Понедельник, 22.01.2018, 06:58
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [399]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1467
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

А.ТОМТОСОВ: "ГОВОРИТЬ ОБ ЭТНОГЕНЕЗЕ - НЕ АКТУАЛЬНО"

 

А.ТОМТОСОВ: «ГОВОРИТЬ ОБ ЭТНОГЕНЕЗЕ – НЕ АКТУАЛЬНО»

 

Томтосов  Алексей Александрович, Президент Регионального общественного фонда «Якутский дом».

 

 

-Когда был создан ваш фонд?

 

-Мы  создали  «Якутский  дом»  в  мае 1990 года, зарегистрировались в  Минюсте России 16  августа  1990  года. Свидетельство подписано   министром юстиции Российской Федерации Николаем Васильевичем Федоровым.

 

-Кто  финансирует фонд?

 

-Нам помогают организации, которые работают в Якутии и здесь, в Москве.

 

-Какими проектами занимается ваша организация?

 

-Сейчас занимаемся в основном консультативными проектами  по экологии, глобализации.

Иногда помогаем в выборе специальности перспективным выпускникам современных вузов, аспирантуры, магистратуры, МГИМО…

 

-Каков штат?

 

-Штат у нас небольшой. Я - и исполнительный директор, и референт.

 

-Где находится ваш офис?

 

-Сначала мы находились в постпредстве, но там стало тесновато. Но не физически, а политически. Президент Якутии Штыров решил, что Якутскому дому там нечего там делать, и мы ушли в Постоянный комитет Союза России и Белоруссии, к Пал  Палычу Бородину.

 

-По мнению Президента ЧНК Г.Н.Архипова, в Якутии проводится яркая национальная политика. Он был восхищен уровнем праздника Ысыах, который прошел в дни работы Конгресса народов России  в тридцати километрах от Якутска.

 

-Всем гостям понравился якутский праздник Ысыах.

Ысыах – он как чувашский Акатуй, только, пожалуй, шире по значению.

В древности якуты все лето батрачили на скот, а зимой скот их кормил.

Ысыах празднуется на природе после долгой зимы. В Якутии зима - 9 месяцев. Потому представители всех народов, независимо от национальности и веры, принимают в празднике активное участие.

…Свет политики не всегда определяет ее содержание. О Якутии надо говорить в Якутии, а не в Москве.

Многое для развития национальной культуры в регионе сделал первый Президент Якутии Михаил Ефимович Николаев.

Я работал мэром Якутска, затем - здесь, в Москве, в федеральном министерстве заместителем министра. Могу утверждать, что у Михаила Николаева - очень ярко выраженная национально-традиционная ориентация в области духовного воспитания,  ярко выраженная политическая культура, которая базируется на национальных традициях.

У Михаила Ефимовича были великолепные отношения с первым президентом России,  и  он много сделал для того, чтобы возродить истоки национальной культуры.

Хотя, я считаю, там были некоторые перегибы, потому что в конце ХХ, на пороге ХХI века некоторые нюансы патриархальной культуры реставрировались в полном виде. Улусы и т.д.

Но Академия наук, стадионы, музеи  при нем резко пошли в рост.

Якутия – огромная территория, огромные ресурсы. Очень высокая межбюджетная шкала финансирования. С другой стороны, там очень большие расходы на энергию. Надо много денег тратить на одежду, питание тоже в два раза дороже стоит, чем в средней полосе.

В Якутии много проблем, связанных с плохими дорогами, скрытой безработицей.

 

-Как эволюционирует экономика российских регионов?

 

-С 2000 года резко во всех регионах обозначился бум экономического развития.  Бюджет  субъектов Федерации вырос в 3-4 раза. В Якутии он вырос в  2,5 раза, потому что бюджетное обеспечение региона и без того было на хорошем уровне. Были достигнуты высокие нормативные, трансфертные показатели.

…Я как-то побывал в Чувашии, и нам Президент республики Николай Васильевич Федоров говорил, что «нам повезло: нет ни нефти, ни газа, ни алмазов, ни угля, к нам ни один олигарх не стремится с целью купить нас и растащить по углам. Наши люди зарабатывают не много, но получают регулярную зарплату. У нас самая низкая стоимость жилья и самые большие масштабы  его  строительства на 100 тысяч человек».

Мы были там накануне выборов, в 1998 году,  и я сказал Президенту: «У писателя Ивана Бунина есть слова о том, что если заезжаешь в деревню,  и забор валяется, значит, в деревне не ладно…Я объездил много регионов России, у вас  вижу много башенных кранов. Значит, республика возрождается».

Федорову  фраза  понравилась.

Президент Чувашии - очень образованный человек. Я как–то был в Женеве, в Европейской парламентской Ассоциации,  и мне  сказали: «У России есть будущее, потому что у вас, между прочим, есть такие молодые лидеры в субъектах, которые просто поражают!»

И назвали двоих.

Первым был Николай Васильевич Федоров, которого великолепно знают в правовом пространстве Европы. Им понравилось и то, что Федоров -непьющий.  Они там, в Женеве, уже привыкли: когда  в Европу приезжают  российские губернаторы, обязательно  сильно  выпивают.

Назвали еще  Илюмжинова: он знает пять языков, в их числе – японский. Илюмжинов  их еще поразил тем, что играет в шахматы, он - известный  человек  еще  и  благодаря  шахматам.

Николай Васильевич Федоров стоял у истоков формирования современного федеративного государства, новой российской юстиции. Он работает успешно. Помню, женевец по фамилии Эйге просто восхищался Николаем Васильевичем.

Лучший друг в Чувашии у меня – Аблякимов Энвер Азизович. Он не чуваш, но по сознанию он больший патриот, чем многие чуваши. Хороший строитель и очень жесткий администратор.

 

-Как вы оцениваете съезд  Ассамблеи народов России, который прошел в Якутске на днях?

 

-Считаю, съезд прошел очень успешно.

Я являюсь одним из основателей Ассамблеи, но никогда  прежде  не ездил на ее съезды:  не совпадало, не было времени по делам.

 

-Большой резонанс произвело выступление на съезде в Якутске Рамазана Абдулатипова.

 

-Я считаю, что озвученное им предложение имеет важное значение.

Если он  убежден в его актуальности,  то я с ним согласен.

Правда,  у нас ни один закон по национальной политике не выполняется в полной мере. Нет основательно разработанной Концепции национальной политики. Хотя Закон о языках выполняется в субъектах.

У Абдулатипова  риторика базируется на фактических материалах жизни. Его риторика взята не из книги.

Но есть спорные вещи. Он сказал, например, что русский народ - собиратель русского государства, он же – может стать и его разрушителем.

Многие не поняли.

Ведь движение скинхедов, движение против нелегальной эмиграции – это движения не русского народа, а людей, которые плохо живут.  

Русский вопрос всегда будет присутствовать, если не решится проблема дорог, обустройства, занятости в Центральном федеральном округе,  Северо-Западном округе. Ну, в Уральском, Сибирском округах – там природные ресурсы есть и  занятость у людей достаточно высокая. А взять Тульскую область – просто ужас!

На конгрессе одним из элементов серьезной национальной политики, я считаю, должна была стать  занятость населения. Но там же ни одного слова не было сказано о социальных показателях,  это - главнейший вопрос.

А проводить конгресс, Ассамблею мы очень хорошо умеем, особенно в Якутии.

Политику на Севере нужно совершенствовать. Я, например, предлагал: все бюджетники – врачи, учителя - должны стать госслужащими.  Потому что они государственный институт охраняют, обеспечивают присутствие в нем человека.

А если приедут китайцы, то у них будут другие интересы.

Китайцы угрожают южной Азии, сказывается фактор глобализации. Чувашей это не сильно коснется, потому что в Чувашии плотность населения очень высокая, там все занято, но есть другие, менее плотно заселенные регионы.

Качество занятости в Чувашии низкое, но, с другой стороны, республика экономически  стабильна,  социально  устойчива.  

В  Ханты-Мансийске десять процентов самых обеспеченных получают до 200 тысяч рублей в месяц. А в Туве самый нижний уровень – полторы тысячи рублей.  В  124  раза  разница в доходах богатых и бедных!

А еще Сократ говорил: если у десяти процентов самых богатых и десяти процентов самых бедных разница в доходах - в четыре раза,  это уже беда.

У нас в России десять лет средняя  разница в доходах была  равна  14.  

Сейчас в Москве  соотношение 1 к 40, это было сказано в мэрии.

 

-Сегодня в Московском доме национальностей говорилось об участии в праздновании  50-летия Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Какие ассоциации у вас это вызвало?

 

-В 1957 году, когда прошел первый фестиваль,  я  учился в школе  на прииске. Радио тогда мы редко слушали,  телевидения не было, новости узнавали по газетам,  приходившие с опозданием.

В августе 1973 года я работал первым секретарем Якутского обкома комсомола и стал делегатом десятого Всемирного фестиваля молодежи в Берлине. Это была очень хорошо организованная акция  антиимпериалистической направленности. К советской молодежи немцы относились исключительно тепло и искренне. Был популярен лозунг « «Дружба–фройндшафт!».

В 1978 году я побывал на молодежном фестивале в Гаване в составе официальной  делегации, как и на Берлинском фестивале. У нас было двадцать групп. Я входил в четырнадцатую группу, где  собрались  депутаты Верховного Совета СССР, союзных и автономных республик, передовики производства. Отвечал за молодежь, участвовавшую в конкурсах фестиваля. Там познакомился с певцом  Булатом Менжелкиевым из Киргизии, Надеждой Чепрагой из Молдавии, Меланье Абаян из Армении, Натальей Трапезниковой, другими талантливыми молодыми музыкантами, все они стали лауреатами всемирного фестиваля молодежи.

 

-Тема всемирных молодежных фестивалей сейчас менее актуальна?

 

-Сейчас каждые  три года проводится Всемирная конференция по борьбе против расизма,  ксенофобии и расовой дискриминации.

В сентябре 2001 года я  был на открытии конференции в Южной Африке. Там активность проявляют в основном антиглобалисты, альтерглобалисты…

 

-Кто такие альтерглобалисты?

 

-«Альтер» - означает «другая,  альтернативная глобализация». Альтерглобалисты рассматривают проблемы глобального потепления климата,  взаимоотношений по оси «север-юг»…

Сейчас надо искать сейчас другие пути - не глобализации, а регионального сотрудничества, регионального партнерства.

Межрегиональных проблем - много.

Например, отчуждение конкретных финансовых потоков от конкретной экономики. 

 

-То есть?

 

-Ну, это когда  нефть добывают здесь, а деньги оседают в транснациональных монополиях, в швейцарских банках.

Или есть такая проблема - отчуждение национальной интеллигенции от национальных традиций и интересов.

Я,  как историк,  интересуюсь тенденциями мирового развития.

Одна из тенденций – объединение  исламского мира  против христианского Севера.

«Север» в геополитическом понимании - это  Европа, Америка, Россия.

Естественно,  проблема актуальна и для россиян.

 

-Как, по-вашему, будет эволюционировать национальный фактор?

 

-Я думаю, что эволюция будет идти к интеграции по корпоративному признаку, а не по национальному.

Банкиры всех наций будут объединяться. Бедняки всех наций будут объединять усилия против глобализации. Нефтяники будут создавать транснациональные корпорации.

Да, на определенной стадии национального развития люди хотят этнической самоидентификации, свободы выражения и суверенитета. Потом этот этап  эволюции  проходит,  все начинают искать способы кооперации и интеграции.

 

-А что в этих случаях происходит с этническим фактором?

 

-Он остается как культурный сегмент. Но ни  в политике, ни в экономике не  играет  особой   роли.

 

-Но в Китае действуют как-то иначе. И, похоже, успешно.

 

-Китаем восхищаться можно. Но надо знать, что там, например, из 1 миллиарда 300 миллионов населения 300 миллионов живут на уровне мировых стандартов развивающихся стран; 500 миллионов находятся на уровне недоразвитого социализма, а 500 миллионов - на уровне средневековья, не видят электричества,  у них нет канализации.

Я не бывал в Китае, но как этнограф, экономист, историк бываю на международных конференциях,  знаю ситуацию от экспертов.

В глубинные районы Китая ведь никого не пускают. Мы узнаем о том, что там что-то случилось, если прорывается информационная блокада.

…Вообще новых идей в мире не так уж и много.

Недавно услышал, один депутат сказал: «Мы строим постиндустриальное общество».

Вроде бы, новая идея. Но на самом деле еще Гелбрейт в шестидесятые годы написал книжку о постиндустриальном обществе.

Социальные идеи готовятся очень основательно.

Мне понравилось  высказывание академика Нияза Мазитова из  Академии наук Башкортостана. Он сказал,  что свой доклад готовил десять лет. «Какой ужас!» - откликнулся кто-то. На что Мазитов отреагировал,  сказав: «Для археолога десять лет - это миг».

Серьезные вещи делаются очень основательно.

 

-Как сейчас идет  эволюция  этнического фактора в Башкортостане?

 

-Есть определенные проблемы с трехязычием, статусом государственных языков. Но я думаю, что это все пройдет, потому что сейчас говорить об этногенезе, как и об антропогенезе, уже не актуально.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (28.06.2007)
Просмотров: 2051 | Рейтинг: 1.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика