Казаков Николай Нилович - директор Чувашской государственной филармонии, председатель правления Союза композиторов Чувашской Республики, лауреат Государственной премии Российской Федерации 2004 года.
-Как обстоят дела в Союзе композиторов Чувашии?
-На сегодняшний день в чувашском отделении российского Союза композиторов - 17 членов. Активно работает среднее поколение. Например, очень известный наш композитор Александр Георгиевич Васильев, доктор искусствоведения, Михаил Григорьевич Кондратьев, музыковеды Светлана Ильинична Макарова, Александр Аркадьевич Осипов, композиторы Лолита Чекушкина, Валентина Салихова, Лариса Быренкова, Андрей Галкин, Юрий Григорьев, Анатолий Никитин, Панита Лоцева, Олег Трифонов…Они проявляют себя в разных жанрах. Раньше Союз композиторов поддерживался партией, действовала система заказов. Но, несмотря на то, что ситуация изменилась, наши композиторы не перестают трудиться в серьезных жанрах. Число заказов уменьшилось, но они все же есть. Александр Георгиевич Васильев работает над оперой «Иван Яковлев» - по социальному заказу Минкультуры ЧР. По-моему, в следующем году он должен завершить эту большую работу. Произведение пишется для Чувашского государственного театра оперы и балета. Либретист - Сарри Мишши, чувашский поэт. Другие композиторы тоже активны. Андрей Галкин написал симфонию… К сожалению, концертов классической музыки пока не так много. Они не так востребованы зрителями.3 декабря делегация Союза композиторов поедет в Саранск, на XVI фестиваль композиторов Поволжья и Приуралья. Фестиваль несколько лет не проводился, но в прошлом году его провели в Ижевске, и мы надеемся, что сможем провести XVII фестиваль в Чебоксарах, куда съедутся композиторы шести республик Поволжья и Приуралья. В течение трех-четырех дней будет дано пять-шесть концертов: камерные, симфонические концерты, хоровые произведения, концерты вокальной музыки. Все серьезные жанры будут представлены. На фоне других республик мы выглядим неплохо. Хотя сейчас усиливается расслоение зрительских интересов. Раньше, в СССР, в зрительском репертуаре не имелось такого разнообразия. Участились концерты гастролирующих известных российских и зарубежных групп, выросла конкуренция. Но все равно у композиторов есть своя публика. 19 декабря мы проведем юбилей Анисима Асламаса в филармонии. Будут участвовать лучшие силы: академическая капелла, ансамбль песни и танца, оркестр русских народных инструментов музыкального училища и солисты театра оперы и балета. Думаю, получится хороший концерт.
-Что вас не устраивает в существующем положении вещей, что требуется улучшить?
-Нет большого внимания к музыкальному жанру в СМИ. Правда, и тиражи газет тоже ведь упали. Но все равно есть перекос. Если раньше все концерты были интересны людям, то сейчас выступления серьезных музыкантов проходят без особого ажиотажа, нет к ним былого внимания. Наверное, мы постепенно пришли к тому, что есть на западе, где на вечерах известных поэтов, например, присутствуют двадцать-тридцать человек, и это считается нормой. А мы привыкли к залам, где тысяча человек. Думаю, нет ничего плохого в том, что люди стали более привередливы, разборчивы, критичны, требовательны: все это говорит о том, что у них появился большой выбор. А это - явный позитив. Необходимо лишь учитывать новую ситуацию, делать коррективы в маркетинговой стратегии зрелищных организаций. Изучать рынок. Предлагать то, что востребовано. Рекламировать концерты.
-В рынке творческие люди сознательно выстраивают себе имидж. Как у нас?
-Наши композиторы еще не перестроились. Не научились действовать в условиях рынка. Если на западе творческий человек сам целенаправленно работает над своим образом, у нас среди серьезных композиторов я ни про кого не могу сказать, что вот он делает себе имидж.Могу назвать только поэта Айги - он действует активно, целенаправленно, знает кухню творческого цеха. А больше не могу назвать никого, кто бы учитывал технологию восприятия.
-Почему вы, композитор, имеющий большие успехи в серьезном искусстве, увлеклись сочинением эстрадной песни?
-Просто лет двадцать назад мы с Борисом Чиндыковым, идеологом движения, пришли к выводу о том, что следует поднимать национальное самосознание молодежи не через лозунги, а через подкорку. Надо было, чтобы люди начали петь на чувашском и стали смотреть на происходящее с другой точки зрения. И Борис - он тоже чувствует ответственность за свое детище, пишет стихи для песен. Чиндыков сейчас работает в Москве переводчиком, но и творчеством занимается: написал моноспектакль для Веры Кузьминичны Кузьминой, «Хура чекесь» - «Черная ласточка». Премьера должна состояться в Москве.-Может ли чувашская музыка выйти на мировую сцену?-По большому счету, на мировой рынок чувашская музыка еще не вышла. Но может выйти, если появится человек, который сможет в музыке выразить своеобразие чувашского народа. Один народ от другого чем - то же отличается. Думаю, такое выражение может произойти в серьезной музыке, симфонии. Например, сумели же Тертерян в Армении, Канчели в Грузии показать в своей музыке, какие интересные по духу армянский, грузинский народы. Нужна очень мощная база, культурный фундамент, музыкальная основа. Тот же Тархан - вышел же он из турецкой эстрады и стал мировой звездой. Группа «Озон» - румынская она или же молдавская - тоже стала мировой звездой. Пока по техническим параметрам мы не можем вывести нашу музыку на более высокий уровень. По упаковке не соответствуем, чтобы выйти на интернациональный рынок.
-Что необходимо сделать для пропаганды, стимулирования развития чувашской музыки?
-Если говорить о развитии чувашской эстрады, я считаю, нужно активнее и целенаправленнее подключать к ее раскрутке средства массовой информации. Необходим музыкальный канал на республиканском радио, который бы транслировал в основном чувашскую эстраду. Такие каналы уже есть в Якутии, Татарстане, Башкортостане. У нас в республике работает «Ваше радио». Было бы хорошо, если бы такое же радио было и на чувашском языке. На сегодняшний день нет большого смысла вкладывать большие деньги в аранжировку чувашских песен, поскольку они звучат очень мало. На одном концерте, втором - и все. Радио и телевидение - самые первые двигатели чувашской эстрады. Встречаясь с более-менее состоятельными, богатыми бизнесменами, заинтересованными в развитии чувашской культуры, не нахожу до сих пор людей, которые могли бы вложить деньги в радиопроект. Думаю, что необходимы относительно небольшие деньги - двух миллионов рублей хватило бы для того, чтобы начать. Пусть чувашская музыка звучит не целый день, пусть в эфире звучит и музыка других народов - русская, турецкая… Но основа должна быть чувашская. Важно создать такой канал на радио.
-А почему вы думаете, что двух миллионов хватит?
-Я выяснял специально. Когда интересовался вопросом, мне сказали, что такая сумма нужна для получения лицензии, приобретения передатчика, оснащения студии. Думаю, это мог бы быть вполне самоокупаемый проект. Хотя прибыли большой от него вряд ли можно ожидать. Но за счет рекламы он мог бы стать рентабельным. Ведь на музыкальном рынке русскоязычных каналов радио штук шесть-восемь в Чебоксарах, среди них большая конкуренция. А канал, транслирующий чувашскую музыку, чувашские песни, сразу же окажется вне конкуренции. Проводное радио практически перестает существовать, а человек уже привык к тому, что утром включает радио и ему на родном языке говорят о том, например, сколько градусов на улице и так далее. Если бы там звучала еще и чувашская музыка, я думаю, такое радио смогло бы содержать себя само. Нации, имеющие такие каналы на радио, имеют и развитую эстраду. Якуты, например, гастролируют по миру со своим творчеством, пропагандируют свою культуру, у них есть интересные рок-группы. У башкир тоже есть интересные звезды. Тот же Шевчук, Земфира, Алсу - они ведь возникли не на пустом месте. Жанр национальной эстрады может быть рентабельным. Но все равно государство должно поддерживать жанр. На сегодняшний день так и получается: мы существуем при государстве, с помощью государства. Иначе не смогли бы ничего развивать. Радиостудию, кстати, можно было бы создать при филармонии. Мы правильно говорим, что надо поддерживать сильных, а не раздавать всем сестрам по серьгам. Тогда дело пойдет. Надо поддерживать тех, кто берет на себя ответственность и говорит: «Вот я это сделаю!» Считаю, что возможно создать радиоканал.
-Радиоканал - хорошая идея. Но звезду, в значительной степени, делают и печатные СМИ.
-Согласен. Сейчас в Чувашии появился хороший, молодежный журнал «Самант» - глянцевый, современный в техническом плане. Он вполне мог бы взять на себя информационную поддержку молодых талантливых людей в искусстве республики.Над имиджем чувашских артистов должны целенаправленно работать газеты, журналы, радиостанции, телевидение, рекламные структуры. Кстати, все, необходимое для этого, уже частично имеется в наличии. Нужна концентрация сил на главных участках. Необходимо создать рекламную структуру, которая бы раскручивала эстраду. Необходимы специальные рубрики в журналах, газетах. Не вижу никаких преград для этого. Все практически есть, нужно только работать.Эстрада без помощи государства не может обойтись. Неправильно думать, что будто бы Москва не финансирует Пугачеву. Москва финансирует и Пугачеву, и Лещенко, и многих других. Хотя бы через репертуарную стратегию федеральных СМИ, телевидения, радио, через прямые и косвенные дотации, организационную, кадровую поддержку шоу-бизнеса, через механизм государственных премий в области эстрадного искусства, российское государство материально поддерживает эстраду. Таких механизмов - много. Эстрада не будет развиваться, если ее не поддерживать. Она имеет мощное влияние, ею интересуются массы. А все, что интересует сотни тысяч, миллионы людей, уже является частью большой политики. Нельзя поддерживать только классическую музыку. Надо поддерживать и малые жанры. -Расскажите о себе.-Родился я в 1962 году, в селе Турмыши Янтиковского района. Наша деревня дала Чувашии нескольких композиторов. Среди них - Александр Васильев, бывший председатель правления Союза композиторов Чувашии, Юрий Григорьев… Из Янтиковского района - Василий Воробьев, Степан Максимов, основоположники чувашской классической музыки. Два года - с 1979 по 1981 год - я учился на музыкальном факультете Чувашского пединститута, одновременно занимался в музыкальном училище по композиции у Александра Георгиевича Васильева. Затем поступил в Казанскую государственную консерваторию, класс профессора Лупова Анатолия Борисовича. Класс инструментовки у нас вел Назип Гаязович Жиганов - сейчас консерватория названа его именем. Он Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Государственной премии. В 1982 году я стал лауреатом всесоюзного конкурса молодых композиторов в Москве. После окончания учебы в 1985 году работал в Чебоксарах сначала консультантом Союза композиторов, с 1988 года - заместителем председателя правления, с 2003 года - председателем правления Союза композиторов ЧР. Трудился также в театре юного зрителя заведующим музыкальной частью. Написал музыку к тридцати пяти спектаклям. Они идут в драматическом, кукольном театре, тюзе, практически во всех чувашеязычных театрах республики. В этом году получил Государственную премию Российской Федерации за оформление музыкального спектакля «Свет далекого счастья» с группой артистов во главе с режиссером Валерием Николаевичем Яковлевым. Сейчас работаю в филармонии четвертый год. С 2000 года - художественным руководителем, с 2001 года - директором филармонии. С 1995 года являюсь президентом Фонда новой чувашской музыки. Есть такой фонд. Появился по инициативе деятелей культуры. Мы вместе создали такую некоммерческую организацию для сосредоточения сил и средств на развитие чувашской эстрады. Вся музыка к театрам, постановкам записывается в студии фонда. Эстрадные звезды в ней записывают свои новые песни. -Как в целом в Чувашии развивается жанр эстрады?-Двадцать лет он развивается очень интенсивно. Постоянно появляются новые талантливые имена. Из сегодняшних артистов эстрады мне нравится, как работают Августа Уляндина, Сергей Павлов, Стас Владимиров, Вячеслав Христофоров - люди, которые имеют профессиональное образование и занимаются жанром осознанно, хорошо понимая, что это за искусство.
-Какая музыка интереснее для вас?
-Интереснее, наверное, все же серьезная музыка. Но сейчас практически нет возможности ею заниматься, потому что работаю директором филармонии, время есть только на то, чтобы быстро написать песню. Невозможно совместить два разных занятия: администрирование и творчество, работу чиновника и композитора. Это диаметрально противоположные вещи. Взаимоисключающие. Для занятия искусством нужна концентрация, необходимо углубиться в свои ощущения. Само творчество доставляет огромное удовольствие, но, к сожалению, в силу материальных причин, невозможно совмещать два разных занятия. Надеюсь, что когда-нибудь смогу уехать в деревню и работать в кайф над творчеством.
-Ваше мнение о международных фестивалях, проведение которых уже вошло в традицию в Чебоксарах?
-Международные фестивали нужны. Но, вместе с тем, в искусстве есть большая группа людей, каждый из которых хотел бы закрыться за огромным региональным забором, бить себя в грудь и говорить: «Ох, какой я великий артист!» Действительно, стоит закрыться за забором и легче впасть в иллюзию своего величия. Поводы находятся: кто - то стихи интересные сочинил, кто - то музыку, кто - то неплохой клип снял… Если постоянно не сравнивать, не проводить сверку «по гамбургскому счету», то очень легко объявить себя корифеем. Мне кажется, сегодня вообще невозможно в искусстве быть нижегородским или чебоксарским, местечковым, композитором. Искусство - оно единое. Международные оперный, балетный фестивали, которые проводятся в Чебоксарах по инициативе нашего Президента, дают возможность сравнивать, понять, кто есть кто в искусстве, задают критерии, определяют ориентиры, показывают, как ты работаешь в сравнении с другими, не дают расслабиться. Хотя, если сравнивать, то мне кажется, что у нас уровень искусства остается высоким. Андрей Ланцов, Валерий Иванов - они могут очень успешно работать где угодно, в том числе - на западной сцене.
-Не кажется ли вам, что музыканты могли бы объединяться в работе с представителями других жанров искусства?
-Мы дружим с поэтами. Они сейчас очень бедные, обделены вниманием, им нужны зрители, чтобы их хотя бы тридцать человек послушали… А музыкантам внимания хватает, они могут и полные залы собирать. У меня первая мысль была, когда я стал директором филармонии - собирать в маленьком зале поэтов, чтобы они читали свои стихи перед концертами, после них. Но пока не получается реализация проекта. Хотя, в принципе, в филармонии или в литературном музее это возможно. Доход такой проект вряд ли обеспечит, но толк может быть большой. С художниками мы тоже пытаемся налаживать совместные дела. Есть камерные ансамбли, квартеты, в классической форме, но не мешало бы и поэкспериментировать. Есть боязнь эксперимента. Привыкли к тому что имеется, а любое новое движение - новые проблемы. Может, и есть новая творческая молодежь, но я ее не вижу. Пора бы уже ей появиться. Мне сорок два года, а где они, двадцатилетние? Они появятся, если все СМИ начнут не только замечать, но и системно, целенаправленно поддерживать их.
-А лично вас государство поддерживало в юности?
- Государство поддерживало меня всегда. Я не могу жаловаться на то, что меня государство не поддерживает. Меня тоже создали средства массовой информации. Газеты начали печатать письма, что «нужны песни Казакова». Появился образ композитора Казакова. Я, практически, не вкладывая ни копейки, имел и имею мощную информационную раскрутку. В нас вкладывали деньги. Мы в юности чувствовали поддержку. Я помню: председатель Президиума Верховного Совета Чувашии мне присылал прямо в Казань деньги, и я чувствовал, что нужен чувашскому народу, я обязан ответить своим творчеством на такое внимание. До сих пор считаю: если кто - то тебе что - то дает, то ты обязан…
-Сколько денег вам присылали в Казань?
-Я лично получал триста пятьдесят. При том, что у меня стипендия была пятьдесят рублей. На переводах в графе «От кого?» значилось: «От Президиума Верховного Совета Чувашской Республики».Однажды я приехал, зашел к Семену Матвеевичу Ислюкову и сказал ему: «Спасибо, я чувствую свою ответственность, буду продолжать писать музыку дальше».
-На что вы истратили такую кучу денег?
