источник
Основная новость последних двух недель - власть начала комплексную борьбу с коррупцией!
По заявлениям СМИ об этом свидетельствует не только отставка министра обороны и расследование дел о хищениях в подконтрольной министерству компании «Рособоронсервис», но и дел, связанных с подготовкой к саммиту АТЭС, создании системы ГЛОНАСС и ряда других. Шокирующие заголовки в СМИ, громкие заявления депутатов и журналистов, обсуждения на телевидении и в Интернете, социологические исследования о поддержке гражданами борьбы с коррупцией…. Но у меня эта кампания не вызвала особого энтузиазма, поскольку я рассматриваю ее в большей степени как кампанию, а не как комплексную борьбу с коррупцией. Попытаюсь объяснить причины такого отношения.
Во-первых, это связано с высказываниями отдельных, в том числе и высокопоставленных чиновников, в которых не прозвучало ни уверенности, ни энтузиазма на этот счет. Думаю, что в руководстве пока нет четкого мнения по поводу борьбы с коррупцией, что всегда чревато тем, что самая лучшая инициатива может быть спущена на тормозах.
Во-вторых, что, на мой взгляд, даже более важно: ни в заявлениях, ни тем более в действиях властей не просматривается желания ликвидировать околовластные структуры, созданные чиновниками, которые по сути выполняют функции «прикрытия» коррупционных схем. О чем я веду речь? Прежде всего о том, что в ходе административной реформы, целью которой было разукрупнение управленческих структур, была по сути создана дополнительная чиновничья «прослойка», хотя по задумке реформаторов количество чиновников должно было сократиться. Вместо того чтобы сделать систему управления экономикой, транспортом, культурой гибкой, поворотливой, малозатратной, рядом с министерствами выросли федеральные агентства, различного рода унитарные предприятия – ГУПы и другие структуры, которые выполняют те же задачи, что и официальные ведомства. Причем их деятельность простроена таким образом, что гражданин вынужден решать свои вопросы через них, а там, соответственно не забывают о своих интересах.
Естественно возникает вопрос - почему на всех уровнях действуют промежуточные структуры, которые выполняют те же функции, что и официальные чиновничьи структуры, при этом их деятельность довольно дорого обходится гражданину, который вынужден решать свои вопросы через них.
Я уже несколько лет назад приводил примеры деятельности Московских ГУПов, но никаких существенных изменений в их деятельности так и не произошло. По-прежнему ГУПы получают в Москве средства от аренды помещений, через ГУПы по-прежнему граждане выкупают жилье по городским программам и т.д. Естественно, что это вызывает вполне справедливое возмущение граждан, которые видят в данной архитектуре элементы коррупционности, но вынуждены участвовать в данных схемах, поскольку они созданы государственными структурами.
В-третьих, по-прежнему не работают созданные в недавнем прошлом инструменты, которые предусматривают штрафы в размере стократной суммы коммерческого подкупа или взятки. Кстати, в законе прописано, что как дополнительное средство за преступления, при которых возможен умысел со стороны должностных лиц, вводится конфискация имущества.
То есть законодательная база для борьбы с коррупцией уже есть, однако, несмотря на это вновь поднимается вопрос о том, нужно ли вводить конфискацию или нет? Создается устойчивое впечатление, что власть пытается «заболтать» борьбу с коррупцией, придумывает всяческие отговорки. Понятно, что пакет законов по борьбе с коррупцией несовершенен, но пока не было серьезных попыток предпринять шаги по их реализации. И происходит это потому, что отсутствует политическая воля. До тех пор пока не будет четко артикулировано, что закон един для всех, дело не сдвинется с места. Без этого коррупционное законодательство работать не будет.
Кроме того, для меня совершенно очевидно, что десятки, сотни и даже тысячи раскрытых мелких коррупционных дел не воспринимаются обществом как борьба с коррупцией. Конечно, нужно бороться с коррупцией на всех уровнях, с этим никто не собирается спорить, но начинать нужно сверху. Я не склонен считать, что общество «жаждет крови», ждет громких дел. Нет, это не так, но общество вправе спросить, например, у главы администрации Президента РФ, который заявил, что знал о коррупции при разработке ГЛОНАСС с 2010 года, каковы перспективы возврата разворованных государственных средств…
Или спросить у представителей высшего руководства страны: почему только через 6 месяцев после окончания проверки Счетной палаты в отношении «Рособоронсервиса» правоохранительные органы начали действовать только сейчас? Как решаются вопросы по другим проверкам Счетной палаты, в ходе которых были выявлены злоупотребления. В частности, почему так и не дошло дело до Госкомспорта, в адрес которого Счетная палата выдвигала претензии после Олимпиады в Ванкувере и т.д.? И такой список можно продолжать бесконечно долго. Доверие к государству не может расти, когда, руководитель Счетной палаты заявляет, что в 2010 году его ведомство выявило нарушения на 483,9 миллиарда рублей, в том числе в Москве - на сумму более 220 миллиардов рублей, но никаких действий за этим не последовало. Или, по крайней мере, об этом ничего не известно. Думаю, что данные Счетной палаты за 2011 год о размерах хищений - не меньше, а может еще и больше.
Также необходимо всерьез заняться проблемой доходов и расходов чиновников и не делать вид, что это нерешаемая задача.
Но я еще раз повторюсь, что для решения этих дел необходима политическая воля. Мы должны как в Китае, обозначить борьбу с коррупцией важнейшей стратегической задачей. Общество не просто ждет этого, общество готово потребовать это у власти.
Союн САДЫКОВ, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ |