Пятница, 22.09.2017, 21:56
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [400]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1465
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

Г.Исаев, главный хранитель ЧГХМ:"Я-пессимист"


Исаев Георгий Геннадьевич,  главный хранитель Чувашского государственного художественного музея.



-Расскажите о себе.



 

-Родился в Чебоксарах 9 июля 1955 года. 

Учиться начал в  школе села Октябрьское Мариинско-Посадского района, продолжил учебу в Кугесьской средней школе. Окончил биологический факультет Горьковского государственного университета.

Служил в ПВО, подготовку проходил в учебке под Ленинградом, около Ладожского озера, где «дорога жизни». Потом меня перевели служить в Подмосковье, в третий пояс защиты.

Так судьба сложилась, что в 1990 году я оказался в музее. Сначала работал сотрудником музея, занимался монтажом выставок. У меня двадцатилетний стаж музейной работы.

Есть семья.  Супруга получила полиграфическое образование,  работает техническим редактором. Сын учится в университете на историко-географическом факультете.

-Вы  - известный фотохудожник. Расскажите об этом своем увлечении.

-Я не художник, а любитель. Но интерес к изобразительному искусству у меня  давний. Мой отец – Исаев Геннадий Ильич - профессиональный художник. 15 ноября 2007 года он ушел из жизни.

Сейчас я участвую в фотографическом проекте «Плацдарм»  с  серией «Земля-Небо». Первая локализация была на ХБК 5-6 ноября, я там выступил с  баннером, размером 4,5 х 3,15 метра.  Вторая локация прошла в Чебоксарах на улице Константина Иванова, АТС №42, там я выставил и баннер, и серию фотографий «Земля-Небо». Обратился к древней чувашской мифологии, которая говорит, что верх, небо – мужское начало,  а низ, земля – женское.  Попытался  миф прокомментировать визуальным методом.  Фотосерия «Земля – Небо» по форме - автопортрет,  по содержанию - попытка интерпретации древнего мифа на  современный лад.

-Вы занимаетесь оценкой художественных произведений. Наверное, от субъективизма здесь не обойтись, но все же: кто из художников Чувашии входит в первую десятку, кто – во вторую, третью..?

-В интернете, на сайте Союза художников России,  размещен  «рейтинг художников». В нем позиционируется десять тысяч самых лучших художников мира:  Пикассо, Модильяни и другие. В рейтинге семь категорий. Самая высшая – первая, от нее идет отсчет.

В  перечень вошли семь художников из Чувашии: Сверчков Никита Кузьмич, Спиридонов Моисей Спиридонович,  Иван Васильевич Дмитриев, Николай Васильевич Овчинников, Ревель Федорович Федоров, Петр Васильевич Павлов,  Петров Виталий Петрович - Праски Витти. Они все художники престижного третьего  уровня.

В число лучших чувашских мастеров, на мой взгляд, входят  также Алексей Афанасьевич Кокель,  Иван Трофимович Григорьев, Анатолий Иванович Миттов, Юрий Антонович Зайцев,  молодой мастер  Георгий  Фомиряков, скульпторы Юрий Ксенофонтов, Федор  Мадуров: они наиболее приближаются к  «третьему уровню рейтинга» и могут представить искусство Чувашии на любой экспозиции.

Следующий «этаж» составляют авторы постоянной  экспозиции Чувашского государственного художественного музея. Это  большой список художников «рейтинга четвертого уровня». Конечно, Кипарисов Петр Гаврилович, Григорьев-Савушкин, Августа  Спиридонова, Акцыновы, Харитонов, Карачарсков, Немцев,  Семенов, Владимиров…Называя эти фамилии, я могу сослаться на книгу «Единый художественный рейтинг», автор книги, главный редактор и учредитель справочника – Сергей Вольфович Заграевский.  В справочнике перечислены все нормативные документы, по которым определяется категория художественной работы и самого художника.

-А как формируется постоянная экспозиция музея?

-Она формируется исходя из общей выставочной  концепции:  в экспозиции должны присутствовать работы художников, которые являются лицом чувашского искусства. Но, прежде всего, основным критерием попадания в постоянную экспозицию  является качество произведения, качество живописи, мастерство художника.

Мы попытались уйти от регалий, титулов – «заслуженный», «народный» и т.д. Они принимались во внимание, но есть художники, которые вне титулов. Например, Иван Васильевич Дмитриев: у него вообще нет регалий. Но из всего Поволжского региона он занимает одно из самых первых мест в рейтинге художников российского уровня.  Дмитриев представлен в Третьяковской галерее, его работы - в каталоге галереи «Живопись первой половины ХХ века». Я не знаю больше ни одного чувашского живописца, который был бы представлен в  каталоге Третьяковки. Есть аннотация о нем, иллюстрации его работ: «Портрет матери», «Автопортрет», «Дачный интерьер», «Звенигородский натюрморт». Кстати, картину «Дачный интерьер» мы в 2000 году привезли из Третьяковской галереи, и она экспонировалась в ЧГХМ.  Всего мы организовали шесть выставок, посвященных творчеству Ивана Васильевича Дмитриева: в 1992, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 годах.

Двадцатый век закрыт, и едва ли кто туда прорвется.  Но двадцать первый век – открыт для всех художников.

-Кто из молодых художников вам наиболее интересен.

– Фомиряков – лучший.

Больше я -  это мое чисто субьективное мнение,  не назвал бы ни одного. У молодых мастеров  нет вектора. Нет мировоззрения. Нет вообще ощущения, куда и к чему нужно идти. Перепевы, повторения, ремиксы, компиляции и так далее.

У Рафаэля есть знаменитая картина «Афинская школа»:  Платон показывает пальцем вверх, он – представитель отвлеченной философии, Аристотель показывает вниз – он представитель естественной философии, и где – то с краешку Рафаэль помещает свой автопортрет, тет-а-тет общаясь со зрителем. То есть: чтобы сказать новое слово в мировом искусстве,  сначала необходимо осуществить прорыв в философии, мировоззрении.  Затем можно говорить о подробностях - стиле, форме.

Люди обычно гонятся за стилем. А это - мертвая вещь. Представители барокко Рубенс или Рембрандт, например,  не умещаются в этот стиль, шире его. А представители именно барочного стиля - это уже третьесортные и четырехсортные художники, которые просто компилируют, повторяют.

Наши  художники ищут стиль. Выбирают слащавый, кичевый. Все – эти художники уже не продвинут искусство!..

Взять Малевича или Кандинского. Они, прежде всего, позиционировали свое искусство чисто словесными выступлениями, словесными трудами – «О духовном», «О супрематизме»… Два совершенно разных художника по темпераменту и мировоззрению. У Кандинского в творчестве – энергетическое напряжение Вселенной. У Малевича – «черный квадрат», в котором нет эмоционального видения. 

Сначала художник должен определить свое мировоззрение,  то, что он хочет сказать человечеству,  а потом уже искать форму и стиль для своего искусства.

Все загадки – в самом человеке.  Часто мы воспринимаем реальность по схеме Дерсу Узала - «глаза есть – посмотри - нету», то есть смотрим и не видим.

Я занимаюсь философией, и меня интересует, например, то, что  момент развития, эволюции всегда в биологии детерминирован мужскими генами. Это научный  факт: мужские гены  всегда обращены к поиску нового, хотя они и нивелируются быстрее. Если сказать проще, женщина консервирует то, что найдено мужчинами. Миссия женщины - не прервать нить жизни. А миссия мужчины – поиск новизны. Как говорил Пикассо, человек типично авангардного плана: «Я не ищу, я нахожу!»

В чувашском искусстве есть сообщество этнофутуристов. Но  эти люди  не имеют отношения к  этнофутуризму. В принципе не имеют! Они – консерваторы от мозга костей. Перепевают то, что в чувашском искусстве уже было, используют найденные формы,  обыгрывают их, но нового-то ничего нет! Прорыв должен быть в философии, мировоззрении. Тот же национальный орнамент был в свое время прорывом: огромный пласт древней культуры, который наш народ сохранил.  Но орнамент - мировоззрение, которое характеризует то время. Обращение к орнаменту - это, конечно, хорошо,  но не есть еще этнофутуризм. Сам термин я не очень понимаю. «Этно» – народный, ясно;  «футуре, фьютче» - будущее. Этническое будущее или будущее этнического искусства – так можно перевести. Но нового - нет. Мировоззрения - нет. В головах - пусто. Есть только перепевы и компиляции.

...Я в этом плане - пессимист.

-Что можно предложить тем, кто все же хотел бы освоить второй и первый уровень мирового рейтинга?

-У нас есть философская школа, есть книги, их надо читать. А никто из художников их не читает. Феизов, умнейший философ Чувашии, создал свою философскую школу. Кто из наших художников знаком с его творчеством?

Нужно активизировать выставочную деятельность, привлекать к показу картины лучших музеев мира.

Есть несколько институций в республике. Национальный музей, Художественный музей...Не скажу за Национальный музей, но наш музей пока  еще не может принимать художественные выставки мирового уровня, как, например, татарский Эрмитаж, который находится в Кремле Казани. 

Есть определенные служебные требования для организации таких выставок: охрана, сервис, температурно-влажностный режим…Если критерии обеспечиваются, то лучшие музеи  могут вывезти свои произведения для экспонирования. Проведение таких выставок как, например, «Золото Кубрата», «Золотая Орда» - показатель того, что происходят важные художественные события.

Летом 2010  года мы  в ЧГХМ экспонировали выставку Зураба Церетели в сложнейших температурных условиях – была сильная жара. Появился небольшой опыт показа крупных привозных выставок. 

Основной  процесс  интенсификации  художественного поиска идет в мастерских. Но мы говорим об отражении процесса:  имидже, позиционировании города и республики на художественном уровне.

Это моя точка зрения как специалиста музея, я отсекаю здесь чисто искусствоведческие моменты: чтобы претендовать на освоение искусства мирового уровня,  необходим, прежде всего, базис,  на котором можно позиционировать такое искусство.

Допустим, вы делаете копию работы Рембрандта. Прекрасно делаете. Но это – только ремесло. Искусство не может остановиться, оно - отражения  жизни, развития человечества, мировоззрения. Многие прорывные художники, как правило,  своим успехам обязаны знакомству с философами, учеными, дружбе с ними. Просто сидеть и красиво рисовать – этого мало. У Пикассо есть картина раннего периода – «Старый рыбак», в стиле Хальса. Если бы не было написано внизу, что автор – Пикассо, можно было бы пройти мимо. Почему это происходит? У одного на лбу написано, что он авангардист: он мыслит так, природа ему дала. А другой – гармонизирует находку, делает ее более стильной,  доступной для человека, как женщина, обухаживающая дом. Мужчина создает конструкцию, а женщина привносит в нее уют, эмоциональное начало. Работают и те, и другие, вместе, обоюдно. Но прорывные художники обладают способностью осваивать и мировоззренческий, научный, философский уровень, и чисто ремесленный уровень художника. Новые идеи они могут преподнести доступно для всех. 

-Но развитием теории искусства должны заниматься специалисты в этой области, а художник просто должен хорошо рисовать, не так ли?

-Наше искусствоведение как наука уже съело свой мякиш, и нового я там не вижу. Прорыв в искусствоведении будет только тогда, когда произойдет прорыв в философии. Прорыв в понимании и постижении того, что сделал художник, прорыв в отражении мира осуществляется на базе философии, мировоззрения. А все остальное – простое занятие красивой живописью, повторение того, что уже было.

Скажу банальную вещь: талант – всегда новость. Как выпавший снег, распустившийся цветок. 

-От чего зависит цена произведения?

-Факторы цены - очень интересный вопрос.

Маленький пример приведу: человек нашел пять копеек на дороге, которая ведет от Чебоксар до села Октябрьское. На медном пятаке обозначен какой-то год. Прохожий взял пятак и понес к нумизмату. Тот посмотрел и вычислил: монета отчеканена в год, когда Чувашию посещал Александр Пушкин. Значит, пятак уже немного повысился в цене.

Потом нумизмат уточнил: пятак, оказывается, лежал на бывшей Ямской дороге, которая в те времена соединяла Чебоксары и Казань, по которой ехал великий поэт.

Пятак снова чуть подпрыгнул в цене.

И так далее.

Вещь  может и не быть шедевром, но если она имеет особый контекст, это значительно повышает интерес к ней. 

Есть много составляющих ценности вещи: искусствоведческая, историческая, титульно-нумизматическая, качественная…Все принимается во внимание.

В Чебоксарах была организована большая выставка «Золотой венец» - в соответствии с проектом, удостоенным гранта Президента Чувашии. Стоимость проекта – два миллиона рублей. Содержание проекта – закупка лучших произведений искусства. 

Среди претендентов были представлены  художники,    в том числе - работающие в декоративно – прикладном искусстве, скульптуре…

Был произведен  отбор работ для закупки.

Сначала мы хотели обойтись решением своей экспертной комиссии, сформированной из специалистов Чувашии. Потом испугались и решили пригласить  экспертов со стороны, из Москвы, из Министерства культуры России. Тем самым подписали себе приговор:  боимся принимать решение. Не доверяем своему мнению.

Экспертам оплатили проезд, проживание в гостинице, прочие расходы из числа грантовых  двух миллионов рублей, что существенно  уменьшило сумму закупки.

...Но был еще момент, объясняющий, почему мы тогда так поступили.

В ситуации, когда из десяти выбирается один,  у девяти аутсайдеров возникает вопрос: «А почему выбрали его, а не меня?» Были возмущенные звонки в Министерство культуры, жалобы, дело чуть не дошло до суда.

Деньги – щепетильный момент,  деньги всегда нас по бедности ссорят. 

Кинули два миллиона. Много это или мало? Вроде бы, немалая сумма. Но вот в Набережных Челнах на закупку картин художников города в год выделяется миллион рублей. А тут на всю республику – лишь  два миллиона.    И то – раз в течение нескольких лет.

Понятно, сразу началась грызня. 

Чтобы миновать рифы,  так и поступили, решили: пусть выбор делают маститые люди со стороны. Если есть вопросы – обращайтесь к ним.

Я тоже участвовал в работе комиссии. Когда мы выставили все, поставили произведения  на  пол, то  первая фраза, которая прозвучала от москвичей: «И из этого нужно выбирать? Ужас!»

Нечего было выбирать.

-Какова динамика творческого процесса в Чувашской Республике?

-В беседе с Алексеем Трофимовым, именитым академиком,  мы сошлись на том, что пик чувашского изобразительного искусства пришелся на семидесятые – восьмидесятые годы ХХ века. Была волна,  а сейчас она идет на спад.

Тогда проводилась политика по подготовке национальных кадров. Старались протолкнуть талантливых в академию художеств. И тогда мы звучали на выставках. Сейчас – спад полнейший. 

…А на том конкурсе закупили вещь: рыбку, нарисованную на большом полотне. Она плавала в аквариуме.

Красиво плавала.

ФОТОАЛЬБОМ  Г.ИСАЕВА "ЗЕМЛЯ-НЕБО"

САЙТ "АРТ-ПЕРЕХОД"


Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (02.12.2010)
Просмотров: 1999 | Рейтинг: 4.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика