Пятница, 22.09.2017, 21:49
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [400]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1465
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

О.Афимьина: "Растим себе конкурентов"

Афимьина Ольга Альбертовна, художник-керамист, преподаватель Чебоксарского художественного училища. Победитель международного фестиваля керамистов в Скопине.


-Что такое современная керамика?


-Существует представление о керамике как о производстве крынок, горшков. Но на самом деле возможности гончарного станка безграничны. Изделия многих художников-керамистов очень органично смотрятся в интерьере, полностью отвечают требованиям современного дизайна.


-Расскажите о фестивале, на котором вы побывали…


-В этом году мне и двум моим студентам посчастливилось съездить на фестиваль керамистов в город Скопин Рязанской области. Фестиваль проводился второй раз, первый раз он прошел в 2002 году, но я в нем не участвовала - не знала о нем. Министерство культуры ЧР помогло нам с командировочными, проплатило дорогу, и мы поехали на фестиваль, который длился пять дней и оказался замечательно организован. Я первый раз побывала на таком мероприятии и просто безо всякого преувеличения могу сказать, что у меня от него восторженное впечатление. Там собрался очень представительный контингент керамистов, гончаров. Их география - практически со всей Российской Федерации: с Урала, Севера, Центральной России, Юга… Приехали и мастера из ближнего зарубежья - Белоруссии, Украины, Грузии. Были гости из дальнего зарубежья, даже мастер керамики из Туниса. Замечательно все организовали. Моя искренняя благодарность директору Скопинской фабрики керамики Телышеву Валентину Дмитриевичу, спонсорам с Рязанской ГРЭС, которые не поскупились и выделили средства.


-Чем еще был интересен фестиваль?


-Множеством экспозиций. Была выставка фотографии по материалам первого Скопинского фестиваля. Выставка работ одного из керамистов - замечательных, гончарным способом, профессионально выполненных. Общая большая выставка, на которой каждый приехавший керамист выставлял три - пять своих работ. Очень крупная экспозиция была у мастеров Скопина - в центре зала стоял огромный стол с их изделиями.


-Что вам понравилось в фестивальных экспозициях?


-Мы потом делились с коллегами впечатлениями о них. Мне очень понравилось то, что не было работ в дурном вкусе. Не было кича. Того, что мы, к сожалению, видим на наших продажах в магазинах и на ярмарках. Молодые ребята-керамисты чувствуют высокую планку истинного искусства. Здорово, это мне очень понравилось и вдохновило меня. Иногда люди производят кичевую продукцию, пользующуюся спросом и оправдывают свой выбор стиля тем, что «таков вкус народа». Я никогда не соглашусь с тем, что народ предпочитает кич. Любой человек видит настоящую красоту. Просто людей приучили к примитиву, не обеспечивают им выбора, они платят за него деньги и берут.


-Любой фестиваль - это прежде всего, конкурсы…


-Да, проводилось много различных конкурсов.Конкурс на лучшего гончара: нужно было за определенное время «вытянуть» две крынки по заданному образцу. Потом изготовленные крынки безжалостно разрезались членами жюри, поскольку им нужно было посмотреть на работу не только снаружи, но и изнутри. Оценить и красоту, и уровень профессионализма.Конкурс на самое высокое гончарное изделие - в нем не было равных грузинам.Конкурс на технологию обжигов. Мастера из Богородска целыми днями проводили показательные обжиги, применяя старинную русскую технику обварки и технику, которую они позаимствовали у японцев. Конкурс забав «Задумчивый гончар»: в нем нужно было выгончарить изделие с завязанными глазами. В нем и дети участвовали. Одна девочка поражала всех своим мастерством. Самым массовым был конкурс на лучшую творческую работу. Необходимо было в короткие сроки на заданном сырье профессионально выполнить задание.В нем участвовали я и мои девочки. Нам была задана тема: птица скопа. Всем участникам рассказали о птице, которая некогда обитала в этих местах. От нее и пошло название города Скопина, потому она - постоянный, несходящий персонаж местных мастеров. В конкурсе мне присудили одну из первых премий. Было два победителя. Один - местный скопинский мастер-гончар. И я.


