10-11 декабря 2014 года в Чебоксарах успешно прошёл 1-й Форум некоммерческих организаций (НКО), или по-другому - общественных объединений Чувашской Республики. Его организовала Общественная палата ЧР при участии Министерства экономического развития, промышленности и торговли ЧР.
Сам факт проведения подобного съезда - отрадный. Ведь при прежнем руководителе республики, а он правил 16 лет, форум общественных объединений ЧР (их, кажется, только зарегистрированных - около 1500) так и не провели.
Съезд был хорошо организован. Правда, все отмечали, что времени для более полного обсуждения проблем не хватило.
Презентация проектов и практик
С утра в Актовом зале прошла презентация проектов и лучших региональных социальных практик НКО. Среди наиболее интересных, на наш взгляд, НКО был проект-практика молодежной общественной организации «Естественноисторическое общество “Terra inсognita» под управлением Наталии и Александра Березиных.
Другая успешная и полезная практика – Молодёжное объединение волонтёров. О нём интересно рассказала Юлия Егорова. Среди других – Детская полицейская академия при УФСКН по ЧР, объединения по спортивной аэробике, ЧРОО «Общее дело» по обучению компьютерной грамотности, психологический центр «Ради жизни» и др.
Официальное открытие форума
Форум открыл его ведущий – председатель комиссии Общественной палаты ЧР Алексей Судленков. Пожелал успешной работы съезду 1-й заместитель руководителя Администрации Главы ЧР Сергей Артамонов.
О государственной поддержке НКО в ЧР говорила заместитель министра экономического развития, промышленности и торговли ЧР Инна Антонова. Об участии НКО в социальном обслуживании населения – заместитель министра здравоохранения и социального развития ЧР Галина Германова.
Секция № 4. Круглый стол
После перерыва на кофе начались дискуссии в двух секциях. Автор этих строк участвовал в работе секции № 4. Круглый стол «Развитие межнациональных и межконфессиональных отношений. Проблемы распространения религиозных сект и психологических культов». Для обсуждения были предложены вопросы о тенденциях и возможных угрозах стабильности в обществе. Также - проблемы адаптации мигрантов.
Вёл секцию главный научный сотрудник отдела истории БНУ «Чувашский государственный институт гуманитарных наук» (ЧГИГН), доктор исторических наук Иван Бойко.
Заявленное выступление «История развития и современные тенденции развития межнациональных отношений в ЧР» не состоялось.
Доклады и сообщения
Об итогах социологического обследования «Этнокультурное развитие и межнациональные отношения в ЧР» рассказал директор ЧГИГН Юрий Исаев. Выступающий процитировал слова Главы ЧР М.В.Игнатьева на недавнем крупном совещании по линии ПФО в Чебоксарах, что все конфессии в ЧР имеют свои дворцы, чтобы помолиться.
Были оглашены интересные цифры. Оказывается, многие местные жители негативно относятся к мигрантам. И.Бойко сделал обобщение: негативный стереотип имеет место. Хотя имеются положительные примеры, например, когда приезжие с юга участвуют в спасении местных жителей в чрезвычайных ситуациях.
На теме «Православие и деструктивные секты» остановился завотделом по противодействию сектантству Чувашской митрополии протоиерей Сергий Ермолаев.
Подробно рассказывал о борьбе с радикальными течениями, угрожающими традиционному исламу, член Общественной палаты РФ, муфтий ЧР, Москвы и Центрального региона РФ Альберт Крганов.
Обстоятельный доклад «Распространение радикальных течений ислама в среде мигрантов в ПФО: причины, проявления и последствия» сделал эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Раис Сулейманов.
Следующая тема «Христианские церкви в современном обществе». Её раскрыл председатель Совета Содружества христианских Церквей ЧР Владимир Исаев.
- Мы - не православные, мы – протестанты, - пояснил он. Выступающий посетовал, что к их Церкви в Администрации Чебоксар относятся не так хорошо, как хотелось бы…
1-й зампредседателя комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной палаты РФ Максим Григорьев подробно рассказывал об обстоятельствах присоединения Крыма к России в 2014 году. О своих поездках на полуостров и Донбасс. Результатом этого стала его новая книга о данных событиях. При этом оратор, на мой взгляд, во многом, излагал известные официальные пропагандистские однобокие штампы, каждый день звучащие с экранов телевизоров. Причём в речах москвича звучала явная антиукраинская риторика, от которой общество уже давно устало.
В этом же духе выступил и сотрудник Приволжского (Казанского) регионального центра этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов, проводивший видеосъёмку Круглого стола. Он стал перечислять представителей разных национальностей, воевавших в Донбассе летом 2014 года против Украинской армии.
О временном регламенте выступлений
Перед началом форума я спросил у модератора секции о возможности выступления по теме. Иван Иванович не возражал. Мол, Круглый стол для этого и задуман. К сожалению, временной регламент в начале работы не определили. А именитые докладчики время не жалели. По регламенту в 13 часов был запланирован часовой обеденный перерыв. Думалось, что свободная дискуссия начнётся после обеда. Однако, к обеду выяснилось, что после обеда никакой дискуссии уже не будет. В зале будет работать другая секция. Таким образом, для задуманного Круглого стола фактически времени не осталось.
Повод для острой дискуссии
Под самый занавес заседания его участники попытались было что-то высказать наболевшее. Таким образом, мероприятие невольно скомкалось. Я поднял руку для краткого изложения своей темы. Мне в Центральном совете чувашских старейшин был дан совет не отсиживаться молча, а высказать свое мнение. Но меня опередил руководитель фонда поддержки чувашской культуры «Сувар» (не путать с другим, исследовательским фондом «Сувар») Тимер Тяпкин. Он поднял ту же тему, волновавшую и меня. Как и многих представителей чувашской гуманитарной интеллигенции в разных регионах Российской Федерации, в местах компактного проживания наших сородичей.
Этнографическая тема
Речь идёт о традиционных старинных народных верованиях. Чувашские, российские, зарубежные учёные религиоведы называют их по-разному - Народной, Этнической, Фольк-религией. Народы проводят свои традиционные национальные праздники, связанные с временами года. Чуваши, например,: зимние - Сурхури (Нартукан), Саварни, весенние – Нурас (Нарас), Мункун (Манкун), летние – Симек, Уяв, Синсе, осенние – Кер сари, Юпа, Чук. Проводятся соответствующие обряды, руководимые старейшинами – мачаварами. В священных местах на природе, у стел Юпа. К ним возлагаются дары своему Верховному Богу – Сюлти Тура. Это – хлеб, яйца, домашнее безалкогольное пиво. Когда собирается много народу – варится мясной суп Шурпе. Потом совершается совместная трапеза. На зеленом лугу водят хороводы, поют. Девушки и женщины надевают выходные платья с вышивкой и узорным ткачеством, серебряные украшения. Об этом проникновенно писал русский писатель Н.Гарин-Михайловский («В сутолоке провинциальной жизни» и др.) То есть, это часть традиционной национальной культуры, обычаев, составная часть национальной духовности, мировосприятия, менталитета, присущая каждому народу.
Известно, что во времена Российской империи и в Советское время официальные власти и церковь не одобряли национальные традиции, праздники, обычаи и обряды «инородцев», а потом в СССР - «советских колхозников». Святилища, киреметища, священные рощи уничтожались, вырубались. Коренные финно-угорские народы Поволжья – эрьзя, мокша, мари, удмурты уходили в глубь лесов. Труднее было чувашам-земледельцам, ранее вырубавшим свои леса для посевов.
Постановка проблемы
Вот о чём думалось, прежде чем обозначить проблему. Итак, вопрос поднял Т.Тяпкин. Он кратко рассказал о праздничных обрядах чувашей, которые церковью именуются «язычеством». Правда, он упомянул слово «жертвоприношения» в обрядах. Я подключился к разговору с репликой. Мол, недоброжелатели могут обвинить участников национальных праздников в каких-нибудь «кровавых жертвоприношениях». (Мол, вот какие они растакие!) «Жертвы», то есть дары Богу, условны – это хлеб, яйца, пиво. Если варится мясной суп, конечно, приходится приготовить мясо. Как и мусульманам, и христианам.
Я продолжил: Народная религия существуют не только у чувашей, но и у других коренных народов Поволжья. Они совершают моления в своих священных рощах. Но с точки зрения Русской Православной Церкви – это «язычество». И РПЦ с этим борется. (То есть, осуждает.)
Я просто констатировал факт. Вот и всё.
Каково же было моё удивление, когда на днях в Интернете на одном сайте чувашской культуры увидел активную ссылку на статью анонимного «доброжелателя» на сайте одного ООО с дореволюционным (до 1917 года) девизом Российской империи «Православие. Самодержавие. Народность». Там в псевдонаучном стиле пересказан ход Круглого стола с нашей краткой дискуссией по проблеме «язычества». Оказывается, мы с Тяпкиным якобы осуществляли «нападки» на Православную церковь. Уважаемые читатели, это чистый поклёп, если не говорить "пасквиль".
Мы с Тяпкиным просто высказались в защиту национальных верований. Чтобы к нашим обычаям относились толерантно, а лучше бы - с уважением. Мы – люди законопослушные и толерантные. К РПЦ относимся с уважением, понимаем её значение для Российского государства, её историю, мы это учили ещё в школе, а потом в вузах. Среди наших близких родственников также есть православные верующие. При случае и мы участвуем вместе в их православных праздниках – Пасхе, Троице. Эти праздники у нас практически совпадают.
Если нас неправильно поняли, и мы задели религиозные чувства присутствующих священников митрополии РПЦ, мы приносим свои извинения.
Об Украинском кризисе и положении в Донбассе
Далее. Лимит времени уже кончился. И я под занавес позволил ещё одну реплику по поводу раздувания страстей насчёт Украины двумя участниками Круглого стола. Я призвал не нагнетать страсти. Хватит с нас ежедневной телепропаганды. (Ведь сейчас с сентября объявлено перемирие. Дай Бог, чтобы всё закончилось компромиссами и долгожданным миром!) Тут меня стал перебивать В.Иванов из Казани. Кто-то заявил о начавшейся новой Холодной войне. Тут ещё представитель Главы Чеченской Республики горячо воскликнул, что «уже давно идёт война горячая!» На меня стали эмоционально и громко наседать оппоненты. Опять что-то про «пытки украинских карателей», про «героев-ополченцев, в том числе – чувашей» Я тоже взволновался и заявил примерно следующее: Если мы так будем рассуждать, воевать, так и до 3-й мировой войны можем дойти. Вспомним Карибский кризис (1962). Тогда руководители СССР и США смогли договориться. И кризис разрешился мирно. А сейчас, не дай Бог, может закончиться хуже, чем при Карибском кризисе. Давайте учитывать обе точки зрения. В том числе и позицию Украинского государства. И позицию мирового сообщества.
Защищаясь от эмоциональных и шумливых оппонентов, я, к сожалению, поддался эмоциям. Меня тоже вынудили повысить голос. И я громко заявил: «Остудите страсти!» К счастью, на этом бурный обмен мнений закончился. Я сказал: «Спасибо».
… Теперь в публикации аноним из моих слов сделал пугало.
Итоговое пленарное заседание
После обеда работали другие секции. На заключительное пленарное заседание приехал Глава ЧР Михаил Игнатьев.
На форуме также присутствовал министр культуры, по делам национальностей и архивного дела ЧР Вадим Ефимов.
Подвели итоги форума. Руководители секций доложили об итогах работы. И.Бойко сообщил, что в работе Круглого стола участвовали более 60 человек. Дискуссия показала, что есть проблема координации ветвей власти и Гражданского общества. Говорил о реализации государственной национальной политики. В обществе есть отрицательное восприятие мигрантов и отрицательные стереотипы. Мы мало говорим об их позитивном вкладе в экономику. Нужно укреплять общегражданскую идентичность. Есть проблема ответственности за принятие решений. Нужна электронная площадка для фиксации мнений.
А.Судленков поблагодарил М.Игнатьева за содействие в организации и проведении форума. Благодарил также участников форума за проделанную работу.
«Навешивание собак» в последующей анонимке
Аноним пишет про каких-то агрессивных «язычников», которые вели себя вызывающе потом. Я об этом ничего не знаю. Затем, автор за уши притягивает ещё одно событие, случившееся до форума. И связывает это опять с «язычниками». Мол, скорее всего, это они нанесли сине-жёлтую краску (цвет украинского флага) на памятник В.Ленину у бывшего ЧХБК.
Тиражирование провокации
Об этом факте я узнал позже из бесплатного рекламного таблоида, разносимого рекламной фирмой по почтовым ящикам. Итак, в номере от 13 декабря 2014 года тиражом 142 тысячи экземпляров (то есть, для всех взрослых жителей Чебоксар) там напечатано, что якобы «ответственность за инцидент с памятником … 8 декабря взяли на себя «чувашские национал-социалисты». Об этом они сообщили в своём видеообращении». Настораживает, что автор из рекламного издания тиражирует провокационное, не соответствующее действительности утверждение.
Где доказательства вышеназванного утверждения?
В понедельник 15 декабря 2014 года я позвонил по телефону в редакцию автору публикации.
- Я знаю, например, Чувашский национальный конгресс и другие организации, а вот о «чувашских национал-социалистах» узнал из вашей публикации. Откуда у вас такие сведения?
- Есть видеозапись.
- Где?
- В социальной сети.
- Просьба назвать сайт.
Автор назвал. Я нашёл этот краткий видеосюжёт. Там какой-то молодой мужчина с маской на лице изменённым голосом на русском языке несёт какую-то чушь с угрозами. Это явно провокационная акция. Я просмотрел контент этого сайта с осени 2012 года по настоящее время. Никакого «чувашского национал-социализма» там не видно. Зато есть один организатор двух так называемых «Русских маршей» в Чебоксарах 4 ноября 2012 и 2013 годов в новый государственный праздник «День народного единства». Эти акции были разрешены властями и проходили под присмотром полиции. В прошлом году группа молодёжи прошла по улицам с большим плакатом и текстом «Национал-социализм – это порядок!». (Однако, из истории известно, что Национал-социалистическая немецкая рабочая партия привела к власти А.Гитлера в Германии. Чем это закончилось тоже известно.) После марша в Чебоксарах в ноябре 2013 года журналисты на пресс-конференции спрашивали министра МВД по ЧР С.Семёнова: «Почему разрешили марш с таким лозунгом?» Министр отвечал, что организаторы марша заявили, что национал-социалисты выступают за здоровый образ жизни, борются с пьянством, наркоманией и педофилией. Мол, закон они не нарушают.
Между тем, на этом же сайте как положительный пример указан преступник по кличке «Тесак» по фамилии Марцинкевич. Он осуждён в Москве за конкретные преступления. Эти люди – так называемые скинхеды. Они порой избивают людей «неправильных» цвета кожи и разрезов глаз. С этим злом, наконец, государство стало бороться. Как видим, скинхеды есть и в Чебоксарах. Они совершают коллективные пробежки, занимаются единоборствами. Но на сайте призывают изучить правила для получения травматического оружия. Там же описано устройство лежбищ в лесах, разжигание незаметных костров, приготовление пищи из желудей. Они размещают призывы и угрозы «из чувашских лесов». В сюжетах использована эмблема с элементами государственного герба ЧР(?!) Есть аудиосюжет с угрозами в адрес «трусливого следака». И проч. Организатор этого сайта известен. Там есть и его фото. Про него есть журналистские публикации в Интернете.
Комментарий священника
Под рассмотренной анонимной статьей появился видеокомментарий священника, участника Круглого стола. Он критикует анонима за извращенное толкование его позиции на Круглом столе. Аноним критиковал священника за якобы мягкотелую позицию в дискуссии с «язычниками». Священник также критикует «язычников» за якобы неграмотность, незнание истории и проч. В ходе рассуждений автор заявляет, что «язычники» стали вести себя «нагло», стали «наезжать» на РПЦ. Пусть мол «тусуются в ЧНК».
Устные комментарии
Вчера вечером я обсудил опубликованные материалы по теме с учёным-специалистом, изучавшим этнополитические процессы в Чувашии. И имеющим соответствующие научные публикации. Он о форуме знает, но без подробностей. Публикаций не видел, и не знает. Сказал, что уже не в том возрасте, чтобы этим заниматься. Да и здоровье, нервы приходится беречь. Как это ещё вы, молодые, с этим возитесь? Меня выслушал не без интереса. Сказал, что мои оппоненты не из тех, кто могут признавать законность двух разных точек зрения.
- Меня упекут? – полушутя спросил я его.
- Ну, нет, - ответил коллега.
Больше не звонить
После этого мы обменялись мнением ещё с одним человеком, узнавшим про резонанс моего выступления на форуме. Человек считает, что это мне сильно повредит.
- Просьба мне не звонить, - сказал человек. Мне не нужны неприятности.
Грустные размышления кандидата в «экстремисты»
Мне стало не по себе. Невесело. Неужели мои дела так плохи? Теперь мой телефон будет прослушиваться? Будет наружное наблюдение? Меня занесли в «черный список»? Или уже в имеющееся досье положили очередную «справку»? Будут привлекать? Кто я теперь? Одним из лидеров «чувашских язычников» я уже стал. Теперь ещё «Национал-предатель»? «Пятая колонна»? Или как в 1937-м сразу «Враг народа»? Ждать повестки? «Чёрного воронка»?
О статьях из Конституции России
Я специально взял на форум тексты Конституции РФ и ЧР. Чтобы в дискуссии цитировать их. Но не получилось, к сожалению. С некоторым запозданием всё же напомню некоторые статьи из Конституции России.
Статья 13. 1. В РФ признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещается… разжигание … расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 14. 1. РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 19. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… расы, национальности, языка…, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам… расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие … расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда … расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Владимир ДОЛГОВ (Тимер АКТАШ)
Чебоксары
24 декабря
На снимках: На 1-м Форуме Некоммерческих организаций Чувашской Республики