Козлова Зинаида Алексеевна, преподаватель кафедры сольного пения музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им.И.Яковлева, профессор, руководитель чувашского фольклорного ансамбля «Уяв» и студенческого фольклорного ансамбля «Юрай»; лауреат Государственной премии Правительства РФ «Душа России», заслуженный работник культуры Российской Федерации
-Когда и где вы родились?
-Родилась 11 апреля 1946 года, в селе Батырево Чувашии
-Кто ваши родители?
-Отец - служащий, мать - домохозяйка.
-Есть ли братья, сестры?
-Наша семья – многодетная: у папы и мамы родилось двенадцать детей. Восемь парней и четверо девчонок.
Девятый и десятый ребенок, мы с сестрой, оказались близнецами.
Сестра-близнец работает на Камчатке, тоже музыкант, тоже занимается фольклором, русским и чувашским: на Камчатке организовалось чувашское национально-культурное общество, и она помогает ему проводить традиционные праздники.
А я помогаю ей.
-Правда ли, что близнецы чувствуют друг друга на расстоянии?
-Да, правда. Очень хорошо чувствуем. Если на душе неспокойно, я звоню сестре, и всегда для этого есть повод.
Многое говорит о том, что мы чувствуем, понимаем друг друга интуитивно, телепатически очень сильно.
…У сестры есть дочь, она - музыкант, тоже с фольклором работает, это у нас уже семейная династия пошла.
-Как сложилась ваша семейная жизнь?
-Я - незамужем. В 41 год родила ребенка, воспитала, сейчас он - студент третьего курса худграфа, изучает дизайн.
Одна вырастила сына.
-А как обстоят дела у других ваших братьев и сестер?
-Из двенадцати осталось пятеро.
В аэропорту Домодедово брат работает штурманом.
Сестра младшая – бортпроводницей в Домодедово работала.
Второй старший брат защищал Москву во время войны, работал в институте космонавтики.
Старший брат пропал на войне без вести. Он был танкист.
В белорусском Полесье целая танковая дивизия ушла в болото.
Третий брат служил в штабе в Чите. Застрелился из-за того, что у него украли важные штабные военные документы. Уже после войны.
…Танкистов среди наших много, два десантника. Все восемь братьев прослужили в армии.
-Вы занимаетесь фольклором. Чем он вам интересен?
-Фольклор, народные традиции - душа народа, жизнь народа.
Если мы забудем фольклор - станем маргиналами. Если забудем традиции - исчезнет язык и исчезнет народ.
А язык у нас очень древний и красивый.
-Где учились, работали?
-В 1975 году я закончила в Москве Гнесинское музыкальное училище, фольклорное отделение. Пела в Волжском народном хоре в Самаре. Потом пять лет училась на фольклорном отделении Саратовской консерватории им. Л.Собинова.
В 1983 году по распределению приехала в Чувашию.
-Как стали руководителем ансамблей?
-В республике тогда не было такого коллектива, как «Уяв». Пришлось поработать в филармонии.
Захотела сделать свой фольклорный ансамбль на основе «Сявала». Но не поняли меня в Минкультуры, не дали.
Я сделала вывод: не хватает пропаганды.
Начала проводить семинары, повела пропаганду по радио, телевидению.
Люди стали мне помогать.
На основе ансамбля песни и танца «Нарспи» организовала свой ансамбль «Уяв».
В 1989 году в музыкальном училище имени Ф.Павлова мы открыли фольклорное отделение. Стали набирать студентов. Они заканчивали учебу, уезжали, начинали работать с фольклорными ансамблями.
В 1996 году меня пригласили на музыкально педагогический факультет - открыть специализацию фольклорного направления.
Пошли педагоги начальных и средних школ, в результате фольклор получил в республике огромное развитие.
-Что такое для вас «Уяв»?
-Первый городской фольклорный ансамбль второго типа.
-Почему второго?
-Первая группа - это аутентичные фольклорные ансамбли, деревенские, которые дают нам традицию.
А в городских условиях традиция - вторична.
Мы организовали «Уяв» при Управлении культуры администрации города, потому его иногда называют так: «муниципальный фольклорный ансамбль».
«Уяв» явился предтечей других фольклорных ансамблей республики и чувашской диаспоры.
На его основе они организовались по всей республике. Детский фольклорный ансамбль «Пилеш», другие коллективы при школах.
Артисты из чувашской диаспоры приезжали к нам на стажировки. Обучались на семинарах, получали материальную и методическую помощь. Я сама много выезжала в регионы, где есть диаспоры.
С 1983 года прошло двадцать четыре года. Во всех школах и в Чебоксарах организовываются детские фольклорные ансамбли, русские и чувашские.
Это результат огромного труда.
-Какую цель вы ставите?
-Цель – эстетическое воспитание. Стремлюсь создать свою методику и охватить ею все возрастные категории.
Создана целая система: детский ансамбль «Пилеш», молодежный студенческий ансамбль «Юрай», которому исполнилось 11 лет, фольклорный коллектив «Уяв», участникам которого - от 18 до 60 лет.
Я охватила все возрастные категории.
В Чувашии до моего приезда в программах учебно-образовательных заведений не было изучения и пропаганды народного песенного творчества всех трех этнических групп чувашей…
-Какие этнические группы вы имеете в виду?
-Низовые, средненизовые и верхние чуваши.
-Чем они отличаются?
-Отличаются, в первую очередь, диалектными особенностями.
Есть разница в языке: верхние – окают…
Есть разница в обрядах.
Свадьба у низовых и верховых чувашей - небо и земля.
Средне-низовые чуваши наполовину относятся к верховым, наполовину - к низовым.
По говору - к верховым, а по традициям - к низовым.
Потребовалось подготовить методические материалы для руководителей фольклорных ансамблей.
Диалекты надо было изучать, костюмы, танцы, обряды.
Естественно, не только в Чувашской Республике, но и в диаспоре.
-А почему возникла такая разница между группами?
-Есть гипотеза: верхние чуваши образовались в результате ассимиляции угрофинских народов. То есть: в Чувашию пришли булгарские племена с Кавказа, сувары, сувазы, воссоединились здесь с угрофинской группой марийцев и мордвы. Появилась верховая группа.
Низовая группа уже была: в основном это - пробулгарские племена.
-У вас есть своя команда?
-Команда у меня - большая.
Среди моих учеников уже есть уже заслуженные работники культуры, есть студенты, которые заканчивают консерватории.
В Доме народного творчества, музыкальном училище, педагогическом университете, школах наши выпускники работают. Не только в Чувашии, но и в Самаре, Белебее, Саратове, Тюмени… - всюду, где есть люди, откликающиеся на чувашскую речь.
|