Пятница, 27.12.2024, 17:09
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1504
 
Начало » 2011 » Март » 30 » 20 лет ЧАП
20 лет ЧАП

В марте в Чебоксарах отметили 20-летие со дня образования Чаваш аталанавен партийе (ЧАП) - Партии чувашского национального возрождения. 



Участники
На мероприятие, проходившее в здании Русского драматического театра на улице Гагарина (прежней филармонии), собрались видные деятели чувашской интеллигенции, руководители Чувашского национального конгресса (ЧНК), фонда «Сувар», Союзов чувашской молодежи (СЧМ) «Сувар» и «Хастар». В собрании также участвовали приглашенные - депутат Госсовета ЧР Виктор Ильин и начальник отдела Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР Михаил Краснов. На форум также приехали представители Ассамблеи народов Поволжья и Урала (АНПУ), Татарского общественного центра (ТОЦ), Национально-демократической партии «Ватан», Союза татарской молодежи (СТМ) «Азатлык», клуба «Фикер» из Казани, Набережных Челнов, Москвы, делегация из Республики Хакасия. В театре видны белые татарские тюбетейки и женские платки, повязанные по национальным обычаям.
Приветственные телеграммы в адрес собрания прислали отделения ТОЦ из Уфы, Алма-Аты и представители кумыкского народа из Москвы.
Сцена украшена национальными символами – стилизованными белыми полотнищами с красными орнаментами - сурбанами. Вывешен флаг ЧАП. Он представляет собой две продольные полосы желто-золотого и черного цветов. В центре белый круг с изображением крестообразного символа огня красного цвета – символа жизни и энергии.
  Собравшихся приветствует мудрец в национальном костюме – в белой, вышитой красным, рубахе, халате «шупаре». Он благословляет собрание. Юноши и девушки в национальных костюмах исполняют танцевальную сюиту с элементами народных праздников и обрядов. Звучит торжественная песня. Все встают.



Основной доклад в изложении
  На трибуну выходит экс-председатель ЧАП юрист Николай Лукианов с докладом. Он совершает экскурс в историю чувашского народа. Говорит о трудной судьбе нации, испытавшей в прошлом колониальный, национальный гнет в прежних империях. Вытравлялись национальная духовность, чувашские верования, имена. 
Оратор останавливается на событиях революций начала 20-го века, образовании Чувашской автономии 24 июня 1920-го года.

  В 1926 году была принята первая Конституция Чувашской АССР. Чувашский язык провозглашен государственным языком республики. Затем последовали незаконные политические репрессии 1930-1950-х годов, борьба с так называемым «буржуазным национализмом», истребление и гонения национальной интеллигенции, принудительная ассимиляция. Культивировалась «новая историческая общность – советский народ». Из школьных программ изымалось преподавание родного языка. Практиковался даже его запрет  при общении с родителями. В городах выросло поколение, не владеющее разговорным родным языком. 
 Во время Перестройки во второй половине 1980-х годов начались процессы возрождения национального самосознания. Появились новые общественные объединения. Вехой в истории чувашского народа стали принятие 24 октября 1990 года Верховным Советом Чувашии Декларации о государственном суверенитете республики и Закона «О языках в Чувашской ССР». Тогда же было объявлено о создании ЧАП. Ее учредительный съезд прошел в Чебоксарах в марте 1991 года. Новую партию зарегистрировало Министерство юстиции республики. ЧАП выдвинуло своего кандидата в Президенты Чувашии. На первых выборах Президента ЧССР в декабре 1991 года кандидат ЧАП набрал 46,4 процента голосов избирателей. И это при том, что тогда еще не было своих национальных профессиональных политиков. 
  Чуваши в числе других народов в Российской Федерации добросовестно трудятся, исправно платят налоги, исполняют воинскую обязанность, уважают Конституции России, Чувашии и другие законы. Но нас беспокоят некоторые заявления российских политиков, призывающих превратить Российскую Федерацию из федеративного в унитарное государство. Особенно усердствует один из них. А может объявить его в Чувашии персоной нон грата? - задал вопрос Н.Лукиянов.
   Особая роль в судьбе народа принадлежит национальной интеллигенции. От ее ответственности перед своим народом, патриотизма во многом зависит будущее нации. Сохранение и развитие родного языка, его защита – обязанность национальной интеллигенции. Разумеется, она сама должна владеть родным языком и общаться на нем. Без родного языка нет нации. Родной язык это последний рубеж нации, его Рубикон. Родной язык - образ жизни, способ ее существования. Надо разъяснять эти суждения представителям других национальностей, проживающих в нашей республике, воспитывать их в духе уважения к статусу республики и государственному чувашскому языку. И тогда у нас всегда будут мир и согласие между народами. 
Мы гордимся своей республикой. У нас есть свое государство – флаг нашей свободы.

Да здравствует Российская Федерация!

Да здравствует Чувашская Республика!

(Аплодисменты)

Звучит торжественная песня. 

Из выступлений

Затем слово было предоставлено гостям собрания. Первым выступил начальник отдела Минкультуры ЧР Михаил Краснов. 

Мнение ЧНК

Руководитель ЧНК Геннадий Архипов считает, что существование чувашского языка находится под угрозой из-за ассимиляционных процессов. Перед Всероссийскими переписями населения ЧНК силами своих активистов проводит разъяснительную работу среди населения. Но возможности общественной организации ограничены. А есть ли по сути разумная государственная национальная политика в Российской Федерации? Оратор дал  процессу пессимистическую оценку.


Руководитель ЧНК сообщил, что организация направила письмо Президенту Татарстана со своими вопросами и предложениями по поводу развития Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в Спасском районе РТ. В ответном письме выражена готовность к совместной работе. К сожалению, прежде власти Чувашии пока в этом обсуждении не участвовали. Оратор призвал к совместной работе по проблемам национальной культуры. 
Будет такая партия!
Представитель партии «Ватан» призвал создать общероссийскую партию для решения национальных проблем в РФ. После этого можно будет выдвинуть своего кандидата на выборах Президента РФ.

Гость из Хакасии

Гость из Хакасии говорил о том, как там сумели Автономную область преобразовать в республику. Он сообщил, что сейчас хакасов насчитывается в РФ 92 тысячи человек. В РХ - 11 процентов населения. И что в последние годы численность их народа увеличилась на 7 тысяч человек. Оратор сожалел, что численность чувашей согласно результатам переписи 2002 года существенно сократилась.


Делегаты от ТОЦ

Представители ТОЦ вспоминали годы национального подъема времен Перестройки, образование партии «Иттифак» и ее роль. Они с горечью говорили об удалении национально-регионального компонента из образовательных программ, закрытии национальных школ. Делегаты одобрили идею создания общероссийской партии для отстаивания прав наций РФ, критиковали антиконституционные заявления некоторых российских политиков, призывающих упразднить республики. Гости выразили удовлетворение проведением собрания в Чебоксарах и благодарили за приглашение участвовать в нем.

Среди приехавших из Казани был один из депутатов Госсовета РТ. Он призвал к совместной работе чувашских и татарских депутатов, политиков и общественности по развитию национальных культур и языков.

Гости дарили хозяевам сувениры и приветствовали их по-чувашски.

Языки

Собрание проходило на чувашском языке. Выступления синхронно переводились на татарский язык и наоборот. Заключительное слово председателя собрания синхронно переводилось на русский язык.

Н.Лукианов от имени оргкомитета поблагодарил Министерство культуры ЧР за предоставленное помещение для собрания. 

Концерт

Во второй части собрания для его участников был дан концерт силами мастеров искусств Чувашии, тепло принятый зрителями. Горячие аплодисменты заслужила студентка ЧувГУ имени И.Н.Ульянова, исполнившая татарский народный танец.

После собрания его участники сфотографировались на память. Гости из Казани – на фоне государственно флага Республики Татарстан и флага СТМ «Азатлык». Хозяева и гости знакомились, обменивались впечатлениями. Два делегата – один из Казани, другой из Чебоксарского района – исполнили дуэтом мелодию на национальных инструментах - варганах.

Тимер АКТАШ, 
 Чебоксары.

Фото автора


   

Просмотров: 1630 | Добавил: mosentesh2 | Рейтинг: 4.5 |
Всего комментариев: 181 2 »
18 Юрий  
0
Уважаемый mosentesh2!
Я совершенно с Вами согласен, что не находясь на государственном уровне невозможно решать вопросы государственные. Разве средства массовой информации, общественные организации не призваны "разбудить" государственных мужей? Да, они (государственные деятели) могут и должны срочно решать проблемы организации (или восстановления) радио и телепередач на чувашском языке, выпуска книг, учебников не только для населения Чувашской Республики, но и для многочисленной чувашской диаспоры в других регионах России. Нужно добиться выделения средств государственных и спонсорских для этой цели. Если руководство Чувашской Республики не способно решать эти и другие вопросы сохранения чувашской нации, то Татарстан в этом не поможет. Даже если фотографироваться на фоне его флага...

16 Юрий  
0
То, что есть еще люди, беспокоящиеся за судьбу, культуру, просвещение чувашского народа, радует.
Я из Республики Башкортостан. Для нас Чебоксары, Чувашская Республика - святы, путеводные звезды в деле развития чувашской культуры. А когда узнаем, что многие погрязли в алкоголе, численность чувашского населения в России катастрофически уменьшается, встал вопрос о реорганизации Чувашской Республики, нам становится совсем плохо. Как же так?
Неужели у нас нет патриотизма? Неужели у нас не хватает гордости за свою нацию? Неужели мы докатились до такой жизни, когда юбилейное мероприятие ЧАПа венчается фотографированием на фоне флага Татарстана?
Тавансем, туссем, чавашсем, варанар! Чаваш халахне петме парас мар, ана малалла аталантарар!
Конечно, жаль, что по техническим причинам в этом письме не имею возможности писать на чувашском языке. Но очень прошу не искажать чувашскую письменность словами типа "арщын" или "арсин", пишите хотя бы "арсын" за неимением буквы С с хвостиком. А лучше пишите, скрепя в сердце, на русском языке.
Давайте вместо спора о правописании чувашских слов на компьютере поговорим о том, как решить вопросы истории, культуры и языка на государственном уровне, как сделать так, чтобы власть имущие решали срочно проблемы организации (или восстановления) радио и телепередач на чувашском языке, выпуска книг, учебников не только для населения Чувашской Республики, но и для многочисленной чувашской диаспоры в других регионах России. Нужно добиться выделения средств государственных и спонсорских для этой цели. Вот тогда наши дети и внуки будут благодарны нам за спасение нашей культуры, языка и чувашской нации...

17 mosentesh2  
0
интересно, как вы собираетесь "решать вопросы истории, культуры и языка на государственном уровне", не находясь на этом самом государственном уровне? а вот вопрос о правописании слов в компьютерном чувашском - это вопрос, который и вы способны помочь прояснить. непроясненность этого вроде бы мелкого вопроса ведет к тому, что до сих пор чувашский язык не представлен в полной мере в интернете, а интернету уже двадцать лет. каждый пишет как ему нравится, а должны быть выработаны четкие правила. на мой взгляд, правило должно быть одно: пишется так, как слышится. "ар-сын" не годится, уважаемый юрий, потому что слышится "ар-син"

14 Геннадий  
0
Все вроде бы понятно, но почему все снимки на фоне флага РТ, что у нас уже не уважают флаг ЧР? В чем же флаг виноват?

15 mosentesh2  
0
действительно, интересно. возможно, это намек на то, что уж если с кем-то в перспективе чувашии и сливаться, то лучше с татарстаном. регион богатый, люди хорошие, трудолюбивые, непьющие, здоровые, да и много общего у народов татарстана и чувашии в историческом прошлом

13 Александр  
0
Чаваш патриочесене мухтав. Александр "Савал" ентешлех.

11 Pinerpi  
0
Замечания считаю не совсем обоснованными. "основной принцип: пишется так, как слышится". По этой аналогии в основном пишут. В слове "Херу" у не слышется как "ю". В этом слове [У] с призвуком [ю]. В танскрипции это слово можно представить так: [херу (сверху проставляется ю)]. А калащу, то тут и не сышится "ю". Калащу -только "у". В этом слове нет "С", есть мякг. "Щ". Слово "арщын" в транскрипции: [арщ(именно ш мягк., а не с) ин]. Вспомнили школьную программу...

12 mosentesh2  
0
вы можете писать как вам хочется, но есть традиции, "арсин" происходит из слов "ар" и "син", "мужчина" и "человек". "син" - не только чувашское традиционное написание, но и мировое. вряд ли необходимо придумывать "щын" там, где довольно отчетливо звучит "син". для чего включать в язык так много шипящих, уродовать его? чувашский - это же не польский.
общее правило: если "у" стоит после согласной с мягким знаком, то "у" автоматически превращается в "ю": калас(ь)-у = каласю

10 Пинерпи  
0
Херу калащу пырать кунта. Арщынсем шавлащще, херарамсем ещне таващще. Чанах та, шкулта арщынсем щитмещще, челхене упрамалла, аталантармалла, чапсен шкулалла утмалла. Пер ещ те пулсан тумалла. Пер пуху та пулсан чавашла иртермелле, телерадиопередачасем иртермелле. Пер "Ытларни ир" пущне чавашла передачча та щук. Вал та пулсан начар шайра иртет. Пер май пер щынсене катартащще, пер май чаваш челхи перки калащу пырать, чамлащще, чамлащще, чамласа яраймащще. Чаваш телевиденийепе, радиопа чавашла передачесм щукпа перех, спектакльсем катартмалла. Районсенче радиопа чавала итлеме те щук. Ялти шкулсенче пер урок та чавашла иртмещ, чаваш уроке пущсер. Трибуна щинче мар пурнащра ещ тумалла......
Ответ: уж если постепенно все перешли на компьютерный чувашский, в котором нет букв с кепочками и хвостиками, то нужно придерживаться основного принципа: пишется так, как слышится.
потому следует писать "херю каласю", а не "херу калащу", надо писать "арсинсем шавлассе", а не "арщинсем щавлащще"

9 mosentesh2  
0
"бутафория" - это можно сказать о деятельности многих партий. и "громкие заявления" - один из их инструментов работы.
что касается запрета, то прямого запрета партии действительно не было, просто в одностороннем порядке изменили правила регистрации партий и она в них не вписалась.
если сузить двери театра, где проходило юбилейное мероприятие, в пять раз, допустим, то реально проходить туда смогут не все, хотя прямого запрета посещать театр может и не быть.
не очень понятно, почему так недопустима сама мысль о том, что вопросы развития народа могут стать темой исследования и работы легальной, уважающей законы, цивилизованно и конструктивно действующей общественной структуры. особенно если эти вопросы чиновничьими структурами никак не решаются, чему множество доказательств. взять например, чувашское кино, которое делается без малейшей организационной поддержки правительства, решающего, на решение каких вопросов направить общественные бюджетные деньги и почему-то вбухиваюшего их в маловостребованные разовые мероприятия, типа концертов гусляров, на которые приходят пятнадцать человек, но упорно нежелающего выделять на кинопроцесс ни рубля. хотя эти инвестиции наверняка давали бы отдачу, прибыль.
в голодные тридцатые годы прошлого века бюджетные деньги выделялись, чувашские фильмы снимались, распрострянялись.
таких примеров - множество
кому мешала чап?
она мешала прежде всего чиновникам, которые всегда хотели, хотят и будут хотеть избегать любого общественного контроля. у них на то может быть множество своих субъективных причин, очень далеких от государственных интересов.
ладно, чап оказалась вне игры, чнк - не ловит мышей, в депутатах - нет никого, кто с пониманием относился бы к такого рода вопросам. тогда остается тимер акташ. он один ставит вопросы и пытается что-то предложить конкретное.
как показывают события в египте, сирии, ливии, если в регионе не решаются некоторые вопросы, это может деструктивно сработать против всей машины сдержек и противовесов, создать проблемы всем.
потому не надо говорить "не надо"
педагогических программ по изучению чувашского языка, и вполне эффективных - полно, уважаемый айдар. еще лет двадцать назад иосиф дмитриев, режиссер театра, предлагал свою методику, опубликовал ее в газете. вот только потом иосиф был вынужден уехать в казахстан. и еще неизвестно, не выгонят ли завтра передовую учительницу, изобретателя новой методики изучения языка, с работы, а если выгонят, то будут ли ее защищать.

8 Айдар  
0
Атилла, согласен с вами на все 100%. Бутафория. Для сохранения языка и культуры делается патриотами, отдельными специалистами. Например, сегодня по телевидению показывали учительницу какого-то района( к сожалению, не успел посмотреть с самого начала), которая внедрила очень интересную педагогическую программу изучения чувашского языка и культуры, используя при этом иновационные педагогические технологии. Это только одна из немногих педагогов, целеустремленно внедряющася чувашскую культуру в массы посредством игр и дидактических заданий. Вот такая одна патриотка для развития языка и культуры делает больше, чем кучка чапцев. По школам чапцев нужно разогнать.Пущай поработают на благо республики. В школах педагогов-мужчин не хватает. Пусть покажут свой ум и умение работать для народа, для чувашских детей. Пользы было бы больше. Спасибо за внимание.

7 Атилла  
0
Партия была "бутафорской". Как всегда <делом ни каким не занималась. Любимым занятием было принятие "громких"заявлений о которых сейчас мало кто помнит. Партию не запретили. Все очень просто:согласно закону партия должна быть только российского уровня,т.е ни как не республиканской. Впрочем,спектакль пытаются продолжить. Но люди все понимают: для кого все это делается и для чего . А так активных и деловых патриотов в республике много. Каждый занимается своим проектом ради сохранения языка и культуры. Но это делается не благодаря чиновникам из министнрства и конгресса,а вопреки.

6 mosentesh2  
0
айдар, уважаемый, не надо так много спрашивать с чап, потому что чап - запрещена, и не один год назад,
партия не имеет права вести свою работу. возможно, ее и запретили потому, что она беспокоилась о решении всех тех проблем, которые вы перечислили.
можно спросить, почему чувашская общественность позволила это сделать. почему не попыталась защитить свою партию. ответ, наверное, прост: большинству людей просто наплевать.
а вот почему наплевать? вот этот вопрос следовало бы задать чувашам, которые имеют деньги и способны абсолютно легитимно, на законных основаниях способствовать продвижению интересных этнических проектов, которые есть всюду: театре, кино, национальной эстраде, науке, it-технологиях.
чиновничьему аппарату на них плевать дважды. и эти вопросы могут решаться только в частном порядке.
спасибо им хотя бы за то, что дали возможность провести юбилейное мероприятие, тусовку по интересам, на которой бойцы вспоминали минувшие дни.
да, спектакль, но не в чувашском театре, и не они его режиссировали. они в нем только играли.

1-10 11-15
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Календарь новостей
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
Статистика