – источник развития.
Этнопроцесс - как он эволюционирует?
-Очень интересно работают художники Праски Витти, Слава Юхтар, я тоже стараюсь не сбавлять обороты.
Возможно, у меня появятся ученики. Вот только доделаю галерею. Всплеск, бурный расцвет этнофутуризма возможен. Надо доказать своему народу, всему миру, что это направление в чувашском искусстве чего-то стоит.
Во всем мире стараются сохранять этническое искусство: в Японии, Африке, Индии, Европе.
Нам тоже надо беречь его и развивать.
…Такие события, как акатуи, помогают художнику в материальном плане, обогащают идеями, придают оптимизма.
-Какая фраза для вас сейчас главная?
-Жду, когда потеплеет.
|