Основой собрания древнееврейских книг и рукописей Шнеерсона была коллекция, начало которой было положено в XVIII веке[2].
Собрание Шнеерсона насчитывает около 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 рукопись[2][3].
В ходе Первой мировой войны, когда Любавичи оказались в зоне военных действий, Иосиф Шнеерсон перевез часть библиотеки из Любавичей в Москву, где доверил её хранение книжному складу Персица и Полякова в Москве. С приходом к власти в России большевиков собрание Шнеерсона было национализировано как того требовал декрет Совета народных комиссаров РСФСР о научных фондах РСФСР от 26 ноября 1918 года.
Права наследников умерших авторов, по общему правилу, не признавались, что согласовывалось с декретом СНК от 28 апреля 1918 г. «Об отмене наследования».
[4][5] Собрание Шнеерсона оказалось вначале в библиотеке Румянцевского музея, а затем соответственно в публичной библиотеке имени Владимира Ильича Ульянова (Ленина) (1924—1925), Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина (1925—1992) и с 1992 года в Российской государственной библиотеке.[3]
Другая часть библиотеки — около 25 тысяч страниц рукописей — была вывезена Шнеерсоном из России в Ригу в 1927 году, а затем в Польшу в 1934 году. После оккупации Отвоцканацистской Германией в 1939 году эта часть библиотеки Шнеерсона была вывезена в Германию. После окончания Второй мировой войны библиотека Шнеерсона была доставлена в Москву трофейными бригадами вместе с другими трофейными материалами, и передана в Центральный государственный архив Красной армии (с 1992 года — Российский государственный военный архив).[6][7]
[править]Российские судебные решения по делу о библиотеке Шнеерсона
В начале 1990-х зять и духовный наследник 6-го Любавического ребе Менахем Шнеерсон потребовал вернуть собрание Шнеерсона хасидам, поскольку до национализации эти книги и рукописи были личной собственностью Иосифа Ицхака Шнеерсона.
Дело слушалось в Госарбитраже РСФСР и 8 октября 1991 года. Госарбитраж обязал Государственную библиотеку СССР имени В. И. Ленина вернуть коллекцию хасидам.[3]
Однако Библиотека решению Госарбитража РСФСР не подчинилась, ссылаясь на то что все её архивы являются достоянием советского народа.[3]
Дело о библиотеке Шнеерсона попало в Высший арбитражный суд РСФСР, который 18 ноября 1991 года подтвердил решение Госарбитража РСФСР и постановил передать коллекцию Шнеерсона в Еврейскую национальную библиотеку которая была специально создана для приема и хранения собрания.
Заведующий отделом рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина В. Я. Дерягин отказался выполнить решение Высшего арбитражного суда РСФСР, и спрятал коллекцию Шнеерсона в хранилищах библиотеки. Он также угрожал совершить самосожжение вместе с собранием Шнеерсона.
В этих обстоятельствах 14 февраля 1992 года состоялся пленум Высшего арбитражного суда РСФСР который отменил все предыдущие судебные решения и коллекция Шнеерсона осталась в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина.[3]
В 1995 году теперь уже в Российской государственной библиотеке была проведена проверка фондов, и при этом обнаружилось что часть рукописей из собрания Шнеерсона пропала. Существует версия, что пропавшие рукописи были спрятаны Виктором Дерягиным. Затем часть этих рукописей появилась на черном рынке в Израиле.
В 2005 году движение Хабад обратилось с письмом к президенту России Владимиру Путину с просьбой оказать помощь в деле передачи собрания Шнеерсона из Российской государственной библиотеки. Информации об ответе нет.[3]
[править]Дело о библиотеке Шнеерсона и российско-американские отношения
В начале августа 2010 года в США также состоялся суд по делу о библиотеке Шнеерсона, который принял решение в пользу организации Хабад[6], поскольку библиотека перешла в собственность России «дискриминационно, не для общественных нужд и без справедливой компенсации».[7] Однако МИД России не только не признал этого решения, но и потребовал от организации Хабад вернуть семь книг из колекции Шнеерсона, уже оказавшихся у Хабад[8].
16 января 2013 года Старший судья Федерального суда округа Колумбия (Вашингтон, США) Ройс Ламберт постановил, что Российская Федерация обязана платить ежедневный штраф в размере 50 тысяч долларов за нежелание возвращать рукописи и книги хасидскому движению Хабад-Любавич[10]. Решение было принято, несмотря на несогласие министерства юстиции США, где считают бесполезными санкции против Москвы.
В настоящее время вопрос о библиотеке Шнеерсона является препятствием в деле культурного обмена России и США[11][12][7] и возможно также с другими странами.[13].
[править]Библиотека Шнеерсона и реституция церковного имущества в России
В связи с практикой возврата церковного имущества в России протоиерей Всеволод Чаплин высказал точку зрения, что возможны компромиссные варианты решения вопроса, как например,
передача библиотеки, или по крайней мере особо почитаемых книг в пользование российской еврейской общины с возможностью периодического вывоза экземпляров за рубеж, как это бывает с произведениями искусства, которые вывозятся на выставку.[14]