Суббота, 20.04.2024, 05:33
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [399]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1503
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

Н.Бударин, космонавт

Николай Михайлович Бударин, космонавт – испытатель, Герой Российской Федерации, депутат Госдумы России

 

Порядковый номер – 329 (82).

Количество полетов -3.

Продолжительность полета – 444 суток, 1 час 26 минут 1 секунда.

Число выходов в открытый космос – 8.

Продолжительность работ в открытом космосе – 44 часа 46 минут.

Число выходов в «закрытый» космос - 1. Продолжительность работ – 1 час 1 минута.

Статус – космонавт НПО «Энергия», 10-й набор.

В 1970-1971 годах работал лаборантом в средней школе  № 7  города Щелково Московской области.

В 1974-1976 годах – наладчиком на заводе им. 50-летия Великого Октября в городе Фрязино.

С 1976 года – в НПО «Энергия». Сначала – электромонтером, с 1978 года – мастером по электрооборудованию, с 1982 года –  инженером- испытателем, с 1986 года – начальником группы, с 1988  года – ведущим специалистом, руководителем группы на Контрольно – испытательной станции.

После ухода из отряда космонавтов с 1 октября 2004 года работал сменным руководителем полетов в ЦУП.

Герой Российской Федерации. .

Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, орденом «За заслуги перед Отечеством»  II  степени.

Также награжден тремя медалями НАСА «За космический полет» (NASA Space Flight Medal), орденом «Отан» (Казахстан).

Супруга – Бударина Марина Львовна, 1956 г.р., ведущий инженер РКК «Энергия».

Сын –  Бударин Дмитрий Николаевич, 1977 г.р.

Сын – Бударин Владислав Николаевич, 1983 г.р.

Увлечения: туризм, велоспорт.

 

Геннадий Викторов, писатель:

 

«В марте 2008 года мне дважды удалось увидеться с космонавтом Н.М. Будариным на его новом рабочем месте – в здании Государственной Думы. Он представляет Чувашию в высшем законодательном органе страны. За ним закреплены десять районов республики. За три последние поездки в феврале и марте Николай Михайлович побывал в поселке Киря,  городах Алатырь, Мариинский Посад, Шумерля. Считает важным для жителей республики приведение в порядок дорог. «Дороги  - это артерии. Будут хорошие дороги – будет нормальное снабжение, обеспечение, свобода передвижения…»

 

-С чего начали работу на новом месте?

 

-Повесил на стену карту Чувашской Республики и поставил флаги Чувашии и России себе на рабочий стол. На днях  ездил в республику  для встреч с избирателями. Побывал в десяти районах, пообщался с людьми.
 

-Как собираетесь решать проблему дорог?

 

-С министром градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики А.Н.Гончаровым говорил на эту тему неоднократно – в этом году в Чувашии должно завершиться строительство дорог между населенными пунктами.
В следующем году планируем взяться за строительство дорог уже внутри населенных пунктов.
Говорю министру и в шутку, и всерьез: «Александр Николаевич! Давайте начнем с поселка Киря…».

Киря – это моя малая родина.

 

 -Расскажите, пожалуйста, о себе.

 

-Родился в Чувашии, в поселке Киря 29 апреля 1953 года. Наш дом находился на улице Ленина. Хотя мы уехали оттуда в подмосковный город Щелково, каникулы и отпуска в течение нескольких лет проводили у родственников в г.Алатырь и п.Киря.

Отец – Михаил Романович – родом из села Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области, а мама – из села Чвердаково, ныне – поселок Тургенево  Ардатовского района Мордовии.

Окончив в 1970 году 10 классов средней школы № 7 г. Щелково, год проработал там же лаборантом. В 1971 году был призван на воинскую службу. «Учебку» - сержантскую школу – прошел в Муллино Горьковской области.

 (Кстати, когда едешь в Чувашию, проезжаешь это местечко).
После учебы в сержантской школе  меня направили в Центральную группу войск – Чехословакию, в местечко Ражняво, заместителем командира взвода артиллерийского полка. Там я прослужил полтора года. Участвовал в учениях войск стран Варшавского договора. Начинались они в Моравии, на нашем полигоне. От нескольких полков взяли машины с радистами для поддержания связи, в том числе и от нашего. Радист, водитель и я, старший машины,  были прикомандированы к связистам.

Службу всегда вспоминаю с благодарностью. Пришлось и послужить, и поработать. Командир нашей части договорился с дирекцией металлургического завода в Кошицах о братской помощи, поэтому часто выезжали туда на работу. За счет заработанных средств отремонтировали и привели в порядок казармы.

 

-С чего начался путь в космонавты?

 

-Решение стать космонавтом принял осознанно, в 33 года.

...Как у всех мальчишек того времени,     желание стать космонавтом возникло после полета Ю.Гагарина (я тогда учился во 2 классе). Это – первая детская мечта. После окончания школы решил поступить в Качинское авиационное училище, но по ряду причин не поступил.
Мечта стать летчиком, космонавтом все же таилась в глубине души. После службы в армии поступил на вечернее отделение Московского авиационного института, таким образом связав жизнь с авиацией.
Во время учебы начал работать в ракетно-космической корпорации «Энергия».  После окончания института  стал  заниматься испытаниями кораблей «Прогресс», «Союз». Участвовал в создании и испытании гамма-телескопа.
Когда на предприятие привезли «Буран» и собрали его внутри меня произошел мощный внутренний толчок, и я сказал себе: «Надо обязательно взлететь в космос».
Написал заявление и пришел в летно-испытательную службу.
Отбором кандидатов в космонавты занимался Анатолий Федорович Шевченко, который сказал: «Вот  в возрасте Иисуса Христа ты и созрел, чтобы стать космонавтом…»

Начались тренировки, учеба. В  возрасте 37 лет совершил первый прыжок с парашютом. Всего совершил 17 прыжков, последние – с высоты 3,5 км.

10 лет длилась напряженная подготовка в космонавты. Затем в течение 8 лет, совершил три полета в космос.

 

-Драматичным оказался спуск космического аппарата в завершение вашего третьего полета вместе с американскими астронавтами Кеннетом Бауэрсоксом и Дональдом Петитом  4 мая 2004 года. Средства массовой информации поспешили приписать личному составу ошибку в действиях…

 

  -Могу сказать уверенно, что ошибки в действиях космонавтов  не ыло. Экипаж у нас - слаженный. Четко работали по циклограмме – вовремя отстыковались от станции, разделились перед входом в атмосферу. До входа оставалась минута с небольшим – прохожу по таблицам и вдруг вижу на одном из них «Формат БС».
Почему вдруг возникло на табло сообщение о "баллистическом спуске"?
Спрашиваю у Бауэрсокса, бывшего бортинженером: «Кен, ты ничего не включал?"
Ответ: «Нет, командир».
Интересуюсь у Петтита: «Дон, ни на что не нажимал?»
Ответ тот же: «Нет, командир».
Режим «БС» изменить или поменять невозможно, поэтому начали готовиться к жесткой посадке.

 

-Успели доложить на Землю?

 

-Нет, не успели.

 

-Выходит, Земля не знала, что вы вошли атмосферу по крутой траектории и не попадете в точку приземления?

 

-Совершенно верно.

 

-Насколько возрастают нагрузки при баллистическом спуске?

 

-Нам пришлось испытать девятикратное ускорение. Зная, что будет тяжело, договорился с ребятами, что буду объявлять величину ускорения, и чтобы они мне отвечали голосом.
Периодически интересовался: «Как самочувствие, Кен?» или «Дон, как дела?»

Перегрузка идет поперечная – все в тебя вдавливается, может запасть язык

 

-Потеря связи при приземлении была связана с крутым спуском?

 

-После раскрытия парашюта нас запеленговал  поисковый самолет. Интересуются нашим самочувствием. Докладываю, что все в порядке. Запрашиваю у них высоту, на которой находимся, поскольку было сложно ее точно определить.
Самолет докладывает: «Мы видим вас на радаре, но визуально – нет. Вы находитесь на расстоянии 40 км от расчетной точки». 
Оказалось, что из-за крутизны спуска мы не долетели до назначенного места почти  500 км.

Связь с поисковиками была потеряна после приземления.

 

-Контакт с землей был жесткий?

 

-Само приземление и при «мягкой посадке» - не мягкое. Два предыдущих приземления были на днище корабля. А здесь мы стукнулись днищем о землю и отлетели метров на 10-12. Хорошо, что аппарат лег на бок. Это позволило нам выбраться через люк самостоятельно.
Попытались выйти на связь – никто не отвечает. Посмотрели в иллюминатор – вокруг степь и никого не видно.
Минут через 20 открыл люк, вылез, отдышался и помог американцам выйти из аппарата.

 

-Почему пропала связь уже на земле?

 

-После приземления парашют отстреливается и вместе с ним – ленточная антенна.
Поскольку мы лежали на  боку, ленточная антенна ушла в землю и связь с самолетом пропала. Пришлось достать  переносную станцию «Прибой» из аварийного запаса, прикрепить выносную антенну и выйти в эфир.
На обратном пути самолет нас запелеговал и дал координаты поисковикам. На это ушло  два часа.

 

-…Как космонавты готовятся к встрече с землей? Удар о землю – это тяжело?

 

-На днище корабля для смягчения контакта с землей есть сотовая конструкция. За метр до земли включаются реактивные двигатели мягкой посадки. Тем не менее происходит сильный удар, который приходится по спине. К этому моменту важно сгруппироваться, плотно закрыть рот, что мы и делаем за 300 метров до земли.

 

-Из отряда космонавтов вы ушли в 51 год. Это расцвет сил для мужчины. Могли же еще летать?

 

-В принципе – да, но возникло много обстоятельств, которые повлияли на решение об уходе из отряда.

 

-Решение об уходе из космоса принимали также осознанно, как и решние стать космонавтом?

 

-Через некоторое время после третьего полета я прошел медицинское обследование на предмет очередного допуска к полетам. Допустили только к краткосрочным.
Было  желание оспорить решение медицинской комиссии с целью  получить допуск на длительные полеты, поскольку я регулярно занимался спортом, чувствовал себя прекрасно.
Но потом подумал – трижды побывал в космосе, полетал на отечественных и американских кораблях, восемь раз выходил в открытый  космос и поработал там… В общем, увидел, испытал очень многое, а другие космонавты более десяти лет ждут своей очереди и еще ни разу не летали.

Так пришел к решению. Совершенно осознанно.

 

29 апреля 2008 года Николаю Михайловичу исполнилось 55 лет. Товарищество «Сыны Отечества» и весь чувашский мир поздравляют Героя с днем рождения, желают ему успехов на новом поприще – депутатском, законотворческом…

 

(Полностью очерк опубликован в  книге  Геннадия Викторова «Сыны Отечества: воспоминания и размышления»)

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (04.11.2008)
Просмотров: 3017 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика