источник: блог makalval Н. И. АШМАРИН. БОЛГАРЫ И ЧУВАШИ. КАЗАНЬ. 1902. Что, кажется, общего между культурным народом древности и чувашами, находившимися на низкой степени умственного развития? Между тем, сходство, в каковом убеждается читатель из вышеупомянутой книги, поразительно. Лингвистические выкладки г. Ашмарина невольно заставляют читателя прийти к мысли о тождестве древних болгар волжских и нынешних чуваш, спустившихся с высокой ступени первоначальной своей цивилизации на низкую ступень теперешней своей культуры. Видно, тому были, без сомнения, многие исторические условия, препятствовавшие не только процветанию их, но даже безбедному существованию. Печальное для истории культуры нашествие монголов, татарское владычество, заставили чуваш покинуть первоначальные свои местожительства и двинуться в глубь лесов, куда реже могли заглядывать грубые номады и хищные татары. И только безмолвные камни да остатки развалин непрестанно говорили о несчастии, постигшем их хозяев. К сожалению, эти вопли для большинства были безразличны, а для меньшинства не особенно понятны, результатом чего было разрушение древних памятников или же употребление их для каменных зданий. Это обстоятельство побудило г. Ашмарина и еще раз объяснить болгарские надписи на камнях. Надпись на Баглычевском камне в связи с прежде открытыми надписями в чтении и объяснении их г. Ашмарина, можно сказать, далеко подвинули вперед теорию болгарского происхождения чуваш. Желательно, чтобы этот основательный ориенталист занялся чтением и объяснением и других надписей, существующих на могильных камнях древне-болгарской территории.
(Исторический Вестник, том XCII, Критика и библиография. 1903. С.715-716).
Ашмарин Николай Иванович, 1870-1933, тюрколог.
|