Ульяновск как столица Чувашии - У вас есть своя концепция национального вопроса? - Национальную тему не нужно выпячивать. Это не предмет гордости, равно как и стыда. Для меня национальная идея - девять заповедей сознания ненасилия, которые я сформулировал. И такую идею можно предложить любому, вне зависимости от цвета кожи, разреза глаз и религиозной принадлежности.
- Симбирск, с точки зрения развития чувашской культуры, считается одним из самых интересных мест... - Да, здесь родился чувашский алфавит. Много ли таких городов, которые могут заявить, что на их территории родился алфавит народа? Первая чувашская школа появилась тоже здесь. Единственный в Симбирске симфонический оркестр был именно в чувашской школе. При ней были мастерские, в которых производили всё, вплоть до сложных механизмов. Это был сильный культурный центр. Не случайно Ленин предлагал Симбирск сделать столицей Чувашской республики. «Татары взяли губернский город Казань, башкиры - губернский город Уфу, берите губернский город Ульяновск», - говорил он чувашам. Но чуваши попались скромные – отказались. Сначала они хотели основать столицу в Шахазанах (современный Канаш). Потом поняли, что место там неудачное, даже реки нет. В итоге столицей стали Чебоксары. - Национальная культура питает ваше творчество? - Конечно! Чтобы найти истину, нужно припадать к чистому источнику. Чувашская культура для меня такой источник. Академик Геннадий Никандрович Волков сказал, что Россия много потеряла и продолжает терять от угнетения чувашкой цивилизации. Культура почти растоптана, к сожалению. Очень много мы потеряли по неопытности. Чем глубже я зарываюсь в эту тему, тем больше вижу вещей, которые связывают чувашскую культуру с общемировой. Одна из самых древних цивилизаций в Европе – Трипольская. Есть исследования, подтверждающие, что булгары, предки современных чувашей, вступили в контакт с трипольцами и позаимствовали у них элементы экономики, культуры, мифологии, а потом передали украинцам. Верность этой гипотезы может быть проверена, например, сравнением орнамента на чувашской и украинской народной одежде. Спор между татарским и чувашским народами за булгарские корни продолжается. Он очень горячий, но больше никого не интересует. |