Самое массовое из искусств – кино в этом году отмечает 100-летие.
Событию был посвящен прошедший 6-8 декабря в Чебоксарах Открытый российский фестиваль-семинар «Кино малых народов и регионов России», в рамках которого прошли премьеры игровых, документальных и анимационных фильмов, созданных кинематографистами Поволжья, Урала, Москвы и Санкт-Петербурга, круглые столы и обсуждения. Организатор и инициатор проведения фестиваля - редактор журнала «Кинопроцесс» Вячеслав Шмыров - говорит, что история кино и страны очень тесно переплетены друг с другом. А потому, когда развалился «Союз нерушимый», распалась и киноиндустрия. Все, ныне работающие режиссеры, вышли из советского кино.
Что же происходит с кинопрокатом сегодня в условиях глобализации и поиска собственной формы национального существования?
Этот и другие вопросы стали темой круглого стола. Кинокритики отметили, что, в принципе, не очень довольны тем, как кинематограф сегодня существует в России. А, если учитывать то, что кино – дело затратное, то можно предположить, что в ближайшей перспективе мировой экономический кризис скажется и на количестве выпускаемых в прокат фильмов.
Кроме того, есть и другие проблемы современного кино.
Как отметил Вячеслав Шмыров, сегодня кино не доходит до зрителя и не особо отвечает его интересам. Проведение же таких фестивалей несколько сглаживает сложившуюся ситуацию и способно добавить российскому кино патриотичности и самобытности. Чебоксарскому зрителю посчастливилось в дни проведения фестиваля кино малых народов России увидеть действительно стоящие фильмы: небезызвестную ленту Марины Разбежкиной «Время жатвы»; отмеченную на многих кинофестивалях этого года картину Михаила Калатозишвили «Дикое поле» (композитор – Алексей Айги), фильмы режиссеров Екатеринбурга, Казани, Саратова, Уфы… А также открыть для себя «Арсения Тарковского – поэта и переводчика поэтов народов России» из рассказов его дочери Марины Тарковской и режиссера Александра Гордона. В отличие от фильмов – лидеров мирового кинопроката, в которых много взрывов и катастроф, крови и спецэффектов, кинофильмы, представленные на фестивале обращены к человеку, его внутренним переживаниям и заботам. Среди этих картин, безусловно, заслуживает внимания «Старик Петр» - один из фильмов трилогии, задуманной автором о жителях народов крайнего Севера. Если одним словом попытаться обозначить характер киноработ режиссеров малых народов России, пожалуй, это – человечность.
Фильмы наполнены созерцательностью и философичностью, побуждают взглянуть на себя со стороны, вспомнить об истинных ценностях и дорожить тем, что имеем.
Светлана Гордеева |