-О, я тогда на них хорошо жил… В общем, надо поддерживать талантливую молодежь. И очень правильно делает Президент Н. Федоров, когда ежегодно назначает тысячу стипендий для творчески устремленных молодых людей. Но у меня другой вопрос возникает в связи с этим. Да, президентские стипендии существуют. Но чувствуют ли стипендиаты свой долг перед народом, Чувашской Республикой, так, как я чувствовал его тогда? Или же они считают, что деньги - не аванс, а зарплата за их несомненные заслуги? Может, тогда дело не в деньгах, а в людях? Деньги получают и ни о чем не думают? Получили и до свидания?
-Один из ваших крупных успешных проектов - группа «ТИН». Как возникла идея создать такой коллектив?
-В определенный момент я обратил внимание: на концерты национальной эстрады ходят сорокалетние. Те, кому было двадцать лет в начале этого движения. К сожалению, нет молодых. Они не так сильно заинтересовались идеей развития чувашской эстрады и готовы продолжать слушать зарубежную - европейскую, американскую музыку, а не чувашскую. Второй момент, на который я обратил внимание: чувашская эстрада на сегодняшний день комплектуется, в основном, выходцами из деревень. А эстрада она все же должна быть связана и с городской культурой. Нам захотелось искусственно сделать одну группу из городских девчонок, которые бы пели на чувашском языке, чтобы у других их сверстников возникло желание подражать им. Ведь когда человек смотрит на сцену и ему нравится то, что на ней происходит, он начинает думать, что и он тоже так может. «И я могу». На самом деле, так и получилось: после успеха группы «ТИН» в Чебоксарах стали появляться группы городских ребят, поющие на чувашском. То есть в результате поддерживается интерес к чувашской культуре, языку среди молодежи. В течение года мы записали альбом группы «ТИН». Потом я узнал, что фонд «Чувашия» проводит конкурс. Мы представили на конкурс диск с песнями группы и победили. Я удивился, честно говоря. Потому что в числе номинантов были очень солидные люди - народные артисты России, писатели: номинация была «лучшие музыкальные и литературные, публицистические произведения». Я никак не ожидал, что эти девчонки, им по пятнадцать-шестнадцать лет, получат первую премию. Очень благодарен фонду за то, что оценил их творчество.-Прибыльна ли группа «ТИН»?-Она тоже существует благодаря государственной поддержке. Допустим, за аренду не платит, но имеет возможность заниматься в помещении, использовать микрофоны. В течение года «ТИН» дала 72 концерта для филармонии. Просто так, бесплатно. На каждом концерте бывает порядка тысячи человек. Это очень много. Национальная молодежная эстрада - единственный жанр в Чувашии, который вызывает такой интерес. Раньше в республике было развито хоровое искусство, но сегодня хоры уже не собирают столько зрителей. Только эстрада.Над совершенствованием группы «ТИН» очень много людей работает. Их возглавляет Валентина Салихова, моя супруга. Там есть хореографы, педагоги по вокалу, костюмеры. Занимается с «ТИН» и Ольга Малеева, известный специалист в области эстрадного пения. Она и сама пела на сцене, лауреат всесоюзного конкурса «Серебряный микрофон» в Сочи, с большим профессиональным опытом, талантливый специалист.Мы хотим, чтобы «ТИН» нельзя было спутать ни с кем. Работаем над звучанием. Все-таки многие артисты сейчас поют не в эстрадной, а в оперной постановке: согласные звуки плохо артикулируются, в основном доминируют гласные. Трудно разобрать слова. А тут цель такая, чтобы было четкое, хорошо артикулируемое звукоизвлечение. Некоторые люди говорят, что мол, девчонки «поют с акцентом». Это - не акцент, а другая манера, другой стиль артикуляции, подачи звука. Я написал песню для «ТИН» и на русском языке, хотя никогда этим не занимался. Мы специально такой цели не ставим - пробиться на российскую эстраду. Но все же Чувашия - часть Российской Федерации, должны быть у группы и песни на русском языке. Почему Лайма Вайкуле поет на русском? Потому что прибыли от концертов на латышском может хватить только на то, чтобы платье купить. Я вижу большой скачок в творчестве «ТИН». С большим удовольствием девчонки работают на сцене. Невероятно работоспособны. Перед вечерним концертом они могут с девяти часов утра репетировать, петь, и проблем не возникает. Жалуются только на то, что «мало концертов». интервью 2005 года
|