Вторник, 23.01.2018, 18:25
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [399]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1467
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

В.Бритвин: "Прогресс искусства - реальность"


Бритвин Виктор Глебович, художник, иллюстратор книг,  преподаватель

 

-Когда и где вы родились, какая у вас семья?

 

-Родился 10 июля 1955 года в Чебоксарах.

Родители - инженеры, работали на электроаппаратном районе.

У меня есть брат, он - предприниматель.  Родители - на пенсии.

Жена - преподаватель музыки, преподает в детской музыкальной школе № 4.

Сын окончил сначала художественное училище, затем – педагогический институт, по специализации  «психология педагогики». Он защитил диссертацию, кандидат наук, преподает в педагогическом колледже.

-Где  и у кого вы учились?

-Я учился  в Чебоксарском художественном училище у Гурина Василия Степановича, Григория Савушкина, Розалии Михайловны Ермолаевой.

После училища поступил в Ленинградский институт живописи,  скульптуры, архитектуры имени Репина, на факультет графики. Поступил - в 1977 году,  а окончил - в 1983-м.  В вузе я учился у профессора Епифанова Геннадия Дмитриевича. Затем когда он нас покинул, ушел из жизни, учился  у Чарушина Никиты Евгеньевича. Оба преподавателя - очень хорошие иллюстраторы, грамотные люди, с хорошим вкусом.

Епифанов Геннадий Дмитриевич был очень требовательный человек, он научил нас, студентов, оценивать свои работы по самым высоким меркам.

Никита Евгеньевич Чарушин много дал нам как прекрасный иллюстратор-рисовальщик. Я очень им благодарен.

Очень хороший был у меня педагог  Крылов Александр Константинович. Сейчас он – профессор академии. У него в Питере - своя мастерская церковно-исторической живописи. Мы иногда с ним переписываемся, встречаемся.

-Сейчас вы сами  обучаете студентов рисованию. Каковы ваши преподавательские принципы?

-В отношениях между всеми людьми, в том числе - преподавателями и студентами, важна, прежде всего, порядочность.

Нельзя  унижать тех, кто от тебя зависит.  

Но студент должен четко осознавать свою задачу. Если есть задача, цель, то он будет ее достигать, работать.  Потому я стараюсь каждому студенту дать четкую, ясную программу действий, программу обучения, поставить задачу. Как в целом процессе обучения, так и в  каждом конкретном случае, конкретной постановке.

Каждый раз, когда  подхожу к ученикам, студентам,  стараюсь поставить перед ними очередную  задачу. Пусть она будет небольшая, но она должна быть решена.

Стараюсь научить их самопрограммированию. Ведь цель обучения – она в том, чтобы мы, преподаватели,  дали  студентам в руки инструмент для самообучения.

Художник должен учиться всю жизнь, самосовершенствоваться. Это возможно только в случае, если будет задана программа самообучения.

-Вам приходилось говорить студентам, что они ошиблись с выбором факультета?

-Приходилось. Но при этом я пару раз ошибался, оказывался не прав. В конце концов, студенты, которых я критиковал, начинали очень серьезно заниматься и доказывали, что чего-то стоят.

-Что вы могли бы назвать  своими достижениями?

-Достижения…Не знаю.

Напротив, вокруг меня есть много простых вещей, которые  меня  просто  радуют. Например,   сын создал семью, подарил  мне внука,  ему уже пять лет.

Сын занимается стихами, живописью.  Он -талантливый живописец, талантливый литератор. Я прочитал некоторые из его маленьких стихов,  они меня просто потрясли философской глубиной. Не потому что автор - мой сын. Любой другой, кто написал бы такие вещи, вызвал бы у меня бурю восторгов. Мне приятно, что это написал он.  Его  маленькие литературные вещи потрясают  художественностью. 

Он пишет маленькие стихи  в стиле хайку, выпуская их мизерными тиражами самодельные книги, сам же их иллюстрирует. Получается очень красиво, интересно, необычно, остро, свежо.

Меня греет и радует то, что это есть в человеке, что у него - наполненная жизнь.

Бывали у меня интересные моменты, связанные с учебой, преподаванием. Очень много было приятных моментов в жизни. Самое интересное – период обучения в Питере,  периоды летней пленэрной практики, когда мы выезжали в разные места страны. Это были очень хорошие, свободные времена, когда много было сделано, передумано, много было различных приключений. Эти поездки остались в памяти как наиболее яркие, интересные, глубокие.

-Какие страны, кроме России, вам нравятся?

-На меня очень большое впечатление произвела Франция, Париж.

В каждой стране есть что-то интересное, свое. Я бывал в Польше, Германии, Голландии, Бельгии. Но больше всех нравится Франция, не могу объяснить, почему. Какое-то в ней особое настроение, особый колорит.

За границей всегда очень интересно  смотреть на природу, людей, их настроения, отношения. На то, как они проводят свободное время.

Кстати, я не ожидал, что Париж – серый.

Сплошь серые здания.  В Париже люди вечерами могут просто танцевать на улице. Там много негров, индусов. Поначалу это шокирует.  Впечатление необычное: по европейскому городу идут сплошь темнокожие люди,  продают сувениры, другие товары.

Процесс этнического смешения  неуправляем сейчас. Во Франции пытались  упорядочить процесс,  но это не возымело действия. Приток в Европу выходцев из Африки и Азии  усиливается,  европейская раса  ассимилируется.

-Что вам интересно в чувашском искусстве?

-В чувашском искусстве я бы выделил народное искусство, а в нем – вышивку. Чувашское искусство - яркое, уникальное. В этническом плане оно имеет большой вес и значение.

Если говорить  о живописи, то мне трудно сказать, к примеру, что есть чувашская живопись  или  марийская, удмуртская…Наверное, есть просто живопись, а  есть  - «не живопись», есть искусство, а  есть - «не искусство».

Думаю, говорить о национальном своеобразии  в живописи не стоит: все чувашские художники прошли российскую, европейскую школу.

-Какова цель искусства?

-Мне кажется, искусство  призвано объединять людей. Раскрывать человека человеку.  

Люди по природе своей - одиноки. Трудно  рассказать другому человеку свой сон. Невозможно. Он не поймет. Потому что сон – это душа. Гораздо больше, чем информация.

Искусство существует для того, чтобы протягивать от человека к человеку ниточки понимания. Для того, чтобы чужому, в принципе, человеку, который слушает музыку или читает произведение литературы, раскрывалась душа художника. Чтобы он в этой душе находил свое отражение. И ощущал, что он не одинок в  мире.

Время все расставляет по своим местам. Кого-то люди забывают, кто-то остается в истории.

Функция объединения очень важна – я говорю не столько о взаимопонимании людей,  сколько об  их  сочувствовании друг другу.

Бывает, вижу вещь, которую не понимаю: для меня неизвестны ее содержание, функции, но определенная эмоция у меня возникает в любом случае.

Если это та эмоция, которая владела художником,  то произведение - удачное, оно выполняет свою задачу, художник добился того, чего хотел.

Но иногда искусство разъединяет, поскольку направлено на узкую группу людей-единомышленников. На мой взгляд, такое искусство  ближе к аттракциону.

Некоторые вещи «аттракциона» мне удивительно нравятся, вызывают восторг, они сделаны с юмором, мастерством. Как их  называть, искусство это или нет? Вопрос.

Но, тем не менее, мне интереснее делать другие вещи.

-Как строится ваш рабочий график?

-Четыре дня в неделю я занят преподавательской работой в училище, а три дня в неделю я более-менее свободен,  занимаюсь творчеством.

Утром иду в училище, там я занят до вечера, а когда прихожу домой, я уже выжат, и единственное, на что меня может хватить – посидеть у компьютера, посмотреть сайты и  блоги в интернете, переписываться с друзьями и т.д.

А творческие дни занимаю живописью, графикой, работой над книгами.

Честно говоря, мало отдыхаю,  не умею отдыхать, есть такой недостаток. Постоянно погружен в заботы и работу.

Преподаю также на худграфе педагогического университета, но  там я меньше занят. Основное – училище, там я преподаю с 1983 года.  В училище готовят художников, а в педагогическом университете - педагогов. Это сказывается на учебном плане: в училище на живопись и рисунок отводится  двенадцать часов в неделю,  в вузе – втрое меньше, четыре часа в неделю. Естественно, и подготовка на худграфе слабее. Как-то я там вел один курс,  довел его до конца: по рисунку я на нем преподавал. Меня очень напрягло то, что студенты в вузе были подготовлены хуже, чем в училище: меньше  успевали,   мне приходилось  в разы больше применять  усилий. Программа - такая же, как и в училище, но много теоретических предметов -по педагогике. Потому как профессиональные художники  студенты худграфа  университета готовятся, к сожалению, хуже, чем в училище.

Правда, сейчас в вузе открыли академическое направление, оно дает очень хорошие плоды. Есть замечательные педагоги: я бы вот выделил Чеботкина, блистательного живописца из Йошкар Олы, в этом учебном году он будет выпускать свой курс, свою мастерскую.

То, чему он смог научить своих студентов, заслуживает  восхищения. Это уровень не просто не ниже, чем московский и питерский, но и выше. Уровень старой питерской школы, который сейчас во многом уже утрачен.

-Какое место российское изобразительное искусство занимает в мировой табели о рангах?

-На мой взгляд, современное российское искусство занимает не слишком выгодное место в мире. Но должен сразу сказать: я не очень хорошо  знаю всю российскую живопись, возможно, есть много того, о чем просто не подозреваю.

В интернете  стремлюсь посмотреть, прежде всего, современную американскую  живопись и некоторые европейские школы. Сравнение убеждает меня в том, что российская академическая школа, которой мы гордились и считали ее лучшей,  идет на спад,  становится менее продуктивной, чем американская, европейская, французская, немецкая школы. Там просто вовремя спохватились, и после периода  явного спада  наметился очень серьезный, большой подъем. То, что сейчас делают американские художники,  очень впечатляет. Нам есть чему у них поучиться. 

-«Красота спасет мир» - эффектная фраза или же она отражает реальное положение вещей?

-Художники - выразители того, что всех людей беспокоит, мучит, вызревает в социуме подсознательно. Возможно, их образы, метафоры  являются выражением зерен, зреющих  в обществе.

Думаю, у каждого художника найдется произведение, которое будет близко любителям живописи.

Рисование - интересная работа, она захватывает, забываешь обо всем.

-Какая тенденция вас не устраивает?

-Художники делают свое дело, пишут картины. Но вот обратной реакции некомплиментарного свойства - очень мало. Это плохо. Критика изобразительного искусства у нас в Чувашской Республике практически отсутствует. Трудно назвать  людей, которые бы серьезно  анализировали бы  изобразительное творчество и писали то, что  интересно как для широкого круга читателей,  так  и для самих художников.

Да, без зеркала можно  прожить, но можно и одичать. Отсутствие критики – серьезная проблема искусства и общества.

 развитием интернета появилась техническая, технологическая база для знакомства  с творчеством  мастеров,  популяризации их искусства, сравнения творческих стилей, продажи картин. Насколько  такая возможность используется  в Чувашской Республике?

-Все больше художников приходят к необходимости активнее позиционировать себя в интернете. Все чаще они осознают себя частью мирового интернационального творческого процесса.  Интернет  дает возможность преодолеть  «провинциальную отсталость», уравнивает шансы столиц и «периферии». Все больше чувашских  мастеров создают собственные сайты, где  экспонируют свои картины. Процесс  ограничивается  экономическими соображениями:  интернет – дорог, а окупится сайт или нет, еще неизвестно.  Люди привыкли сразу получать прибыль за вложенные средства. Вложил  деньги - нужна отдача. А отдача может  сразу и не последовать: раскрутка имени, имиджа – процесс непростой.

Для кого-то интернет уже важнее телевидения,  а кто-то еще не знает, что это такое, мировая сеть.  Понимание необходимости такого рода вещей, наверное, многим надо еще и объяснять.  

Хотя творческая молодежь очень быстро поняла все преимущества интернета и активно осваивает его как инструмент приближения к  любителю искусства, инструмент купли-продажи картин.

Многие наши молодые  художники, которым пока еще не по карману иметь свой сайт, выставляют работы на коллективных сайтах  интернет - магазинов, продающих картины. Иногда они показывают свои картины сразу на нескольких сайтах одновременно.

-Кого бы вы выделили среди художников Чувашской Республики?

-В Чувашии очень много сильных художников.

Ревель Федоров, блистательный наш живописец: с каждым годом его творчество становится все более ярким и выразительным.

Уникальный художник Праски Витти.

В этом ряду - Константин Долгашев, Андрей Анохин, прекрасный рисовальщик Владимир Иванович Агеев,  очень яркий Арапов Владимир Яковлевич, великолепный Чураков. 

Из графиков - Игорь Улангин, Юля Аникина,   Александр Михайлович Федосеев.  Милославская – прекрасный акварельный живописец.

В этом ряду -  шумерлинец Поляков, Никифорова Лена…

Художник, которого я очень люблю, каждая его работа для меня - открытие: Олег Польдяев.

Гуля Кабилова,  Катя Туманова – превосходные,  очень тонкие,  интересные художники. У Тумановой - такое женское, женственное, я бы сказал, искусство.

Александр Федоров - очень интересный художник,  окончивший академию в Санкт- Петербурге; часто выставляет свои работы, на сезонных выставках, очень талантливый, блистательный,  эффектный  живописец.

Попов - прекрасный график…

Боюсь, кого-то не вспомню, плохая память на фамилии. Очень  много можно назвать имен, когда возникает вопрос о чувашской живописи.  Я с очень большой теплотой и нежностью ко всем им отношусь, люблю их.

Много талантливой молодежи: я думаю, более талантливой, чем предыдущие поколения.

-Вы верите в прогресс искусства?

-Да.  Ведь постоянно идет накопление опыта в образовании,  осмысление опыта и традиций предыдущих поколений,  их  переработка, обновление.

САЙТ В.БРИТВИНА

ИНТЕРВЬЮ

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (02.11.2010)
Просмотров: 1794 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика