25 апреля в Чебоксарах, у памятника Ивану Яковлеву перед Национальной библиотекой ЧР, торжественно отметили День чувашского языка. Праздник отмечается ежегодно в день рождения чувашского просветителя. В сквере собрались представители национальной интеллигенции, работники культуры, высшей школы, руководители и активисты общественных организаций, журналисты, артисты, педагоги и школьники ближайших школ, учащиеся Национального лицея-интерната имени Германа Лебедева.
Торжественный митинг открыл начальник отдела Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР Михаил Краснов. Перед собравшимися выступили заместитель спикера Госсовета ЧР Владимир Мидуков, заместитель министра образования ЧР Светлана Петрова, поэты. Прозвучали песни на чувашском языке в исполнении артистки Елены Шурту, уроженки Башкирии, исполняющей чувашские песни своей малой родины, и ученического фольклорного ансамбля «Пилеш» лицея имени Г.Лебедева под управлением Натальи Васильевой.
Участники митинга возложили цветы к подножию памятника И.Я.Яковлеву. Оперативно сработали журналисты ГТРК «Чувашия». Их репортажи вскоре прошли в эфире республиканского радио и телевидения. Тимер АКТАШ
Совершенно верно, татары о своей нации и языке заботятся лучше. Это всем известно. Что нельзя сказать про чувашей. Нормальных лидеров нет что в ЧНК, что в ЧАП. Ну кто? Так балаболы. Время балаболов ушло.
Разделяю мнение Егорова. Вокруг все рушится, столько проблем: дорожание оплаты за электроэнергию, отсутствие финансов ремонт дороги, не работают заводы и фабрики, дорогая медицинская диагностика, у людей работы нет, а вы здесь все про язык чувашский толкуете. Все рушится, а они о языке пекутся. Почему никому из националистов не волнует судьба народа? Как и где будут работать? Как кормить чувашскую семью? Плочему распадаются чувашские семьи? Ведь у чувашей отношение к семье всегда было трепетым. Картошку надо вырастить, в прошлом году урожая не было. Так у татар закупаем. Смешно. В соседней республике для народа и работа есть, зарплата тоже хорошая, поля давно засеяны, и актуи свои проводят на славу. А у нас только гулять умеют. И от того и праздные мысли у интеллигенции.
продолжайте свои аналогии, господин яковлев: у татар и работа есть, и зарплата хорошая, и поля засеяны, и сабантуи проводят на славу, и о своем родном языке, его статусе они заботятся по настоящему.
Ни фига себе, немногочисленные представители чувашской интеллигенции! Бездельников сколько среди рабочего дня!? Поля пустуют, пахать некому, а тут "интеллигениция" тусуется. Всех в поле надо выгнать, дать лопату в руки и вперед с песней, когда проголодаются, сразу родной язык вспомнят. Чебоксарский район, Хыркасы. Приезжаете всех научу, блин, чавашла.
Атилла, спасибо за ответ и информацию о сайте Н. Плотникова. Обязательно познакомлюсь. Я все же придерживаюсь менения, что чувашский язык у нас второй государственный в республике. Поскольку первостепенной является все же русский язык. Приоритет дается русскому языку. А 8 статья Конституции ЧР только определяет чувашский и русский языки государственными языками, примерно также как и сувиринитетом. Титульным в республике чувашский язык не может просто напросто быть, поскольку он всегда был униженном положении, даже сейчас он не в лучшем положении. Хотя в последнее время положительных перемен много. Сами же пишете, что даже в деревнях детей с младенчества обучают русскому языку. Таких патриотов, как вы, Атилла, в Чувашии очень мало. По пальцам можно посчитать. В основном, насколько мне помнится, успешным для многих мужчин считалось жениться на русской женщине и стать русским. Я знаю нескольких таких "успешных" мужчин, которые целенаправленно стремились "стать" русскими, специально женились на русских женщин, таким образом они выходили "в люди". Детей русскими записывали, языка чувашского не обучали. Пренебрегали всем чувашским. Татары таких мужчин за людей бы не считали. Татары тоже женятся на русских, только русские женщины, выходя замуж за татарина, веру меняют, принимают ислам, чтят культуру и веру своего мужа, рожают уже татарских детей, воспитывают в уважении к родному татарскому языку. Для убедительности приведу еще один пример из жизни. Когда своего сына приучала называть бабушку со стороны отца "асанне", бабушка, которая 40 лет в сельской школе преподававшая чувашский язык и литературу, упорно сопротивлялась и обижалась, просила, чтобы внука приучили называет "бабушкой" (все так называют, сейчас "асанне" никто не зовет). "Бабушксем нумай, урамра сурекенсем те бабушкасем, асанне вара перре" - только и смогла я сказать. И на всю жизнь у нее осталась обида. Вот это показатель того, что люди внутренне настроены на русский язык. Насколько глубоко сидит это в людях. На мой взгляд, это психологияеская особенность чувашей. Почти в каждом глубоко сидит комплекс национальной неполноценности. От этого надо избавится, тогда, на мой взгляд, чувашский язык будет востребованным, желанным. Мой покойный отец всегда говорил, что татары умный народ, и чувашам многому у них учиться нужно, особенно мужчинам. Мы родились и росли в городе до школьного возраста, мои родители все же смогли в детях привить культуру к чувашскому языку, приучили к "атте-анне", "аппа-пичче". "Асаннусен челхине пелмелле, упрамалла" -твердил отец. Хотя соседские дети в те времена называли своих родителей "папа и мама". Конечно, на людях я тоже часто родителей называла "папа и мама". "Хав чаваш пулнишен ватанма кирле мар. Эсе вырсенчен те, тутарсенчен те нименпе те катак мар, нумайешенчен асларах та хитререх" - поучал отец. Тем самым, повышая мою самооценку. Если бы такое отношение было бы характерной чертой чувашского народа, то можно было говорить о том, что чувашский язык титульный. Титульный, в моем понимании, это основополагающий, составляющий суть, показывающий целостность народа. Но этого ведь у чувашей нет. Айтар-ха тутарсем пирентен ан кулчер тесе малла чавашла каласса пахар. Пулать-и? Пулмасть-и? Тытанар паянтан, хамартан пуслар. Сывлах тата ансу сунатап чавашсен патриотне. Сене шухашсем тата хыпарсем пулсан чавашла сырма пултаратар.
Тавах сана Шанчак. 99 процентов с Вами согласен,но есть замечание. Чувашский язык в Чувашской республике по определению не может быть вторым государственным языком. В конституции ЧР в ст.8 так и указано:"государ. языками явл-ся чувашский и русский". Еще указано: чувашский язык является титульным. Пожалуйста,Вы хоть не унижайте нас. И еще. Почему кто-то от кого-то должен обязательно зависеть. Если бы в 70-х годах мы сказали<что СССР распадется и Литва обретет независимость,то нас бы упрятали в лучшем случае в психушку. Войны тоже начинаются не из-за "демократических"настроений. Их в последнее время развязывают определенные круги. И Вы знаете:больше они связаны с финансами. Научите,пожалуйста,как можно заставить написать ценники на чувашском. Татары -это же НАРОД.У них не только ценники,но и этикетки на татарском языке. А это зависит от руководства республики . На конгресс нет ни какой надежды. За то есть сайт на чувашском языке. Сайт Николая Плотникова "ЧУВАШ ОРГ; Приглашаем всех туда. Честно говоря,с трудом заставляю себя писать на русском и так хочется общаться на родном. Вы опять правы,призываем сохранить язык,культуру, традиции ,а сами по чувашски общаться не можем. Ведь татары опять нас засмеют,если узнают. Сире пите хисеплетпер.
Атилла, я не хочу вас успокоить, и не хочу чтобы вы согласились с тем, что чувашский язык исчезает. Совсем нет. Я призываю реально и шире смотреть на происходящие в мире события. Мы проживаем времена всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. Мы не можем позволить себе мыслить только на уровне собственной семьи и деревни. Атилла, вы пишете "через два поколения чувашский язык изчезнет т.к. у него нет государства,отвечающего за его сохранность и защиту".Как объяснить сегодня патриоту Чувашской Республики, который решил жить «демократически» в своем независимом государстве, что его малая Родина не может быть независимой?! Вот за такой "демократический" настрой и началась война в Чечне. Сколько людей погибло... Следует помнить, что, кроме права народов на самоопределение, есть еще право на укрепление государственной власти, и этому последнему праву подчинено право на самоопределение. Один из патриотов, И.Иванов, все претендует на признание суверепнных прав республики. Идея разделения государственного суверенитета между Российской Федерацией и ее субъектами, выдвинутая в 90-гг., абсурдна. А государство дало нам возможность -у нас чувашский язык второй государственный в республике. Это уже о многом говорит. Тепер дела за нами. Каждый отдельно взятый человек на своем уровне, отдельная организация, отдельные ведомства должны вести работу по развитию национального языка. Собрания должны вестись на чувашском языке, должны быть надписи и плакаты на национальном языке, название магазинов и учреждений на чувашском. Недавно наблюдала за ситуцией в продовольственном магазине. Пожилая женщина с прашивает у продавца по чувашски, а продавец по чувашски не знает, цены написаны на русском языке, а пожилая женщина не знает русского языка. Пришлось объяснить что и по чем. А почему бы ценники не писать на чувашском языке? И удобно, и наглядно. В педагогике советского периода в качестве способа обучения детей использовали наглядные пособия. На стенах и доске висели таблицы, формулы и правила. Это помогает и облегчает запоминание. Ценник, написанный на чувашском языке тоже служило бы наглядным пособиеи для многих жителей города. В Татарстане это нормальное явление. А у нас даже в школах этого нет. То, что ваши дети знают и говорят на чувашском языке хорошо, но, согласитесь, у многих местных патриотов в семьях по чувашски не говорят, за исключением у некоторых. Помню, в телепередаче участвовал один из патриотов А.Кибеч, где он агитировал за чувашский язык, а в конце передачи выяснилось его дети по чувашски даже не знают. У автора данной статьи дети тоже не знают родного языка отца. О чем мы с вами тогда тут говорим.... Рассуждаем, анализируем о развитии и исчезновении чувашского языка, а сами пишем по русски. У нас даже нет возможности использовать информационные ресурсы на родном чувашском языке. Нет информационной базы. Из многих диаспор пишут, что в интернете не могут писать письма на чувашском языке, нет хороших интернет-сайтов, дающих возможность пользоваться чувашским алфавитом. Надо клавиатуры с чувашским алфавитом издавать. Чавашра чаваш пулма пите йывар, чавашла класаймастпар, сыраймастпар. Нумай чухне вырасларан чавашла кусарса каласатпар. Сакан пек йварлахсене уявран-уява пухусем иртернипе сентереймен. Хамаран улшанмалла. Пухусен шайенче анчах еслемелле мар тесе калашен эпе. Сывлах сунатап, Атилла. Сирен шухашсемпе паллашма тата сутсе явма яланах хатер.
Спасибо Шанчак .Мы поняли друг-друга.Мероприятие на высоком уровне с многочисленным народом ,если конечно люди пришли по зову души -это все-таки показатель. Согласитесь,только сильная личность с искренними идеями и верой может собрать единомышленников. Извините,но сравнения с русским и английским яхыком,вернее с их изчезновением,вовсе не уместны. Вы хотите нас успокоить? Значит согласиться,что через два поколения чувашский язык изчезнет т.к. у него нет государства,отвечающего за его сохранность и защиту. Просто я вижу:многие в душе с зтим согласились. С надеждой смотрят на бедную деревню,а там уже половина малышни общается на русском. Никогда не скрывал своей национальности .Везде стараемся принципиально разговаривать на родном языке,хотя из-за этого натыкаемся на неприятности. Но мы искренне хотим сохранить язык матери и язык предков. У нас совесть перед ними чиста и нам не стыдно. Хотя и живем в городе ,дети носят красивые чувашские имена,зовут нас "атте-анне"и ,естественно,общаемся между собой на родном языке.Главное,дети гордятся историей своих предков-сувар и счастливы,что знают их язык.
Ват Атилла пек сысем енте патриот тесе кашкарса сурессе, теленмелле. Есе -3 пуслах, 10 пуслах кашкарассе. Астан чавашлах аталантар сакан пек патриотсемпе.
