Среда, 29.01.2020, 13:36
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1484
 
Начало » 2010 » Октябрь » 31 » Чуваши или сувары?
Чуваши или сувары?


ЧУВАШИ ИЛИ СУВАРЫ?
Продолжение дискуссии

Чуваши мы, или сувары? Общественная дискуссия на эту тему, начатая ранее в Чебоксарах, была продолжена за Круглым столом на Ежегодном собрании Союза чувашских краеведов (СЧК), прошедшем 30 октября 2010 года в зале Чувашского государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН). На эту тему выступил один из авторов идеи переименования чувашей в сувары Владимир Алмантай. - Исследования чувашских историков говорят, что мы являемся потомками суваров, - считает он. (Кстати, недавно в Чебоксарах он провел презентацию свой книги, где изложено обоснование концепции.)
- В завершившейся на днях Всероссийской переписи населения, по нашим сведениям c мест, несколько сот чувашей записали себя суварами в графе «Ваша национальная принадлежность», в том числе, в других регионах, - сказал автору этих строк сопредседатель чебоксарского фонда «Сувар» Тимер Тяпкин. Он не согласен с обвинениями в расколе нации в адрес инициаторов переименования со стороны оппонентов. – Заявили же осетины, что они считают себя потомками аланов. Это они отразили и в названии своей республики – Северная Осетия-Алания. Или возьмем якутов. У них Республика Саха-Якутия. Значительная часть молодежи, прежде всего городская, у которых родители – чуваши, не считают себя чувашами, и не записывают себя ими. А суварами признать себя они готовы.
Действительно, самоназвания народов и установившиеся ранее этнонимы не всегда совпадают. Например, марийцев в Российской империи называли черемисами, удмуртов – вотяками. Идеологи-патриоты эрзян считают неправильным, что их называют мордвой. И др.
Таким образом, более интересные темы обсуждались во второй части собрания. А в его первой половине с отчетным докладом о работе Союза чувашских краеведов выступил его почетный председатель ученый-филолог Виталий Станьял. Новым председателем СЧК избрали заместителя директора ЧГИГН, специалиста музейного дела Эдуарда Бахмисова.
Интересно, что в недрах СЧК, организованного в 1991 году, через год родилось и действует еще одно общественное объединение – Чувашская народная академия (ЧНА). На собрании новым руководителем ЧНА избран известный краевед и педагог из Моргаушского района Евгений Ерагин (Ешендей). И это еще не все. В перестроечном 1988 году в Чебоксарах родилось общественное объединение – Чувашский народный хурал (ЧНХ). Инициатором создания и их идеологом являлся все тот же неутомимый В.Станьял. На нынешнем собрании председателем Центрального совета ЧНХ избран народный писатель Чувашии Денис Гордеев.
В ежегодном слете краеведов в Чебоксарах участвовали не только энтузиасты из Чувашии, но и активисты из чувашской диаспоры Башкирии, Татарии, Самарской и Ульяновской областей – представители национальной интеллигенции Российской Федерации. Они привезли в дар Национальной библиотеке Чувашской Республики свои книги по краеведению, как правило, изданные за свой счет. Среди них можно особо отметить: «Энциклопедию чувашских сел Самарской области» Виктора Симакова, «Историю родного края» Виталия Козлова из Татарии и другие издания.
Собрание завершилось исполнением песенного фольклора чувашей, живущих в бассейне реки Свияги в Татарстане, в стороне, называемой Тахар Ял. Как всегда с блеском спел песни этого края руководитель Совета старейшин чувашей Татарии ветеран труда Василий Дедушкин. А в обеденный перерыв оргкомитет организовал фуршет с блюдами национальной кухни и традиционным чаем.
Тимер АКТАШ.
Чебоксары

Просмотров: 6606 | Добавил: mosentesh2 | Рейтинг: 5.0 |
Всего комментариев: 131 2 »
0
13 Атл  
Чуваши..булгары..суВАРы...Женщина:суВАРКА?............По названию реки:АТЛания..АТЛъен..атлан..атланка..атланы...АТАЛАН! - развивайся!

0
12 Атл  
Если Кровь резус- отрицательная - из БАСКОВ! Они на 60% отрицательны.

0
11 Сергей Трифонов  
Всевышний неспроста разделил людей на множество народов, у которых сформировался свой язык и традиции. Каждый человек должен почитать традиции своего народа, уважать предков и прославлять имя своего народа! По национальности я Чуваш (Сувар). Родился и вырос в Казахстане, где проживают более ста народов. Хотя я и не знаю родного языка и некогда не был в Чувашии(за что извеняюсь перед своим народом), я всеми возможными способами стараюсь изучить историю своего народа, и всегда гордо признаю свою нацию, все свои достижения и победы в спорте посвещаю во имя своего народа. Из некоторых коментариев я узнал, что многие мои братья и сестры(как бы они себя не называли Сувары или Чуваши) стесняются и стыдятся своей нации. Обращаюсь ко всем Суваро-Чувашам, с просьбой и презывом к великому делу! - не стыдитесь своего имени, гордо с дастоинством прославляйте свой народ. Мы должны сохранить язык и культуру нашего народа и передать все это богатство нашим детям, так же как сохранили для нас, наши предки. Мы должны преодолеть все трудности и преграды чтобы наш народ и наша земля процветала, как в былые времена. Очень надеюсь, что к этим словам прислушаются многие мои братья и сёстры, и внесут хотя бы малейший вклад во благо общего. Пора вернуть былую славу и величие нашего народа!!!

0
10 Кубрат  
Пĕр-пĕрне ăнланмалла пирĕн.Пурне те пăлхар вырăнне сувар тесе çырăнма хистемелле мар.Эсĕ шутлан сувар çырнă тесе,пĕтĕм тĕнче ученăйĕсем булгарсем(пулкарсем)çырнă теççĕ. Сувар тенипе булгар тени сăмахĕсене бренд енĕпе анализ туса пăхмалла, хăш сăмахĕ мăнаçлăрах -ши тесе. Эпĕ пĕр парти енĕпе ĕçлесе Мускавра вĕренме çÿресеччĕ, мĕн вăл бренд, мĕнле сăмах бренд пулма пултарасси пирки, мĕн вăл экзоним,мĕн вăл экспрессивлă этноним пирки вĕренсеччĕ. Ăнланатăп сувар тени килĕшеть пуль сана, мана та килĕшеть. Анчах та пире çĕкленмелли ят кирлĕ. Пăлхар тени çĕкленнĕ ят, ученăйсем те çĕклесех тăраççĕ. Сувар сăмахне нихăçан та ниепле те Раççей шайĕнче çĕклеме май çук. Мĕншĕн наукăна хирĕç каймалла. Раççей Ученăйĕсем хăйсене майлă,наука ĕçĕ енĕпе çапах та пирĕн пирки булгар(пăлхар) тесе çыраççĕ,сувар тенине пĕлмеççĕ Раççей ученăйĕсем. Пĕр энциклопединче те сувар тени çук. Хамăра сувар теме тытăнсан та тутарсем с вырăнне ч тесе калĕç. Чуваш тени тутарсенчен пĕрремĕш тухнă. Вĕсем çăваç сăмаха калама тытăнсан чăваш тесе тухать вĕсен. Сувар тесе те каламĕç вĕсем. Булгар(пулкар) шăп та шай, сувар экзоним валли мар, хамăра чăваш тени нихăçан та пĕтместь, пĕтерме те кирлĕ мар. Халĕ сувар камне ăнлантарас тесен предложенинче пĕр хут сувар тесе çырнă хыççăн виçĕ хут булгар тесе çырмалла. Суварсем ытти халăхсемпе пĕрле булгарсен шутне кĕнĕ, булгарсен патшалăхĕнче пурăннă, булгарсен чĕлхипе калаçнă тесе çырса ăнлантарма тиветь.Ученăйсемшĕн сувар чĕлхи те çуккă, чуваш чĕлхине те булгар чĕлхи тесе палăртаççĕ вĕт пĕтĕм тĕнчери ученăйсем. Мĕншĕн тĕнче ученăйĕсене хирĕç каймалла? Е çав тери хал нумай-ши? Сувар ятне пĕр хут аран-аран палăртас тесен,виçĕ хут пуриншĕн те паллă булгар ятне палăртмалла. Булгар тесе палăрнă ят пур, пуриншĕн те, вырăссем те пĕлеç, вырăсланнисем те.Пер херарам пек пат татса, хурса сувар кăна тенипе ĕç тухмасть.

0
9 Альфред  
Полностью солидарен с тобой Атилла,сколько занимаюсь и капаю в этом направлении ну нигде народность Чуваши не упоминается до 16-го века,а более поздние источники совершено точно говорят, что сувази,сувазы сувары один из булгарских этносов (племени),которые после оффициального принятия Булгарским ханом Алмазом религии Ислам,отказалось предавать веру отцов Тенгрианство (почитания Неба и матери Земли) и родовые законы, кстати и братья Булгары-- это современные татары,где язык несомненно претерпел изменнения посде великих столкновений этносов, также верили в древо рода, для тех кто не знает или не ведает.Меня не покидает чувство что слово чуваш возникло после каких то серьёзных реформ или переписи народностей входивших в состав какого либо из государства и скорее всего великого Московского княжества,не верю что Казанские булгары могли совершить такой ЛЯП!
Совершенно очевидно,что сегодня многим политикам и лжеисторикам совершенно не нужно это просыпание народа и поиска своих истоков, намного удобнее держать его в анабиозе!
Прошу прощения у свох земляков что не владею правильным правописанием и излагаюсь на русском,хотя неплохо для гордского говорю и читаю...
Больно мне читать коменты Соловьевой Л.,поскольку вижу в них крик отчаяния и взывания к нашему народу одуматься и взять как говориться себя в руки.Позволю сказать себе однако,что на протяжении сотен лет наш этнос находился "Меж двух огней"! С одной стороны вроде бы близкие по крови татары-булгары,но масульмане, с другой славяне-христиане.Эта христианизация,которая и славянам была то по большей части чужда,прошла такой кровью и опустошением, что Иван IV даже не церемонился с детьми природы.А Петруша Алексеевич еще дальше пошел,вы только вдумайтесь менял мордву "мокшу" на гвозди. И я смело могу сказать что и наш этнос сувары,подвергался не малым притеснениям и давлению.
В заключении хочу лишь сказать моим землякам, не забывать и уж не вкоем случае не стесняться своей удивительной архаичной культуры и языка! У меня есть ещё что добавить интересного,но хочу что бы вы сами начали поиски,читайте изучайте как можно больше материалов,сравнивайте и сопоставляйте первоисточники,собирайте придания если есть таковы.
Сегодня крайне трудное время мы все переживаем. Земля брошена, алкоголизм и пьянство как чума и бич нашего народа,молодёжь стремиться покинуть родные пернаты в поисках лутшей жизни,зрелые мужи от безысходности,безделья и разрухи заканчивают суицидом.Но прах отцов предавши знайте, вас в чужой земле никто не ждёт,обрубая свои родовые корни вы лишаетесь покровительства родной земли и превращаетесь в обрубок 3-го сорта,с размытым и неясным будуюшим,а осознание порой приходит лишь с годами..
Мы пройдем через все эти испытания, сохраним свои земли и выйдем с новой мудростью,только и только работая над собой изо дня в день,создавая,созидая и творя..
Великий муж России Столыпин когда то сказал:" Народ у которого нет национального самосознания -- это навоз, на котором произростают другие народы!
Сыва пулар, хизепле юлдашсем!

0
8 Тимер  
Хурав Соловьевана. Эпе хам ЧНКра Хусанкайпа Туркайпа Станьялпа Праски Виттипе Мустаевпа Адерпа Тимофеевпа пулна. Маттур сынсем нумай пулна.Анчах Федоров президента вайла конгресс кирле пулман.Вара унта керсе кайрес архипов пеккисем,халах ятне яракансем.Эпир сухалман.Нумай еслетпер.Регионсене сюретпер.Уявсене эрехсер ирттеретпер кипти сарапа.Таван челхепе кана каласатпар,хамар юра-ташапа кана саванатпар.Арамсем паллах хамар халах пикисем. Манан печек херем ТАЙПИ ятла,таван челхепе каласатпар.Йывар паллах.Таван челхене хютелесе патак та сине,лавккаран та тарахнипе ним илмесерех тухса кайна.Пер кун та еслемесер ларман.Хваттер,машина юлташсем-петемпех пур.Анчах челхе,йала-йерке,халах петсе пынине курса килте лараймастпар.Меншен тесен,эпир-СУВАРсем.Эпир вилсе петмен,темле йывар пулсан та сюхалман.Асла та манасла халах паянхи кун та пур-ха.Сана хисеплетпер.Эсе пиреншен СУВАР пики.Хамаран турасем сана упратччар.

0
7 микулай  
Сувар- в летописях упоминаеться по разному-сабар, субар, савир, сепир, суар, савар, суваз.
сабар- сапар миролюбивый(по Н.И. Ашмарину)
субар-супар земледелец(уставший от работы человек,суп-ыван,халтан кайса есле- "еспе супрам")
савир-(турра мухтаса сав ир тени)
сепир- так называли тех кто участвовал в Пугачёвском восстании(Сепирсем тесе елек Пугачёвпа перле семерсе сынсене калана, тет,-Н.И. Ашмарин)
суар- уважаемый ар(сумл ар)
савар- почтим, уважим(савапла ар)
суваз- профессор Н.И Смирное, Н.И. Ашмарин отмечают , что горные мари именуют чувашей суасла мари, т.е. суасские люди.
все эти термины являються названиями народа.
Я себя считаю суваром Антипов Н.П., а чуваш социально-значимое название, не являеться этнонимом.

0
6 Соловьева Л.  
Хурав Атиллана. Эх! Эх! Аста кайса кемелле чаваш халахен? Ес сук, симе сакар сук, ята улаштарас пирки пакалтататпар, паклтататпар... ес тума пултараймастпар. Ессер сынсем хайсене еслене пек катартас, мен пе те пулсан чапа тухас тесе темен тепер хатланассе. Чаваш ятне улаштарассе. Ку та аксиома. Илтессе те "чаваш" менле янравла та семсен илтенет. "Сувар" тесен ту синчен шатар-шатар ман чул йатанса анна пекех туйанать. Итлеме те камалла мар. ФУууууууууу!!!!
Халах тарашсан нихасан та хай ятне, халахан йали-йеркине, таван челхене манмас. Ята мар шухаша улаштармалла, арсынсем!!! Кашни сынан хайенчен пусламалла! Семьере чавашла каласмалла! Ача-пачана таван челхе илемне катартса памалла! Ырантанах петем чавашсен таван челхепе каласмалла, вуламалла, сыру сырма, юрлама тата чавашла ташлама веренмелле. ЧНК ертусисем пери те семьере чавашла каласмассе. Ачисем перин те чавашла пелмессе. Экран сине тухса ларассе те чавашлах синчен херсе кайсах чавашлах пирки пакалтатассе вара. Нумай чаваш арсынесем, уйрамах майра упашкисем, ачисене те вырас тесе сыртарассе. Хайсем те вырасланса чавашсенчен паранассе. Вырасла акцентсёр каласнипе мухтанассе. Ват ку чанах та чавашла манса кайни пулать вара... Ват сакан пек япала чавашсем хушшинче ан пултар тесен мен тумалла? Ята улаштармалла е ...?????

0
5 щутлана  
как называться, дело - десятое, главное - кем быть!

0
4 атилла  
Восстановление исторического имени своево народа очень благородное дело.Сувар звучит гордо и достойно.Чем мы хуже марийцев,удмуртов и якутов.Этноним чуваш навязан нашему народу в начале 16 века.Серьезные историки с этим не спорят.Есть сказочники утверждающие что был ЧУВАШ батыр воевавший с татаромонголов и вчесть него народ сувар назвал себя чувашом.Это сказка.Во всех исторических докуменгтах наш народ назван суваро болгарским .Это аксиома.Народ забывший своего имени,своих богов,предков,традиций обречен на изчезновение,что сегодня ипроисходит.Изчезает язык,культура.Мы с этим не будем мириться.

1-10 11-13
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Календарь новостей
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
Статистика