-С чем приехали на фестиваль ваши студентки?


-На фестиваль мы привезли панно «Чукотка» студентки Оксаны Михайловой, сейчас уже выпускницы.


-Где оно сейчас?


-У нас это панно просто выпросили, вымолили для Скопинского музея прикладного искусства. То есть его очень высоко оценили… Другая студентка, Вероника Горб, показала на фестивале свою работу «Чувашский хмель». Была еще скульптура «Барышня», мелкая пластика.


-А с чем поехали вы?


-Я привезла в Скопин свои гончарные изделия. Правда, они - десятилетней давности. Не удается серьезно творчески поработать между всеми другими делами. На фестивале была еще номинация «За сохранение и возрождение традиций». «За воссоединение традиций и веяний современности». Я победила в номинации «Лучшая творческая работа, выполненная гончарным способом». -Как вы ее выполнили?-Мы делали работу на месте. Всем конкурсантам было дано время - полтора дня. Я успела за эти полтора дня - кроме керамики - снять видеофильм, сделать много цифровых фотографий. То есть считаю, плодотворно съездила. Я сделала из нескольких гончарных заготовок такой декоративный, скульптурный сосуд, птицу - скопу. Мне не хотелось делать хищную птицу, которая ловила рыбу. У меня - немного другой характер. Я обозначила изогнутый клюв, когти, но попыталась сделать красивую, изящную вещь. Наверное, что-то получилось.


-Какие проекты появились после фестиваля?


-На фестивале получила огромное вдохновение. Толчок для того, чтобы развиваться дальше и в плане преподавания в училище, и в плане самостоятельной работы по производству художественной керамики. Если будет помощь и поддержка со стороны государственных структур, то есть мечта создать творческие мастерские по керамике с выпуском сувенирной и декоративно-бытовой продукции.Я думаю, что у нас есть очень хороший потенциал в Чебоксарах.


-В чем он выражается?


-Прежде всего, есть рынок. В магазинах на прилавках - всюду керамика. Но она привозная. Ее везут из Москвы, Нижнего Новгорода. Думаю, продавцам выгоднее будет покупать ее здесь, а не возить за тридевять земель, издалека. Важно только, чтобы уровень собственной керамики был не ниже, чем привозной.


-Расскажите о себе.


-Родилась я в Чебоксарах. После школы поступила в Абрамцевское художественное училище, в Подмосковье. Не знала, какую выбрать профессию, случайно с отцом заехали в Абрамцевский музей, потом - в училище. Керамика меня заворожила с первого взгляда. Я целый год готовилась, поступила, четыре с половиной года училась. Но, приехав в Чебоксары после Абрамцевского училища, сначала не видела для себя серьезных перспектив в керамике.


-Почему?


-На заводах - сложная ситуация. Там художникам трудно работать, потому что традиционно их произведения оценивают инженеры и технологи. Часто художественный уровень изделий и сами художники страдают от такого подхода. Трудно объяснить некоторые вещи людям без образования. В Чувашии - два завода с цехами художественной керамики. Но там художник не играет особой роли. Руководители производств не понимают, что художник не должен зависеть от мнения инженера или технолога.-Чем же вы занимались?-Расписывала досочки одно время. В фотосалоне была печка муфельная, я делала бижутерию. Затем меня пригласили в художественное училище, преподавать. Я согласилась: в училище есть база. В 2001 году закончила худграф в Чебоксарах: все - таки преподавателю нужно высшее образование. В том числе для той же самой зарплаты. Абрамцево - прекрасная школа. Когда я ее заканчивала, отмечалось сто лет со дня основания училища. Виктор Михайлович Васнецов стоял у его истоков. Туда сначала набирали деревенских мальчиков, обучали их ремеслу. В мое время в училище было уже несколько специальностей: готовили художников по дереву, металлу, керамике, камню, кости.