Спасибо, Атилла, я знакома с положением дел. Да, во многом я с вами согласна. И не защищаю я организаторов. Не грамматические ошибки меня волнунуют, не то, что организаторы плохо работают. А то, что сидит у нас внутри. То, что мы сами не хотим быть чувашами. В качестве объяснения привела пример из жизни моего сына. Таких примеров сотни и больше. И у члеов ЧНК в семьях говорят по русски, дети носят русские имена, и у Архипова, и у Портнова и у др. И Тургай носит русское имя. Вся Чувашия такая. Это историческая действительность. Еще в 80-х гг., будучи абитуренткой МГУ, я столкнулась с этим. В МГУ поступали со всех концов СССР. После экзаменов абитуренты собирались, все рассказывали о своем крае, народе, пели песни на родном языке. Дошла очередь и до меня. И что вы думаете, каково было удивление у всех, когда узнали, что у меня имя русское, фамилия и отчество тоже. "Родная мать-то тебя как зовет?"-спарашивают. "Так и зовет" - отвечаю. "Нация есть, имени нет, языка нет" -говорят. Не верили. И попросили показать паспорт, чтобы удостовериться. В то время еще графа "национальность" была. С тех пор ничего не изменилось. Все чуваши носят русские имена. Только едининицы. Суть не в имени. А в психологическом понимании и идентификации личности чуваша. Что нужно делать, чтобы дети не говорили: "Не хочу я быть чувашом", чтобы учителя чувашского с отчаянием не призносили: "Айтар-ха кунтан тухар, чавашла каласар ма-ха кунта. Чаваш челхи учителесене сын выранне те хумассе, ачисен астан веренес килччер енте. Сирен ачи маттур, ала анчах таратса ларать, анчах классра чаваш челхи веренме май сук, чаваш ачисенчен вырасем тарахлассе, лешсем вара хайсене вырссем тесе катартассе". Вот о чем речь. Мероприятия на высоком уровне с многочисленным народом -это не показатель патриотизма. Это отчет, пиарство лжепатриотов. Мол, сколько народу собралось... Каждому надо начинать с себя, говорить в семье на чувашском языке, в обществе должна быть культура уважения к языку и к народу. Чтобы дети наши не стеснялись своего происхождения. Одними мероприятиями этого не сделаешь. Пройдитесь по семьям патриотов, членов ЧНК - вы убедитесь, никто не родном языке с детьми не общется. Я уверена, книг на чувашском языке тоже не у всех есть в доме. Им что министерства и ведомства не велят? Чувашский язык вторым государственным стал, говори и развивай. Что мешает? Проблема не в языке, проблема в нас. Нация есть, язык есть. Нет ощущения нужности. Идентифицировать себя чувашами надо научиться. А как? С детства, с пеленок. Идентификация развивается в среде, семье, в общении. Вот тут и должны, на мой взгляд, срабатывать способы и методы развития языка. Нужны научно обоснованные методы, основанные на практике дугих народов, а не эмоции. А если всего этого нет, то картина напоминает борьбу с ветряными мельницами. Сейчас не только чувашский язык на грани исчезновения. В Европе уже тревогу бьют и по анлийскому языку и по многим другим. Великий и могучий русский язык тоже под прицелом. Сывлах сунатап, Атилла. Сурхи хевел пайарксем айенче ыра курса пуранмалла пултар. Чавашла хитре каласама, хамара- хамар юратма хисеплеме веренер.
Шанчак.У Вас,видимо,душа не болит за нацию.Вам грамматические ошибки важнее сути изложенного.Писаниной мы редко занимаемся и только тогда когда доводят до этого.Просто я изложил дословно слова уходящих с грустью НЕМНОГОЧИСЛЕННЫХ представителей чувашской интеллигенции.День рождения патриаха Яковлева и День чувашского языка проводить на таком уровне-это позорно.Азербайджанская диаспора в Шупашкаре у памятника Низами собирает народу больше. Мы что:хуже чем диаспора?! Ведь эти чиновники из Мин.культуры и конгресса получают зарплату. Зря,а может и не зря Вы их защищаете. Как можно помогать бездельникам? Понимаете,настоящих патриотов у чувашского народа много. Не жалея времени ,здоровья и своих денег они много делают для сохранения языка,традиций и культуры чувашского народа. Но такие люди не угодны были бывшему президенту Федорову. Поэтому ни Мин.культуры,ни конгресс не могут собрать вокруг себя настоящих патриотов ,а скорее всего даже боятся этого .Спросите об этом основоположника конгресса Станьяла,народного писателя Юхма Мишши,народного певца Христофорова,народного художника Праски Витти,скульптора Мадурова и многих других уважаемых известных личностей нашего народа. Они Вам скажут еще жестче. Кстати,а кто это "испинали язык, унизили нацию,оторвали от родного языка". Кто вам мешал дать детям как у татар свои имена. Почему у вас "папа-мама". У меня и моих друзей только чувашские имена и у нас дома "атте-анне"в отличие постоянно во всех мероприятиях призывающих к любви и сохранению родного языка. И еще. Мы были в конгрессе и ЧАП с первого дня т.е с 90-х годов. Знаю и общаемся с многими лидерами диаспор. У всех надежда на нового президента Игнатьева. Ему сейчас очень тяжело. Но все мы надеемся,что он найдет время и сделает кадровые изменения в национальной политике.Вот ему мы готовы помочь круглосуточно. Выставлять бесплатных предложений считаю в данное время не корректным и бесполезным.Надо работать.В субботу надо ехать в Казань. Там Костантин Яковлев проводит в автономии мероприятие в честь Яковлева. Как ему не помочь? Или вот в Ульяновске Мустаев постоянно проводит мероприятия,то же обязательно помогаем.Вот у кого надо брать пример нашим чиновникам.