В коллекции ЧГХМ теперь три картины Павла Бенькова
8 ноября в Отделе русского и зарубежного искусства состоялся круглый стол «Взаимодействие музея и коллекционера - от находки предмета искусства к пополнению музейного фонда. К 135-летию П. П. Бенькова».
Мероприятие было посвящено 75-летию музея и открылось выступлением дуэта «Романсера» (Степанова Марина - скрипка, Васильева Екатерина - гитара). Затем разговор пошел о приобретенных Чувашским государственным художественным музеем картинах Павла Бенькова, его жизни и творческом наследии. Своими впечатлениями о произведениях художника, интересными фактами его биографии поделились внучка Павла Бенькова – Марина Лещинская, заместитель Генерального директора Государственного музея искусства народов Востока по научной работе Тигран Мкртычев, а также искусствоведы из Казани Галина Тулузакова, Ольга Улемнова и другие.
Сейчас в коллекции музея три значительные работы Павла Бенькова. Это подаренный Министерством культуры России «Портрет актрисы В. Шмулевич». Хотя, в ходе беседы за круглым толом выяснилось, что Шмулевич не была актрисой и звали её Сара. Это выяснила внучка художника из бесед с коллекционерами. В 2013 году музей приобрел картину «Портрет Наташи Рамм» на грант Главы Чувашской Республики. И к 75-летию приобретена картина «Васильки». Она были созданы в 1918 году. Считается, что Беньков написал этот натюрморт на своей даче на берегу Волги близ Казани.
Все приобретения – заслуга главного хранителя ЧГХМ Георгия Исаева. Такое продуманное составление коллекции – большая редкость, считает заслуженный работник культуры РФ, заместитель Генерального директора Государственного музея искусства народов Востока по научной работе Тигран Мкртычев. Он в Чувашии уже второй раз. Первый его приезд был связан с подготовкой альбома по творчеству Павла Бенькова. Еще тогда он отметил прекрасную коллекцию русской живописи музея, который может гордиться такими именами, как Коровин, Перов, Поленов, Серов, Левитан и многими другими. К тому же, произведения Бенькова дополняют страницы истории русской живописи, вязанные с еще одним выдающимся художником Николаем Фешиным. Их работы размещены в одном зале. И Фешин, и Беньков – представители Казанской художественной школы, друзья и учителя основоположников чувашской живописи – Моисея Спиридонова и Никиты Сверчкова. Судьба этих художников сложилась по-разному. Фешин уехал в Америку, а Беньков – в Узбекистан. Но в залах Художественного музея их творчество соединилось.
Сейчас единственной хранительницей наследия Бенькова является его внучка Марина Юрьевна Лещинская, которая бывала в Чебоксарах в дни 125-летия художника. Тогда была организована выставка картин Павла Бенькова и тогда же она подружилась с главным хранителем музея Георгием Исаевым. По словам внучки художника, ей тяжело расставаться с каждой картиной, но она видит, что произведениям деда в залах художественного музея в Чебоксарах хорошо.
В декабре этого года будет отмечаться 135-летие Павла Петровича Бенькова и для любителей творчества художника и русской живописи будет настоящим событием посещение зала Отдела русского и зарубежного искусства ЧГХМ, где представлены теперь три прекрасных произведения Павла Бенькова.
Светлана Гордеева