-Как вы относитесь к идее ребрендинга Чувашской Республики и замене термина «чуваш» более древним - «булгар»?
-Но «чуваш» - тоже древний термин!
-Некоторые историки высказывают мнение, что название «чуваши» вошло в обиход от имени военачальника.
-Нет, нет…«Чуваш» - термин очень древний, о чем говорит его частое применение в топонимике. Например, есть местность «Чаош» в Китае...
А появление разных названий одного народа базируется на традиции: чуваши всегда скрывали свои истинные имена. Сейчас обычай еще сохранился: оберегая своих детей, родители нередко дают им двойные имена.
Сам чувашский народ тоже часто давал себе другие имена. Я читаю сейчас исторические книги, там каких только названий народа нет: сувары, сабиры, савиры, сувазы…
Некоторые исследователи утверждают, что разница произошла из–за вариаций перевода с арабской письменности.
Теорий много всяких.
Но историки говорят вот еще что: больше, чем о чувашах, в архивах нет сведений ни о ком другом. Понимаете? Ни о ком не написано больше, чем о чувашах!
Потому история народа очень подробно отслеживается. Другое дело, есть ли заинтересованность ее отслеживать. А так вся история чувашей документально просматривается на расстоянии десяти тысяч лет.
-Сейчас общественность отмечает 160-летие со дня рождения Ивана Яковлева. Ваш комментарий по этому поводу?
-Яковлев, бесспорно, гениальный человек, сделал много, очень много. Оказался в нужное время в нужном месте.
Но он не был один, в одиночку такие крупные дела не делаются. Не появись он, появились бы другие.
Он действовал не ради выгоды. Такие личности - они как катализаторы работают. Вокруг них идет процесс кристаллизации.
Личность всегда много значила в истории.
Без Аттилы, Наполеона, или вот Путина сейчас, ничего бы не получилось.
Личность - очень существенный фактор. Народ без нее может обломиться, с нею - заново возродиться.
-Чувашию начинают причислять к регионам, где происходят так называемые пассионарные толчки: Палестина, Израиль, Косово…
-Горячей точки из Чувашии не получится: у чувашей религия другая.
У нас Асла Тура, великий бог, он - как общемировой разум. Не персонифицирован в облике человека или другого существа.
...Коллективный разум цивилизации уже сейчас способен на многое.
Он может генерировать человека с нуля. Природу может менять, влиять на развитие территорий, погоду, климат.
Пройдет пятьдесят тысяч лет развития, и человечеству вполне будут по плечу некоторые возможности мирового разума. Оно сможет клонировать новых людей с заданными параметрами, создавать колонии во Вселенной.
Чувашская религия – это вера в мировой разум. А конструктивно она строится как пирамида.
Выше всех стоит Асла Тура. А ниже располагаются другие боги.
Как на заводе, вся конструкторская система строится в виде пирамиды: наверху - генеральный конструктор, ниже - ведущие конструкторы и начальники отделов, вплоть до простых конструкторов.
Чувашская религия строится так же.
В чувашской религии – все боги потенциально присутствуют: и Будда, и Аллах, и Христос, но все подчиняются Асла Туре.
Потому в Чувашии религиозных конфликтов нет.
В чувашской душе все по-другому сложено, по системе пирамиды.
В Египте вот пирамиды возводили. Древние чуваши строили. Конструкция пирамид выбрана не просто так. Она – зримое олицетворение религиозной системы.
Асла Тура для любого чуваша – общемировой разум. Я говорил на эту тему со многими соотечественниками.
Верховному божеству, Асла Тура, поклонялись только три народа в истории цивилизации: викинги, египтяне и чуваши.
И еще какой-то народ Полинезии.
В настоящее время – только два народа не забыли поклонение Асла Туре: чуваши и народ, обитающий в Полинезии.
Викинги растворились в истории, египтяне - сменили веру.
-Интересная версия.
-Это - не версия; на самом деле так обстоит дело. Система пирамиды означает: сколько угодно богов человек может создать. А поклоняться будет Асла Туре и многим другим – богу Огня или богу Ветра...
Никто не ограничивает.
-То есть, чувашская религия вбирает в себя все остальные религии?
-Да, да! Вот поэтому у чувашей нет ненависти к другим религиям. Точно так же как не было ее у Чингисхана. Религиозных деятелей он вообще не трогал. Никакой дани от них не брал.
Чувашская религия была у Чингисхана! Тенгрианство.
-Почему же тогда чуваши в какой–то момент начали «отатариваться»?
-Это было протестной акцией.
Иван Грозный зарекомендовал себя в истории как умный правитель, сильная личность. Он много сделал для создания «единого экономического пространства», сплочения народов.
Но чиновники даже самых прогрессивных правителей во все эпохи часто действовали как самодуры.
Всегда находятся люди, исповедующие принцип: чем хуже – тем лучше.
Бездумные неуклюжие действия царских чиновников провоцировали протесты в среде поволжских народов – и они бунтовали.
Чиновники во все эпохи действовали одинаково: с помощью запретов. Глупых, нелепых, но неукоснительно соблюдаемых.
С целью предотвратить мятежи, чувашам при Иване Грозном чиновники запретили …заниматься кузнечным и ювелирным делом, торговлей: чтобы не могли ни создавать оружие, ни покупать его.
Тому, кто занимался этим, могли отрубить голову.
У меня в фирме работает человек, Голанцев Валера. Его родная деревня расположена на трассе. При Грозном в ней построили трактир. Но пришли войска, и всю деревню наказали - и младенцев, и стариков.
Несколько веков прошло, но до сих пор об этом в деревне не забыли!
Веками только сельским хозяйством могли заниматься чуваши. Потому, естественно, они ассимилировались. Обрусевали, отатаривались: а вот для татар ограничений установлено не было...
-Получается, сельское хозяйство, которое по легенде - чуть ли не традиционное занятие чувашей, было навязано им искусственно?
-Диктат – инструмент истории.
...Вот сейчас все не без некоторой тревоги заговорили о новой угрозе – глобализме. Есть основания.
-Какую задачу ставите перед своим бизнесом?
-Удержать позиции, такова задача - минимум. А задача максимум - выйти на мировой рынок.
Задача очень сложная.
Все, без исключения, народы планеты развиваются в условиях жесткой, суровой конкуренции.
Ни у одного нет тепличных условий. Чуваши – не исключение. Ведь многие еще помнят: учителям в республике чиновники запрещали говорить по-чувашски.
Не было такого приказа сверху, не могло быть в принципе. Но начальники на местах проявили прыть и инициативу! Ломанулись бежать впереди паровоза.
С этого и пошло. Хитро все было сделано.
Пытались запретить чувашам их культуру. Создавали для нее трудные условия.
Но я считаю, да и любой разумный человек со мной согласится: если у представителей народа нет уважения к малой родине и ее культуре, то у него не может быть и патриотизма по отношению к своей стране.
Об этом четко сказал Владимир Путин, который выступает за сохранение и развитие национальных традиций.
Я в сфере культуры работаю. Вижу: если родители не выучили детей своему родному языку, те становятся хулиганами, ведут себя как маргиналы. Не примыкают ни к кому. Никакого патриотизма у них не заметно.
У маргиналов нет родины.
Маргинализация - это очень плохо и в культурном, и в экономическом смысле.
Государство не может развиваться с такими гражданами-маргиналами. Они только как паразиты, в основном, действуют.
-Как, на ваш взгляд, будет эволюционировать национальная культура?
-Думаю, чуваши начнут усиливать свое влияние на мировое искусство.
Если мы выйдем на мировой рынок, то, естественно, влияние будет ощущаться, потому что чувашское искусство - древнее, глубокое, красивое, очень мощное.
Оно сильно повлияло на культуру братского русского народа.
Будет влиять и на европейскую, мировую.
|