-Есть ли в Чувашии еще выпускники Абрамцевского училища?


-Выпускники Абрамцева? Есть одна художница в Мариинско-Посадском районе, я знаю. У нас немножко сложно в плане прикладного образования и творчества. Например, у нас в Чувашии очень развита вышивка. Но я считаю, у нас нет школы, где бы обучали вышивке. Я знаю, в Марийской республике, рядом с Йошкар Олой, есть интернат, где очень серьезно обучают девочек вышивке, которые потом продолжают обучение в училище. Поскольку основы вышивки уже заложены, они совершенствуют свое мастерство и получают навыки рисунка, живописи, что увеличивает их возможности. У нас в Чувашии - пока пробел в этом плане: нет школы. Сейчас вопрос воспринят как актуальный, и кое - что делается. Вопрос, действительно, очень важен. На «Паха тере» работают уже немолодые мастера, а новых - их ведь нужно растить. Причем не просто растить, а в лучших традициях. Серьезно надо заниматься. То же самое - в училище: есть подспудное отношение к керамике как к не очень престижному факультету. Есть такое отношение.В плане прикладного искусства - может, я ошибаюсь - большинство художников, которые у нас работают или преподают на худграфе, они - выпускники аристократической питерской школы и к прикладному искусству относятся как к второстепенному, несамостоятельному ремеслу, в котором сложно выразить себя. На самом деле, все не так. В прикладном искусстве вообще, керамике, в частности, могут быть и чисто ремесленные, и философские вещи. Диапазон - очень широкий. Все зависит от художника. Но постепенно ситуация меняется. Мы работаем, и моя работа на фестивале была оценена очень высоко. Для меня это важно не только потому, что удалось приобрести регалии. Хочется посмотреть на свой труд немножечко со стороны и понять: в том ли русле мы развиваемся? Туда ли шагаем?


-Интерес к керамике - чем он объясняется?


-Интерес усиливается волнами. Велик спрос на изделия, которые изготовлены не машинами, а руками. В таких изделиях есть теплота. Многие потребители это ценят и любят. На том же Западе, как бы там далеко ни шагнули цивилизация и высокие технологии, ручная работа ценится очень высоко. Там любят и свое прикладное искусство, и наше, российское.


-Вы считаете, что ремесла должны поддерживаться государством?


-В первые годы Советской власти многие промыслы не исчезли в значительной степени потому, что была государственная программа их развития.


-Но ведь, вероятно, для этого были особые причины?


-Да. Обычное искусство опасно было поощрять, потому что художники имеют склонность ударяться в философию, а философия могла совпасть, но могла и не совпасть с курсом коммунистической партии. Потому взялись за народное искусство. Гжель была возрождена в двадцатые годы, она такая раскрученная сейчас, потому что об этом думали. Хохлома, Городец, Дымковские промыслы - они могли исчезнуть, но государственная поддержка помогла им адаптироваться в новой ситуации.


-Назовите керамистов Чувашии, которые на ваш взгляд интересны?


-Масса художников, которые работают в керамике, мои друзья, коллеги. Олег Иванович Ксенофонтов в свое время закончил двухгодичные курсы по керамике при Строгановке. Кадикин Сергей Николаевич, скульптор, работает с разными материалами - деревом, камнем, керамикой. Юлия Аникина, выпускница нашего художественного училища, работает очень творчески. Еще две выпускницы нашего училища продолжили обучение в одном из институтов Красноярска, где есть отделение керамики - Надежда Сыромятникова и Ирина Федорова. Мне очень нравится, как они обе работают. Очень профессиональные художницы. Они могли бы делать больше - и в количественном плане, в том числе, если бы была материальная база. Потому что без нее иногда приходится переквалифицироваться на живопись, просто зарабатывать деньги. Не всегда удается заниматься керамикой. С нею сложнее: глина, обжиги и так далее. Маргарита Михайлова - признанный мастер, мне нравятся ее работы. Такой авторский сложившийся стиль. Мне нравятся наши чебоксарские художники: каждый из них - очень яркая индивидуальность. В других регионах часто жалуются: сделаешь творческую работу, а другие художники, мастера тут же ее копируют, делают из нее чуть похуже, дешевле и таким образом составляют конкуренцию. У нас такой проблемы нет. У нас каждый мастер настолько индивидуален, что не страшно с ним делиться, показывать ему, знаешь: он все равно будет делать по-своему, ему в голову не придет тебя копировать.


