Постмодернистское, полухудожественное издание на получувашском языке в формате «анти», да, и еще – роман-киллер. Все эти интригующие определения - о книге Владимира Степанова «Эфемероптерова ночь». Сразу надо объяснить: эфемероптера - бабочка, которая живет всего одну ночь. И это – некий символ, главная идея романа.
Вообще, бабочка - создание очень загадочное, привлекающее внимание поэтов, философов, художников… Бабочки одними из первых исчезают в экологически неблагоприятной среде. Они – индикатор чистоты и гармонии окружающего мира. Обсудить выход в свет необычного романа собрались в Гуманитарном институте за круглым столом литераторы и читатели. Разговор получился интересным и многогранным, как, впрочем, и сам роман. Говорить было о чем, начиная с того, роман ли это вообще и может ли он быть постмодернистским в условиях отсутствия модернизма в национальной литературе. Редактор издания Атнер Хузангай задал тон беседе, сделав экскурс в историю национальной литературы и традиционных представлений о морали и нормах поведения. Роман-киллер ставит под сомнение и нормы морали, и литературное наследие. Может быть, чтобы подтвердить их правильность, может быть, чтобы опровергнуть. Главный герой романа – молодой человек, ищущий любовь, его прототип - наш современник Ион Шеремет. Хотя, как мне показалось, в романе все же больше мыслей самого автора Владимира Степанова, чем Иона. В романе много цитат - от Владимира Высоцкого до Фридриха Ницше. Что, несомненно, является претензией на философичность. Автор использует имидж дамского угодника, описывая своего героя в разных ситуациях. Действие происходит в наши дни, и многие из героев романа не просто узнаваемы, а названы своими именами. В общем, читателю предоставлена возможность взглянуть на нашу жизнь со стороны. Или взглянуть на еще одну сторону нашей жизни. За круглым столом разгорелись споры о том, действительно ли наша жизнь такова, какой описана в романе? И такова - тоже! Говорили о том, что роман запоздал лет на десять. Он был написан в годы перестройки, «свободы и гласности», но увидел свет только сегодня. Зато теперь можно объективнее, без эмоций, оценить то, что происходило тогда. Драматург и прозаик Борис Чиндыков говорил о том, что в 90-х годах роман частично печатался в газете «Аван-и», редактором и основателем которой он был. О том времени многие теперь вспоминают с нескрываемой ностальгией. Именно благодаря этой газете состоялись писатель Владимир Степанов и многие другие авторы. Надо сказать, что сам автор романа не претендует на документальную точность и художественную ценность произведения. Впрочем, критики, совсем наоборот, пытались найти в романе и то, и другое. И нашли. Профессор Георгий Иосифович Федоров назвал произведение «хулиганской прозой», продолжающей сатирические традиции чувашской литературы, заложенные некогда Иваном Мучи. Литератор и доктор наук Юрий Михайлович Артемьев считает, что роман, бесспорно, новое слово в национальной литературе: автор виртуозно играет словами. Я бы добавила, что Владимир Степанов играет по своим правилам. А это - признак свободного человека и истинного творца. «Эфемероптерова ночь» - роман, вызвавший немало споров, интерес читателей. Станет ли творение Владимира Степанова заметным событием в истории литературы, покажет время.
Светлана Гордеева
|