юбилей
Талантом и обаянием этой народной артистки СССР восхищены все. Даже Президент России Дмитрий Медведев прислал ей поздравление с 85-летним юбилеем. Сама же Вера Кузьмина в свой день рождения сделала подарок зрителям – монодрамy «Хура чĕкеç» («Черная ласточка») по пьесе Бориса Чиндыкова, написанной специально для неё, на сцене Чувашского государственного драматического театра.
Появление любимой артистки зрители приветствовали дружными и громкими аплодисментами. Во втором отделении юбилейного вечера звучали многочисленные поздравления, слова благодарности и признательности за верность театру – Вера Кузмина более 60 лет на сцене Чувашского драмтеатра, за талант и вдохновение – сотни воплощенных образов русской и национальной театральной классики; за жизнеутверждающий пример любви к людям и оптимизма, силы духа и жизненной мудрости.
Даже ответные слова выдающейся актрисы зрителям прозвучали как напутствие, рецепт молодости и творческого долголетия от Веры Кузьминой: «Живите счастливо, не ругайтесь друг с другом, не тратьте время на ссоры – жизнь так коротка…».
Вера Кузьминична в эти напряженные дни юбилейных мероприятий любезно согласилась ответить на вопросы.
- В детстве многие девочки любят переодеваться и представлять себя в разных ролях. Принцессами, например.
Вера Кузьминична, расскажите, Вы в детстве мечтали стать актрисой?
- В моем детстве, конечно, никаких грез о принцессах не было. Я родилась и росла в обычной чувашской деревне Яншихово-Норваши Янтиковского района. Какие там принцессы!? Ни о чем таком я даже не мечтала. Обычная деревенская девчушка, бегала по полям босиком… Меня окружала природа. Это – был мой мир. Я, конечно, пела и плясала, как, впрочем, все дети. Но у меня всегда было неуемное желание учиться, хотелось посмотреть мир, уехать куда-нибудь далеко, далеко. Свою страсть к путешествиям я утолила потом в гастрольных поездках с театром. Удалось побывать во многих городах и странах.
- Кем бы стала Вера Кузьмина, если бы не стала актрисой?
- Могла бы, наверное, стать врачом или учителем. Врачом очень хотелось быть. Актер, в какой-то степени, врач, только души, а не тела. А как педагог я тоже реализовалась. Меня приглашали в свое время в театральную студию, где я учила постановке речи молодых актеров. Для актера очень важна правильная речь и голос. Это – один из важных инструментов. Помню, когда я училась в Москве, перед спектаклем у меня пропал голос от волнения. Я ужасно перепугалась, но наш врач за один день помог мне восстановиться. Я этот рецепт помню до сих пор. Голосовые связки актерам надо очень беречь. Перед юбилейным вечером я тоже волновалась, не пропал бы голос. В коротких перерывах, за кулисами – глоточек теплого кофе – обязательно.
- Раскройте секрет перевоплощения? Как Вы входите в образ? Как готовитесь к спектаклю?
- Всегда завидовала тем актерам, которые без всякой подготовки могут выйти и сыграть. Есть такие. Я сама не такая: очень долго концентрируюсь, собираюсь, настраиваюсь на роль. В день выступления ни с кем стараюсь не общаться. Например, к юбилейному вечеру я внутренне готовилась целый месяц. Конечно, многое зависит от спектакля, который предстоит сыграть. Не скажу, что в комедии играть проще, но к драматическому спектаклю нужен особенный настрой.
- Вам приходилось играть разные роли, но самыми яркими принято считать роли матери в разных спектаклях. Как складывается амплуа актера?
- Так получилось, что в последние годы на сцене я играю матерей. В спектаклях: «Сибирская дивизия», «Грех», «Пожарная лошадь»… В монодраме «Черная ласточка» - очень сложная роль. Автор пьесы Борис Чиндыков написал собирательный образ не просто матери, а истинной чувашской женщины: стойкой, мудрой, всей душой – со своим народом и родной землей, готовой на внутренний подвиг ради любимых.
Прекрасная музыка Николая Казакова в спектакле мне очень помогает настроиться на нужный лад.
Замечательный режиссер этой драмы Иван Иванов выстроил такую сложную драматическую линию, в которой реальность переплетается с воспоминаниями и снами, мыслями и мечтами. В спектакле много символов, в том числе и цвет: черный, белый, красный, желтый. Все это помогает правильному настрою и восприятию.
Мне приходилось играть самые разные роли, но каждая неоднозначна. В каждом образе столько всего намешано. Я считаю, что нет положительных и отрицательных персонажей, нет такого строгого разделения на типы. Все очень условно. А если актер – настоящий профессионал, он может сыграть все, для него не может быть границ, рамок.
- Можно ли, на Ваш взгляд, говорить о чувашской театральной школе?
- Конечно, есть особенности работы чувашского драматического театра.
Здесь надо отдать должное нашему художественному руководителю Валерию Яковлеву. Он всегда трепетно относится к истории нашего народа, традициям, обрядам – в целом к культуре. Все это есть на нашей сцене, этим мы уникальны. Если говорить о школе, то все актеры нашего театра учились в Москве, они – последователи классической школы Станиславского. Это – профессионалы, с которыми всегда приятно работать и легко находить общий язык. Ведь самое главное, чтобы человек относился к своей работе серьезно, профессионально.
Появляются и такие авторы, которые привносят что-то новое в театр, свое видение. Как новаторская оригинальная в свое время появилась на сцене «Ежевика вдоль плетня» Бориса Чиндыкова.
- Без зрителя нет театра. Изменился, на ваш взгляд, за последние годы зритель?
- Очень сильно изменился, к сожалению. Я с ностальгией вспоминаю 70-е годы, когда был театральный бум, аншлаги, интерес к премьерам, очереди в кассу. Театральная жизнь бурлила. Тогда зрители приходили в театр действительно как в храм искусства.
Сейчас все по-другому. К сожалению, бывает, что и мобильные телефоны звучат во время спектакля. Актеры очень чутко все это воспринимают. Каждый вздох в зрительском зале слышен. Когда чувствуешь, что зрители вместе с тобой переживают, идет необъяснимый поток тепла, волна энергии из зала. Тогда выкладываешься полностью, отдаешь все. Это чувство невозможно описать словами.
- А правду говорят, что на сцене забывается все, даже болячки?
- Это действительно так. Был такой случай. Мой сценический партнер по многим спектаклям народный артист СССР Алексей Ургалкин перед спектаклем по роману Николая Ильбекова «Черный хлеб», где он играл Шеркея, жаловался на плохое самочувствие, врач его осмотрел, давление было высоким. После спектакля врач, беспокоясь за здоровье артиста, опять измерил давление – все было в норме. Таких примеров немало. Помнится, тот врач даже хотел серьезно исследовать этот феномен.
Совершенно забываешь обо всем, живешь только одной ролью.
- Хотели бы что-то изменить в своей творческой судьбе?
- Нет. Ничего я бы менять не стала. Ведь, если работаешь честно, то отдаешь все без остатка, вкладываешь душу. И удачи, и трудности, и разочарования и радости – все мое. Если что-то не доиграла, значит, так сложилась судьба…
- Без чего в жизни Вы не смогли бы обходиться?
- Я очень скромно живу, мало в чем нуждаюсь. Ем простую пищу, не думаю о материальном, о роскоши, славе. Меня это совсем не интересует. Без чего я не могу жить, так это без общения с природой. Может быть, это покажется странным, но когда иду на дачу, захожу в лесок, обнимаю дуб. Мне кажется, он дает мне силы. Очень люблю бродить по лесу, в любую погоду. С удовольствием хожу в баню. Вода – моя стихия. Мне довелось побывать на Байкале. Это – просто восторг!
- Есть у Вас свой талисман?
- Есть, но это очень личное. Он освящен.
- Спасибо за беседу. Пусть Ваш талисман хранит Вас долгие годы.
Светлана Гордеева |