Ольга Левшина, представитель Ассоциации «Летний снег», Конфлайн – сент – Онорин, Франция
-Расскажите о себе.
-Я представляю Ассоциацию «Летний снег» - интернациональную ассоциацию, которая работает в Париже и Франции.
Я родилась в Петербурге, переехала сюда. Во Франции - уже давно.
Русская, но прабабушка была француженкой.
Есть семья, дом, за который мы выплачиваем кредит.
-В России бываете?
-Совсем недавно была.
-Российские фильмы смотрите?
-Обязательно смотрю.
-Пару слов о вашем городе.
-Город называется Конфлайн - сант - Онорино. Старый средневековый город со своей богатой историей. Основан он во втором веке до нашей эры.
Это город артистов, художников, композиторов, здесь всегда совершенно особая, очень интересная публика.
В городе есть очень сильное Музыкальное общество.
Мы делали несколько лет концерты в Париже, и мои друзья французы говорили мне: «Оля, почему у вас все время концерты в Париже, а не бывает в Конфлайне?» Я отвечала: Ну, кому же это нужно в Конфлайне? Кто пойдет?» Они сказали: «Конечно, пойдут! К вам приезжают очень интересные коллективы!»
И мы стали делать концерты в Конфлайне.
-Чем вам интересен чувашский фолькор? Вы живете во Франции, а тут - искусство Средней Волги…
-Когда я приехала сюда, я узнала нашу российскую культуру значительно лучше. Устраивая концерты лучших коллективов, приезжающих из России, я поняла и оценила, чем они отличаются.
Люди привозят сюда самые сокровенные песни, лучшие костюмы. А в России я всего этого не видела.
Когда была маленькой, смотрела сводные концерты всех республик, и, наверное, как многие дети, больше всего любила грузин, которые танцевали на полупальцах. А остальных я не видела, мы не знакомились с их национальной культурой в школе.
Кстати, французы этого тоже не делают: не изучают свою культуру. Совершенно не знают своих народных песен, сказок. Я иногда французским детям рассказываю их же французские народные сказки, которых они вообще не знают.
Это современная, актуальная проблема: мы не передаем народную культуру детям.
Но все же есть единичные группы, коллективы, которые сберегают ее, находят и реставрируют.
Во Франции они тоже есть. Но, поскольку страна – маленькая, как одна российская область, наверное, то, конечно, и людей таких пропорционально меньше.
Единичные коллективы. Десять человек - там, два человека – там…
Я нашла одну специалистку по народному пению, она сказала, что знает двух матрон, которые во Франции владеют настоящей традицией настоящего народного французского пения.
Я думаю, очень здорово, что у нас в России есть популярные фольклорные коллективы.
Я вижу, что в ансамбле «Шузьм» есть и молодежь, и люди старшего поколения.
-Чем чувашский фольклор интересен французам?
-Конкретно публике в этом городе очень интересно настоящее этническое искусство.
Французы – открытая нация, она открыта в сторону мировых культур. Им интересны кухня разных народов, их традиции.
Им все это безумно интересно, в их ментальности этот интерес присутствует, он как бы разлит в воздухе.
В городе - элитная публика. Очень много особенных людей: музыкантов, профессуры, композиторов, художников, скульпторов.
Это люди определенного склада, определенного свойства.
И, как видите, зал был полон!
-Раньше такого интереса к фольклору не было, сейчас появился. Почему?
-Мир стал доступнее для всех. Каждый человек может скопить денежку и поехать в любую часть света. И когда такая возможность появляется, то у людей раскрываются глаза. Весь мир - как на ладони. Можно поехать в Китай, посмотреть, как живут китайцы. Можно поехать в Россию, посмотреть, как живут в этой стране.
Сейчас туристических агентств, которые работают между Россией и Францией, невероятное количество. Мне кажется, на сто французов есть одно такое агентство. Значит, кто-то ездит, и интерес есть.
Русских людей, русских туристов здесь тоже много.
Открылись границы, мир изменился. Сейчас говорят: «Мир стал маленьким».
Ты спишь ночь в самолете и оказываешься в далекой стране, до которой раньше надо было плыть годами. А теперь добраться до нее - как до ближайшей деревни.
Я думаю, мультипликация контактов - общая тенденция. А здесь в Европе, из-за того, что страны маленькие, культурный обмен быстрее происходит. У нас в России пока от одного конца страны в другой докатится…Россия – это вообще полсвета, правда?
Париж - маленький город по сравнению с Москвой. Париж – это примерно Садовое кольцо Москвы.
Везде сейчас есть русские. Я ни одной страны не видела, где нет русских.
-Кто участвовал в организации концерта «Шузьма»?
-Наша Ассоциация «Летний снег», Консерватория Конфлайна и Музыкальное общество Конфлайна.
Три организации работали, чтобы сегодня принять «Шузьм».
-Ваш сын Гавриил хорошо говорит по-русски.
-Ходит в две школы: французскую и русскую.
Группа учителей и родителей объединились, чтобы ее сделать.
Русская школа - не частная. Она - полностью хозрасчетная, хотя и принципиально ничего не зарабатывает.
Государство нас поддерживает, но мы - не государственная школа. Не получали лицензию. Как они могут нас лицензировать, если у нас образование на русском? Они ведь не могут проверить, что мы преподаем.
Дети ходят в русскую школу один–два раза в неделю. Это ликбез, где они проходят российскую историю, русский язык, литературу, танцуют, рисуют, занимаются с учителями, у которых российские дипломы.
В результате дети могут читать и писать на двух языках.
-Ваши преподаватели получают зарплату или работают на общественных началах?
-Они получают деньги за учебные часы, но жить на них невозможно. Учеба - два раза в неделю, как ни старайся, много не заработаешь. Люди трудятся еще в других местах, имеют другие источники дохода. Художницы, например, картины продают.
-А сколько за учебу платят ученики?
-Плата зависит от доходов семьи. Он либо вообще не платит, либо платит тысячу или три тысячи евро в год, в зависимости от того, сколько набрал часов.
Если ребенок занимается с утра до вечера, то платит три тысячи евро за год. Если занимается несколько часов в неделю – платит тысячу за год. Если семья бедная, ребенок платит символические сто евро за год или не платит ничего.
Мы, наша Ассоциация, ничего не должны зарабатывать. Ассоциация должна закончить в ноль: если у нас есть прибыль, прекрасно; если есть минус, это плохо, мы должны немедленно в своем кармане найти деньги, внести их и закрыть минус.
Так во Франции существуют любые ассоциации.
Есть, конечно, и богатые ассоциации, у которых миллионы людей в членах состоят. Ассоциации, которые стремятся к наращиванию количества. Устраивают концерт и считают, что купленный билет - взнос за прием в ассоциацию. Таким образом, у них набегает огромное количество членов.
А мы - маленькая ассоциация, и не гонимся за количеством членов. Наши члены – это наши ученики, и все.
-Зрители, которые пришли на концерт «Шузьма» – жители Конфлайна?
-Не только. Несколько человек приехали из других мест. Мы делали рекламу для «Шузьма», размещали ее в газетах, журналах и Интернете. Чтобы собрать людей, их же надо оповестить.
-А разбрасывание приглашений по почтовым ящикам не практикуете?
-Такая методика не действует, нет.
Можно отдельно приглашать людей, которых вы хотите пригласить. Например, на концерт-презентацию. Когда практически весь зал приходит по приглашениям.
Но такой концерт по-другому готовится, у него другие цели, задачи. Приглашается элитная публика.
-Цель - собрать деньги?
-Нет. Цель имиджевых концертов, имиджевых мероприятий – другая. На них приглашаются люди из мэрии, банка; влиятельные личности оттуда, отсюда…
Задача: чтобы они узнали, что вы делаете, имели вас в виду.
Вовсе не обязательно, что они будут вам помогать. Но они будут о вас знать, о вашей организации. И если вам что-то потребуется, то, может быть, они скажут: «Да, эти ребята делают хорошее дело, и им надо помочь».
Допустим, дадут зал, помогут в организационном плане.
Все делается на контактах.
Вот, например, когда готовился концерт «Шузьма», Музыкальное общество Конфлайна поддержало проект. Консерватория Конфлайна, в свою очередь, поддержала проект потому, что Музыкальное общество хочет его осуществить. А мэрия поддержала потому, что Консерватория согласна.
То есть в общем, вот так вот и решаются вопросы: кто-то лично кого-то знает и презентует кому–то, кто не знает.
Татьяна, переводчик:
-Я живу в Конфлайне, и мы сегодня пришли на концерт «Шузьма» со своими французскими друзьями и моей дочерью. Нам безумно понравилось.
Замечательные костюмы, прекрасное исполнение.
Очень редко можно увидеть действительно национальное искусство маленьких народов России. Мы - те, кто живет здесь, во Франции - больше знаем традиционную русскую культуру.
Сегодня для всех состоялось открытие этнического искусства чувашей, и это было замечательно. Мы получили огромное удовольствие, и спасибо большое ансамблю за его искусство.
Мы надеемся, что «Шузьм» приедет к нам еще, с новой программой.
|