Пятница, 16.11.2018, 04:10
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [401]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1477
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

Игорь Вовк об искусстве Терентия Дверенина
nullВовк Игорь Петрович, директор Народной галереи Москвы, искусствовед

-Что вы думаете об искусстве Терентия Дверенина?

-Когда я увидел в Чебоксарах творчество Терентия Парамоновича Дверенина, я очень обрадовался тому, что есть такие люди.  
В принципе, его творчество для меня - не новый вид декоративно-прикладного искусства. Я встречал такие коллекции, но в музейном виде, мне не приходилось встречаться с их авторами.
Такое воспроизведение деревенской жизни было очень характерно в тридцатых-сороковых годах двадцатого века: обычно подобные коллекции собирали люди, переехавшие из деревни в город, устроившиеся  на завод по лимиту. Проработав некоторое время,  они понимали, что душою все-таки деревенские и тосковали. Когда была возможность, люди заводили дачи, выезжали сажать там картошку, старались к земле руку приложить, а если не было возможности, скажем, человек был пожилой или участка ему не давали, или просто по времени не успевал, он создавал вот такое искусство. Тогда не изобрели еще ни телевизоров, ни цветной фотографии, но люди того поколения были достаточно рукастые. 
Сейчас заходишь в любой супермаркет и видишь тысячи товаров, которые и нужны, и не нужны. А тогда надо было уметь многое делать своими руками. Мебель люди сами делали, трельяжи. Мой отец, например, делал полочки для книг, на стойках, они у всех знакомых в квартирах стояли. Вытачивал детали на станке...Люди были мастеровитые, особенно те, кто приехал из деревни. Умели воссоздать привычный для них мир, умели руками его выразить. Небольшое количество таких коллекций хранится в Историческом музее. Есть мастера, которые подробнейшим  образом дробили каждую ситуацию. Например, сев, боронование.., делали коровок, как будто кто-то, какой-то инопланетянин, который никогда не встречался с земными существами,  дал им задачу рассказать, на примере макета, о жизни на земле. И они его выполняли, хотя задание такое им никто, разумеется, не давал.
В результате  возник целый мир. 
Но этот пласт искусства считался ушедшим.
И вдруг я увидел человека, который делает такие работы!
Причем, его куклы имеют свое лицо: они – не абстрактны, а принадлежат подлинному чувашскому миру.  Дверенин показывает не вообще человечка с гармошкой, а именно своего односельчанина, с каким-то своим характером. 
Лица его кукол - очень разные. 
Я думаю, что сейчас это уникальное искусство. Пройдет время, и глобализация сожрет весь этот уклад быта,  и люди будут помнить из детства не деревню свою, а мультфильмы. Выросло компьютерное поколение, которое в интернете делится воспоминаниями о том, кто в какую электронную игру играл в детстве. Совершенно новая традиция, которая уже не связана с народом и землей. 
Есть  творцы наивного искусства, и есть примитивисты, которые подражают наивному искусству. А Терентий Парамонович никому не подражает. Он как раз из серии настоящего, без прикрас. Ему никто заданий не давал, он никому не хочет понравиться, не желает прославиться.  Была бы выставка, ни была бы выставка – он все равно бы делал свои куклы: он делает их для передачи будущему поколению. 
Сейчас есть такое кинематографическое понятие – формат «три Д». А  его искусство – оно в формате «четыре Д»: в объеме, цвете, все изготовлено, сшито правильно…
Я надеюсь, что коллекцию Дверенина  после выставки заберут в какой–то зал или музей, потому это практически иллюстрация настоящей народной жизни.
Коллекция, повторюсь, имеет свое ярко выраженное этническое лицо.  
Я встречал много поделок, скажем, дедушка, бабушка и котик, или дедушка и подсолнушек, они повторяются в миллионах вариаций, но не несут никакой привязки к времени, они привязаны к какому–то мультфильму шестидесятых годов, где показаны фольклорный дедушка с фольклорной бабушкой. Отвлеченные лакокрасочные образы, по которым ничего определить невозможно.  
А работы Дверенина – настоящее искусство.
Если представить, что случайно это все оказалось забыто, зарыто в пирамиде, складе, как в китайском фильме, в котором "глиняную армию" отрыли, если вообразить, что прошла тысяча лет, и люди  нового поколения, открыв помещение, увидели творчество Дверенина, они бы сразу установили образ жизни чувашского народа двадцатого века. 
Этника настоящая!
Его работы - не  игрушки, а макетирование,  слепок народной жизни.
Виден характер автора, он очень добрый. Я всегда считаю, что как человек например, пишет, то таков он сам и есть. Если рисует мерзости, значит они у него в голове есть,  иначе откуда бы он это извлек?
А здесь - добрые игрушки.
Дверенин  пережил  жизнь очень тяжелую: война, восстановление хозяйства…Вообще жизнь в деревне нелегкая, тяжелый физический труд, удобства сами понимаете какие. Ему это не помешало остаться добрым жизнерадостным человеком.
Давно замечено психологами, что в традиционной народной жизни нет места депрессиям, потому что некогда депрессировать. Не убрал урожай – остался голодным. Как поработаешь, так и полопаешь. А в Швеции, стране с самым высоким уровнем жизни, где даже приезжие получают продуктовые карточки и могут, ничего не делая, сидеть и есть…- там самый высокий уровень депрессий. Мы считаем что организация жизни Швеции – величина, к которой надо стремиться, но, выходит, не так уж там и хорошо. 
Безделье, скука - они не дают радости. 
Раньше считали: если человек не будет работать, он будет постоянно ходить в консерваторию, театр, музей. Но не ходит он в консерваторию, он водку пьет, как правило, или пиво, и смотрит телевизор, перещелкивая с канала на канал!
Так что, видимо, здоровье заложено в традиционной жизни,  когда человек с утра работает, потея не в тренажерном зале, а делая разумное дело, понимая, что он делает работу на своей земле для себя, детей,  внуков, сородичей.
Ощущение пользы  - оно очень жизнеутверждающее и здоровое. 

-Как вы его нашли?  

-Терентий Парамонович участвовал в региональной выставке «Салют Победы», и его работы отобрали для показа в Чебоксарах.
Я сначала познакомился с его куклами, а потом и с их автором. Сразу понял, что это - уникальное явление.
Мне есть что с чем сравнить: по своей работе приходится бывать во многих регионах страны, видеть все.
А вот такое творчество сейчас можно увидеть крайне редко. 
Чудом сохранившийся художник!
Желаю ему здоровья, мира,  добра.
Надеюсь, его творчество в Чувашии по достоинству оценят.
Вот, к примеру, грузины раскрутили своего Пиросмани, а чем он лучше? Дверенин – такой же оригинальный художник.
Красота - в  том, что человек отражает национальную специфику.
Пиросмани отражал национальную специфику грузин, его персонажей не спутаешь с финнами или молдаванами. И грузины полюбили его.  
Чувашам вот так же надо полюбить Дверенина, его искусство, потому что оно отражает национальную специфику Чувашии, чувашского народа.
Его творчество - не ерничанье, ерничать можно над чем угодно,  это  здоровое изображение своего народа. И я надеюсь, Дверенин войдет в плеяду людей, которые представляют республику. 
Он - национальный, интересный, аутентичный автор. За это его надо любить и уважать.        






Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (15.03.2010)
Просмотров: 1408 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика