Вторник, 23.01.2018, 18:35
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [399]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1467
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

Зинаида Козлова, организатор фольклорных ансамблей

Козлова Зинаида Алексеевна,  преподаватель кафедры сольного пения музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им.И.Яковлева, профессор, руководитель чувашского фольклорного ансамбля «Уяв» и студенческого фольклорного ансамбля «Юрай»; лауреат Государственной премии Правительства РФ «Душа России», заслуженный работник культуры Российской Федерации 

 

 

-Когда и где вы родились?

 

-Родилась 11 апреля 1946 года, в селе Батырево Чувашии

 

-Кто ваши родители?

 

-Отец - служащий,  мать - домохозяйка.

 

-Есть ли братья, сестры?

 

-Наша семья – многодетная: у папы и мамы родилось двенадцать детей. Восемь парней и четверо девчонок.

Девятый и десятый ребенок, мы с сестрой, оказались близнецами.

Сестра-близнец  работает на Камчатке,  тоже музыкант, тоже занимается фольклором,  русским и чувашским: на Камчатке  организовалось  чувашское национально-культурное общество,  и она  помогает ему проводить традиционные праздники.

А я помогаю ей.

 

-Правда ли, что близнецы чувствуют друг друга на расстоянии?

 

-Да, правда. Очень хорошо чувствуем. Если на душе неспокойно, я звоню сестре, и всегда для этого есть повод.

Многое говорит о том, что мы чувствуем,  понимаем  друг друга интуитивно, телепатически очень сильно.

…У сестры есть  дочь, она - музыкант, тоже  с фольклором работает, это у нас уже семейная династия пошла.

 

-Как сложилась ваша семейная жизнь?

 

-Я - незамужем. В 41 год родила ребенка, воспитала, сейчас  он - студент третьего курса худграфа, изучает  дизайн.

Одна вырастила сына.

 

-А как обстоят дела у других  ваших  братьев и сестер?

 

-Из двенадцати  осталось   пятеро.   

В аэропорту Домодедово брат работает штурманом.

Сестра младшая – бортпроводницей в Домодедово работала.

Второй старший брат защищал Москву во время войны, работал в институте космонавтики.

Старший брат пропал на войне без вести. Он был танкист.

В белорусском Полесье целая танковая дивизия ушла в болото.

Третий брат  служил  в штабе в Чите. Застрелился из-за того, что у него украли важные штабные военные  документы. Уже после войны.

…Танкистов среди наших много, два десантника. Все восемь братьев прослужили в армии.

 

-Вы занимаетесь фольклором. Чем он вам интересен?

 

-Фольклор, народные традиции -  душа народа, жизнь народа.

Если мы забудем фольклор - станем маргиналами. Если забудем  традиции - исчезнет язык и исчезнет народ.

А язык у нас очень древний и красивый.

 

-Где  учились, работали?

 

-В 1975 году я закончила в Москве Гнесинское музыкальное училище, фольклорное отделение.  Пела в Волжском народном хоре в Самаре. Потом пять лет училась на фольклорном отделении Саратовской консерватории им. Л.Собинова.

В 1983 году по распределению приехала в Чувашию.

 

-Как  стали руководителем  ансамблей?

 

-В республике тогда не было такого коллектива, как «Уяв». Пришлось поработать в филармонии.

Захотела сделать свой фольклорный ансамбль на  основе «Сявала». Но не поняли меня в Минкультуры, не дали.

Я  сделала вывод: не хватает пропаганды.

Начала проводить семинары, повела пропаганду по радио, телевидению.

Люди стали мне помогать.

На основе ансамбля песни и танца «Нарспи» организовала свой ансамбль «Уяв».

В 1989 году в музыкальном училище имени Ф.Павлова мы открыли фольклорное отделение. Стали набирать студентов. Они заканчивали учебу, уезжали,   начинали  работать с  фольклорными ансамблями.

В 1996 году меня пригласили  на музыкально педагогический факультет - открыть специализацию фольклорного направления.

Пошли педагоги начальных и средних школ,   в результате фольклор  получил в республике огромное развитие.

 

-Что такое для  вас  «Уяв»?

 

-Первый городской фольклорный ансамбль второго типа.

 

-Почему второго?

 

-Первая группа - это аутентичные фольклорные ансамбли, деревенские, которые  дают  нам  традицию.

А в городских условиях традиция - вторична.

Мы  организовали  «Уяв» при Управлении культуры администрации города,  потому его иногда называют   так:  «муниципальный фольклорный ансамбль».

«Уяв» явился предтечей других фольклорных  ансамблей республики и чувашской диаспоры.

На его основе  они  организовались по всей республике. Детский фольклорный ансамбль «Пилеш»,  другие  коллективы  при школах.

Артисты из  чувашской диаспоры приезжали к нам  на стажировки. Обучались на семинарах,  получали материальную  и  методическую помощь. Я сама много выезжала в регионы, где есть диаспоры.

С 1983 года прошло двадцать четыре года. Во всех школах и в Чебоксарах организовываются детские фольклорные ансамбли, русские и чувашские.

Это результат   огромного  труда.

 

-Какую цель вы ставите?

 

-Цель – эстетическое воспитание.  Стремлюсь создать свою методику и охватить ею все возрастные категории.

Создана целая система: детский ансамбль «Пилеш», молодежный студенческий ансамбль «Юрай», которому исполнилось 11 лет,  фольклорный  коллектив  «Уяв», участникам которого - от 18 до 60 лет.

Я охватила все возрастные категории.

В Чувашии до моего приезда в программах учебно-образовательных заведений не было  изучения и пропаганды народного песенного творчества всех трех этнических групп чувашей…

 

-Какие этнические группы вы имеете в виду?

 

-Низовые, средненизовые и верхние чуваши.

 

-Чем они отличаются?

 

-Отличаются, в первую очередь, диалектными особенностями.

Есть разница в языке: верхние – окают…

Есть разница в обрядах.

Свадьба у низовых и верховых чувашей - небо и земля.

Средне-низовые чуваши наполовину относятся к верховым, наполовину - к низовым.

По говору - к верховым, а по традициям - к низовым.

Потребовалось подготовить методические материалы для руководителей фольклорных ансамблей.

Диалекты надо было изучать, костюмы, танцы, обряды.

Естественно, не только в Чувашской Республике, но и в  диаспоре.

 

-А почему возникла такая разница между группами?

 

-Есть гипотеза: верхние чуваши образовались в результате  ассимиляции угрофинских народов. То есть: в Чувашию пришли булгарские племена с Кавказа, сувары, сувазы,  воссоединились здесь с угрофинской группой марийцев и мордвы. Появилась верховая группа.

Низовая группа уже была: в основном это - пробулгарские племена.

 

-У вас есть своя команда?

 

-Команда у меня - большая.

Среди моих учеников уже есть уже заслуженные работники культуры,  есть студенты, которые заканчивают консерватории.

В Доме народного творчества, музыкальном училище,  педагогическом университете,  школах наши выпускники работают. Не только в Чувашии, но и в Самаре, Белебее, Саратове, Тюмени… - всюду, где  есть люди, откликающиеся на чувашскую речь.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (24.04.2008)
Просмотров: 4155 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 4
4  
Привет тёть Зина!Очень рада тебя видеть и слышать твой ансамбль!

3  
Вы добрый, отзывчивый человек. Которая готова помочь всем и вся. Я благодарна судьбе за то, что дала возможность с вами познакомиться и пойти по творческой дороге, которая называется фольклористика. Вы не просто мой педагог, но и старшая сестра, которая открыла мне глаза в мир прекрасного и удивительного.

2  
Очень познавательное, нужное интервью. Заслуга Зинаиды Алексеевны Козловой в возрождении и развитии чувашского песенно-танцевального фольклора чрезвычайно велика. Ее дело живет и приносит огромную пользу чувашской национальной культуре, сохранению национального самосознания чувашей. Осознание самоценности бытия любой народности - очень важно. Чуваши - народ, имеющий древние корни, самобытную национальную культуру. Я помню: в 1950-е годы в деревне Нижние Савруши (Херле Шур) Аксубаевского района Татарии чувашские девушки и юноши водили чудесные хороводы. Наблюдая выступления ансамбля "Уяв" в Чебоксарах, я вспоминал свой деревенский праздник "Уяв" с хороводами. Прожил в Чебоксарах свыше 30 лет без употребления родного языка. Нам в детстве, в 1958-м году, в 6-й школе, запретили разговаривать по-чувашски даже дома. Потом в нашей столице обыватели всячески третировали чувашский язык. Я не мог без слез слушать песни ансамбля "Уяв". Во время Перестройки произошла переоценка ценностей. В этом заслуга и Зинаиды Козловой и ее подвижнической работы. Сейчас я работаю с бывшими учениками З.Козловой из "Уява" - фольклорным ансамблем "Шусам", руководимым Дианой Сусариной (Семеновой) из Чебоксар. Мы продолжаем дело, начатое Зинаидой Алексеевной. Считаю его чрезвычайно важным для пропаганды нашего фольклора, чувашской национальной культуры в Чувашии, Российской Федерации и за рубежом. Тимер Акташ. Чебоксары.

1  
Здравствуйте!

Я хочу связатся с вами.Пожалуста посмотрите в наш сайе www.fomgedclub.com


Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика