-Каковы суммы, востребованные кинопроизводством?
-В СМИ стало нормой сообщать, что на создание фильма зарубежной киностудией ушло несколько десятков миллионов долларов.
А мы работаем на энтузиазме.
-Сколько конкретно стоит сделать фильм?
Владимир Карсаков сказал, что ему съемка фильма обходится примерно в 90 тысяч рублей.
-За девяносто тысяч - не получится. Инфляция. У меня уже сегодня на съемки ушло около ста тысяч рублей.
А еще надо платить за работу артистам. Общая сумма будет около трехсот, трехсот пятидесяти тысяч рублей.
-Кто снимается в главных ролях вашего фильма?
-Главную роль играет моя ученица по институту культуры и искусства, актриса Театра юного зрителя имени Сеспеля – Ольга Михайлова.
Подругу играет тоже ее коллега из молодежного театра, Наташа Алексеева.
На роль современного парня, Ахмета, я нашел человека со стороны, непрофессионала в искусстве. Это очень талантливый Эдуард Петров. Он друг моего сына, они вместе учились, закончили школу. Он уволился с работы и решил переехать в Москву, у него образовалась такая пауза. И я предложил ему роль.
Талантливых людей в Чувашии много, их надо искать, замечать, и не только среди наших профессиональных артистов, но и находя их среди непрофессионалов.
То, что сделал Эдуард Петров в своей роли, мне кажется, стоит внимания.
…Родителей в фильме играют Лидия Красова, Валентина Сурикова, Василий Павлов - известные чувашские артисты.
-Арсений Тарасов сказал, что когда он работал над пьесой, он знал, был уверен, что она завоюет премию.
…Правда, Госпремию России дали не ему, а другим участникам театральной творческой группы: режиссеру, еще кому-то.
-Это несправедливо.
-Но здесь важно то, что он заранее поставил для себя задачу, определил высоту планки.
…У вас, как у режиссера, есть ощущение уровня вашей новой работы?
-Кто-то из известных людей сказал: всегда надо стремиться создавать шедевры.
Уже года три, став киноманом, я стараюсь не пропускать ни одного фильма-оскароносца, создаваемого в Голливуде. Стараюсь следить за мастерами – как отечественными российскими, так и мировыми.
В этом фильме я перед собой ставлю самую высокую планку.
Каким будет результат?
Фильм снимается в цейтноте, он – отчет по гранту Президента Владимира Путина, я должен отчитаться за свою работу и уже в начале июня представить отчет в Министерство культуры России.
-Сумма гранта, какая она? Как и на что вы ее использовали?
-Двести тысяч рублей. Если за вычетом налогов, то около 160 тысяч получается.
На эту сумму я купил аппаратуру, и то не хватило, дополнительно я использовал свои средства на покупку монтажной системы.
-У вас своя фирма?
-Да, своя фирма.
-Вы ее уже зарегистрировали?
-Пока еще нет. Не до этого.
-Карсаков сказал: «Я занимаюсь поиском своего киноязыка».
Первый этап - съемка театральных пьес на натуре. По такому пути пошли и в некоторых соседних республиках.
Сейчас у чувашских кинорежиссеров новый этап – поиск оригинального киноматериала, своего киноязыка.
-Конечно, ни на кого не надо пенять, что мы не сразу поняли, как делать кино.
Когда мы работали на чувашском телевидении, аппаратуру нам давали буквально на неделю. В течение недели нужно было создать фильм!
Теперь появилась своя аппаратура. Уже некий новый этап!
У кино свой язык, изобразительный. Потому в моем фильме диалогов как таковых почти нет. Есть самые необходимые.
Между текстом и изображением нужно найти некую гармонию, которая есть в лучших фильмах.
Этому надо учиться, и стараться сделать так, чтобы подняться на новый уровень мастерства.
Я такую задачу для себя поставил.
Что касается артистов, то надо с ними работать, прежде всего, режиссеру. Не нужно говорить, что «они - люди театра и привыкли к театральной специфике…».
Это в наш адрес, режиссеров, требование: мы должны работать с ними.
Да и вообще на сцене судьба актера полностью в руках режиссера. Если хороший режиссер, то он не просто постановщик, но еще и педагог. А таковых мало. Ведь и народным артистам требуется хороший режиссер, чтобы создавать интересные образы–шедевры.
Как театральный режиссер, я много ставил на сцене зарубежную драматургию, русскую и чувашскую классику, современные пьесы: более 70 спектаклей мной поставлено.
Но когда занимаешься не только постановками, но еще и наукой о театре, теорией, воспитанием актеров, видишь много из того, что происходит в театрах.
Нужен ежедневный труд с актером.
-СМИ сообщают, что в Казани и Уфе проходят кинофестивали, на которых демонстрируются татарские и башкирские фильмы, сделанные их съемочными группами.
Когда такой кинофестиваль пройдет в Чебоксарах?
-Торопиться не надо. Служенье муз не терпит суеты. Чувашских фильмов уже сделано немало, показать их на одном фестивале - несложно.
Но многие из них сделаны второпях, за месяц или даже две недели.
Наверное, так всегда бывает, когда отлаживается процесс. С чего-то же надо начинать.
Но фестиваль можно организовать тогда, когда будет, что показать искушенному, а не только массовому кинозрителю. Когда это будет не стыдно показывать.
Мы – я имею в виду режиссеров Владимира Карсакова, Валерия Иовлева, себя – люди еще не старые, за 10-15 лет можем снять немало хороших чувашских фильмов.
Нужна только поддержка государства и бизнеса.
Если мы докажем, что можем делать фильмы, бизнес откликнется, заинтересуется, появятся продюсеры, инвесторы.
Главное, что есть желание работать и создавать что-то новое. И артисты с удовольствием идут на сотрудничество.
Писателям Чувашии кинопроцесс тоже интересен, несмотря на то, что жанра киносценариев в чувашской литературе почти нет, писатели понимают: кинопроизводство открывает им новые горизонты.
Новое чувашское кино развивает всех: и режиссеров, и актеров, и писателей, и художников, и композиторов.
-И спонсоров, и зрителей…
-Да. И их – тоже!
-----------------------------7d813810d030c
Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename=""
Content-Type: application/octet-stream |