-Есть у вас абсолютные кумиры в вашей профессии?


-Пожалуй, нет. Стараюсь учиться у всех, у каждого понемножку: у одного - технологии, у другого - чему-то другому.


-Какое искусство вам близко?


-Ценю, люблю искусство в очень широком плане и очень им интересуюсь. Но мне близко то искусство, которое несет позитивный заряд. Бывает критичное искусство, обличающее злобу дня, показывающее негативное, чтобы люди осознали какие - то важные истины. Я люблю позитив и потому преклоняюсь перед народным искусством. В народных вещах вижу недосягаемую высоту. В фольклорных работах есть то, чему нельзя научить. Мне в каждом художнике больше всего нравится то, что невозможно скопировать. Буквально вчера была в музее народного искусства в Нижнем Новгороде. Вот Городец, всем известный промысел. Я смотрю на городецкую доску конца девятнадцатого-начала двадцатого века. Ее писал автор, не имевший специального художественного образования. Но я вижу там абсолютно грамотную композицию, дизайн. Выдержанную цветовую гамму. Мастерски, сделанный на одном дыхании, мазок. Ясность, простоту, композиционную цельность, выразительность. Смотрю в том же музее работу достаточно высокого уровня, современного автора. В ней тоже есть цветовая гамма. Тоже грамотно составлена композиция. Но - чуть перегружена. Куда - то уходит простота. От нашего многознания, от того, что мы слишком много порой понимаем, все усложняем. В народном творчестве есть простота, которую я люблю. 


-Чем вам помог фестиваль?


-Сейчас я вижу перспективы. Познакомилась с нижегородцами. Теперь знаю, где можно заказать хороший гончарный станок, гончарную печку. -Каков ваш бизнес-проект?-Я точно еще не определилась, но знаю: либо это будет моя частная, небольшая мастерская. Либо, если появится поддержка, можно будет организовать творческие мастерские для группы художников. -Какую продукцию могла бы выпускать такая мастерская?-Сегодня очень актуальна сувенирная продукция. Пока, проходя по нашим ярмаркам - замечательно, что они есть, ярмарки - я представляю, какие сувениры и как можно сделать, но мало вижу продукции, которая была бы сделана на хорошем творческом уровне. Чтобы человек запомнил ее, купил, увез.Очень люблю наше традиционное чувашское народное искусство. Вижу глубину в чувашских орнаментах, этих символичных знаках. У нас в России сейчас очень популярен китайский стиль «фэн-шуй». За ним - целая философия, смысл которой - в умении украшать, обставить интерьер, быт, жизнь. Я не очень в этом разбираюсь: драконы, черепахи. Но в любом сувенирном магазине -традиционные китайские жабы, сидящие на монетках. Это популярно и интересно. Но мы не должны забывать свое. Ведь знаки, которые присутствуют в вышивке, это же - обереги, символы, которые на самом деле притягивают хорошие силы в жизнь человека и отпугивают все дурное. Итальянская пиццерия у нас есть в городе, но я не часто встречаю кафе с чувашской кухней. У нашего народа - замечательные кулинарные блюда, можно сделать хорошие интерьеры, на хорошем уровне готовить.То же самое - сувениры. Все прилавки завалены китайскими сувенирами, но мало своих, чувашских.


-Вопрос о национальных сувенирах был поставлен на самом высоком уровне в Чувашии перед проведением V Кубка Европы по спортивной ходьбе. В чем же проблема, на ваш взгляд?


-Вообще меня удивляет некоторая инертность, созерцательность, которая есть в нашем народе. Хорошее качество, но иногда оно мешает. Ездила в Порецкое и Ибреси, где когда-то были замечательные гончарные промыслы. А потом, лет двадцать назад, они исчезли. В Нижегородской области, у наших соседей, до сих пор есть такая деревня, Смиркино, в которой пятнадцать дворов занимаются гончарным делом. Старинные гончарные станки у них, горны земляные, как в позапрошлом столетии. Все работает. А у нас это исчезло.Мне хочется этим заниматься, мне интересно это восстанавливать.Мы раскачиваемся, думаю, потихонечку что - то будет.В тех же Ибресях - замечательные по форме старинные изделия, крынки, банки. Просто классические античные пропорции. Красота, которую надо возрождать. У нас на территории Чувашии делалась булгарская керамика, еще в период до монгольского нашествия. Она архаичная и традиционна не только для нашего региона, но и для других мест. Красивая, интересная. Почему бы ее не начать делать вновь, как сувенирную продукцию? Можно изготовлять красивые вещи для интерьера.Планов - громадье. Но до скопинского фестиваля было настроение все бросить. Были мысли, что керамика не кормит, что она - сложное дело. После скопинского фестиваля я вижу решение проблемы. Раньше я его не видела.-Занимались ли вы уже бизнесом?-Бизнесом я занималась периодически.


-Что необходимо сделать для реализации вашего проекта?


-Мы посчитали: нужно помещение, на первых порах - сто квадратов, и небольшой склад для сырья. Два-три гончарных станка, большая и маленькая печь, стеллажи. Стоимость - двести пятьдесят тысяч рублей, минимум. Это много. Почему государству было бы выгоднее создать основу для производства художественной национальной керамики?Допустим, я могу начать дело, осуществить огромные затраты, наладить бизнес для себя, а потом уехать в другой город. Тогда все исчезнет.А если бизнес будет делаться на государственной основе, то через полгода мастерская начнет окупать себя, через три года - давать прибыль. Больше гарантий, что все останется. Если есть мастерские - есть и база. Уедут одни - приедут другие.


-Как развивались ваши предыдущие бизнес-проекты?


-Масса моментов, когда я начинала свой бизнес. Например, мне предлагали делать керамические фонтаны. Мы начали. Считаю, что со своей стороны я выполнила большую работу. Но в ней не было маркетинга. Мы просто не попытались продать фонтаны. Я одна все вопросы решить просто не могу. Как мастер, художник, я способна, допустим, оценивать и обеспечивать художественное качество изделия, могу ориентировать людей на хорошее качество, сама могу работать. Но есть люди, которые умеют здорово продавать, они чувствуют рынок. Ведь на рыночный спрос можно отвечать по-разному. Например, ту же копилку можно выполнить в разных вариантах. Можно сделать кичевую, а можно - по настоящему красивую, забавную, смешную. Есть люди, которые чувствуют, что необходимо покупателю. Вчера были нужны пепельницы, сегодня - копилки. Нужен маркетолог, который бы все определял. Если получится такое совпадение: будет хороший маркетолог, хороший экономист, хороший художник, организатор людей, то появится результат. А одних денег - мало. Сейчас я думаю, у нас могло бы произойти такое совпадение интересов.Я очень серьезно настроена сделать свою мастерскую, в любом случае. Получится, не получится…


-Вы этот проект сами придумали?


-Идеи витают в воздухе. Мне эта идея как бы сама пришла, а потом я узнала, что при одном городском музее собираются делать музей ремесел - кузнечную мастерскую, гончарную. Меня не звали, не приходили, наверное, есть и другие профессионалы. Но идея - великолепная! Старинные экспонаты, музейные станки, печь для обжига - работающие! Гончар на глазах зрителей делает вещь. Они могут и сами попробовать ее изготовить. Причем, наряду с традиционными изделиями могут быть сделаны и сувенирные современные авторские работы. Туристический бизнес! В рамках этого же музея-цеха могут быть и обучающие программы. Допустим, найдутся энтузиасты, приедут из Ибресь, Порецкого, их обучат, они вернутся и у себя на месте возродят промысел.


-Как вы оцениваете организацию обучения народным ремеслам в средних школах?


-Считаю, сейчас в школах мало прививают детям любовь к прикладному искусству. Мальчики на уроках труда делают вешалки, крючки какие - то. Резали бы досочки с геометрической резьбой, лепили бы. Я знаю: если человек хотя бы раз в жизни что-то слепил, вырезал ложку, вышил салфеточку - он становится другим. Начинает по другому воспринимать мир, относиться к дереву. Человек, который что-то сделал своими руками, не сломает побег. Я просто знаю, чувствую, что люди, прикоснувшиеся к прикладному искусству, они - другие.Раньше ведь в деревнях летом все работали в полях, а зимой - становились художниками. Женщины - вышивали. Мужчины - вырезали ложки, делали прялки, лепили игрушки, гончарили. Все были ремесленники, художники, занимались творчеством, интерес к которому в каждом заложен. В прикосновении к прикладному искусству - залог морального здоровья любого человека.


-А что говорит о вашей профессии фольклор?


-Не боги горшки обжигают, есть такая очень философская фраза. Очень жаль, что ее узко воспринимают. На самом деле, она - о том, что человеку все доступно, человек все может. Я например, в силу того, что занимаюсь керамикой, преподаю, плохо знаю мир компьютеров, к примеру. Но у меня нет комплексов по этому поводу. Я знаю: компьютер сделал человек, значит, я тоже могу в нем разобраться. Много народных легенд, связанных с глиной. Например, легенда о том, что Адам, первый человек, был сделан из нее. Некоторые историки само имя Адама переводят как сумму двух шумерских слов: «А» - вода и «ТОМ» - глина. 


-Слово «атом», как известно из школьного курса, переводится некоторыми интерпретаторами еще и как «неделимый»…


-Необычен химический состав глины - в ней содержится вся таблица Менделеева! Все можно добывать из глины. Даже золото. В красной глине много оксида железа, который содержится в крови человека. Ученые обратили внимание и на то, что процентное соотношение всех химических компонентов в глине и человеческом организме - очень близкое. Вообще, глина - очень теплый живой материал, с которым приятно работать.Ездила в Порецкое, видела там дедушку гончара, сидит на лавочке. Не простой дедушка. Что-то есть необычное в его руках, глазах. Приезжаю в Скопин, еду в автобусе, вижу гончаров, замечаю то же самое в их руках, глазах. Работа с глиной забирает много энергии из человека, надо постоянно ее пополнять. Когда много энергии отдаешь, постоянно ею и пополняешься. Какая - то чистота, простота в этих людях. Потому что с глиной по-другому нельзя. С нею можно только любя. На фестивале невозможно было оттащить людей от гончарного станка. Не налепились дома. Сидели за станками и лепили. Глина, если ты ее полюбишь, это навсегда.


-А в Чувашии ее много?


-Сколько угодно. У нас - не чернозем, а сплошная глина. Есть беложгущаяся, красножгущаяся, с разным составом. Меня научили в Абрамцево ее готовить: нужна куча оборудования, технология. Но, оказывается, все дело значительно проще. Та же Маргарита Михайлова, о которой я говорила, замечательный наш народный мастер, идет в карьер, набирает глины в сумочку на колесиках и лепит. Никаких проблем.


-Что вам необходимо для того, чтобы начать свой бизнес?


-Ну, вот средства нужны. А мастеров-художников можно найти несколько человек, которые начали бы дело.


-Кто такие керамисты по сути?


-Очень интересные люди: рассказывают друг другу все секреты и растят себе конкурентов.

интервью 2004 года

Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (21.02.2010)
Просмотров: 1142 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика