Чебоксары — столица Чувашии, скромно называющая себя «Жемчужиной Поволжья». И это самоназвание нисколько не обманывает. Многие думают, что в Чувашии до сих пор мажут волосы медвежьим жиром и по выходным наряжаются в собачьи шкуры, а потом дуют в дудки и пляшут до изнеможения. Нет, это совсем не так. Чебоксары — современный город, застывший в янтаре провинциальных 80-х. Точнее даже в своём собственном времени и пространстве с какими-то параллельными людьми. Если бы Балабанов снимал светлый фильм про что-то доброе, то наверное выбрал бы его.
Добраться до этого благословенного края можно как минимум тремя способами. Начнем с того, что прямых поездов сообщением Самара-Чебоксары нет. Можно поставить самый сомнительный рекорд в своей жизни, устроив поездку с пересадками. Если верить сервису Яндекс. Расписания, добираться до Чебоксар таким образом более суток. Много ли это? Вообще-то да, поскольку ехать всего 500 километров. Если деньги жгут карман, то можно добраться на самолете, но через Москву. Или добраться до Казани любым известным способом, а от нее до Чебоксар меньше двух сотен километров. Также не стоит забывать про самый плебейский вид транспорта – рейсовый автобус, который ежедневно курсирует от центрального автовокзала.
Но в итоге лучшим способом остается а-а-авотомобиль. Тут многое зависит от машины, навыков вождения и дороги. Ехать можно через Казань или по ульяновскому направлению. У нас путь занял 9 часов. Параллельно в столицу Татарии ехал мой коллега и на этот путь у него ушло 4,5 часа. На ульяновской трассе много заправок, в целом, неплохая дорога, а в Чувашии так вообще праздник, но гнать все равно не стоит.
В городе поражает чистота. Центр укрыт деревьями, лавочками, деревьями, деревьями и чистотой. Урн очень мало, и при этом встретить окурок на газоне сложно. Еще сложнее найти на стенах объявление о покупке волос или поиске помощника руководителя, теги или вообще граффити. Даже рядом с заводом стены домов чистые, а в подземном переходе есть специальная доска объявлений с плотным слоем бумаг. Самарца, привыкшего к пыли, грязи и рекламе, это поражает. Кроме того, в Чебоксарах не так много билбордов и растяжек, как ожидаешь от небольшой, но все-таки столицы. После Самары все это выглядит фантастикой.
Чуваши очень-очень бережно хранят свою историю. Это заметно, например, в том, что традиционный чувашский узор встречается повсеместно в оформлении заборов, магазинов, талончиков, газет, киосков. Можно долго спорить о том, что транснациональная культура все под себя подожмет и уничтожит, но Мировое дерево чувашей переживет и это, потому что оно произрастает даже через чугунный шипастый бортик на заборе, поверх которого протянута колючая проволока.
Еще они бережно хранят любую память о любом своем выдающимся деятеле, ставшим известным в Чувашии и, тем более, за ее пределами. Впервые в жизни горельеф я увидел именно там, на хрущевке в районе, далеком от центра. Кто это был, различить из окна машины было сложно. Центр же полнится мемориальными табличками и бюстами совершенно незнакомых людей, что вызывает в голове резонный вопрос: «А в Самаре есть хоть кто-нибудь столь же известный?» Отдельно стоит упомянуть такого важного человека, как Андриян Николаев. Это, если что, третий человек в космосе и муж Валентины Терешковой, чувашский Гагарин. В его честь названа улица, школа, парк, стоят памятники. Как и остальные памятники в городе — чистые.
Другой символ города «Мать-Покровительница», огромная статуя на огромном постаменте, раскрывшая свои руки для объятий. На постаменте на двух языках написано: «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви». К ней ведет пешеходный мост через реку, подсвечиваемый в ночи и потому, на фоне темной летней ночи и черной воды, создается ощущение, будто ты к ней летишь среди огоньков чужих душ.
Но хватит лирики.
Пиво в городе плохое, невкусное, вялое. Называется «Букет Чувашии». Гораздо приятней купить местный лимонад на солоде (солодовый напиток, если быть точным до конца) со вкусом ромашки и мяты и утолять жажду им. По сути, чем-то напоминает квас с легкой ноткой дубильных веществ и ржаного хлеба. И раз уж заговорили про простые человеческие потребности. В центре есть, где поесть, например Макдональдс с видом на набережную, но лучше спуститься вниз, пройти еще пару минут и оказаться в странном кафе с роскошной солянкой по 50 рублей и другими интересными ценами. При этом в кафешке имеется вай-фай.
Разлет цен на центральной улице поражает. Описанное выше заведение опустошит кошелек каждого на 200 рублей, а пафосное место в двух минутах ходьбы выше — уже на 2000. Если есть тяга к национальной кухне, то можно про нее спокойно забыть. Место, где кормят чувашской едой одно, и на момент поездки оно было на ремонте. Зато неподалеку есть ресторан венгерской кухни. Дело вкуса, конечно. Точек с шаурмой или чебуреками, равно как и табачных ларьков, в городе не обнаружено. Зато можно найти аппарат, который круглосуточно торгует молоком.
Что стоит посмотреть? Во-первых, сам город, где немного людей, и в архитектуре которого мало храмов и жилья. Во-вторых, музей Чапаева. Но это на любителя. С другой стороны, мы ничего не знаем о Чапаеве, а тут такая возможность. А вот отчего устоять точно невозможно, так это от музея тракторов. Стоит он крайне недорого, даже с оплатой фотоаппарата, на двоих выходит 130 рублей. Поднимаешься и оказываешься в стандартной музейной экспозиции, с той только разницей, что можно поднять кузнечный молот, покрутить ручки станка. Музей словно создан для фотографий. Первая его скучная половина состоит из витрин, витрин и моделей тракторов.
Самая мякотка во втором зале, с настоящими вымытыми и открашенными машинами, в которые можно залезть, подергать рычаги и погудеть, изображая из себя пахаря с плаката. Подобное отношение к музейным экспонатам удивляет, но разве музей должен быть скучным? Для самых маленьких посетителей есть отдельная песочница с радиомоделями тракторов, кранов и самосвалов. Понятное дело, что это вызовет массу радости у любого.
Если тракторов мало, можно посмотреть монастыри, церкви, краеведческий музей, стандартный набор любого туриста.
Чебоксары — это город, в котором не хочется шуметь или носить наушники. Этот город создан для гуляний, прогулок, променадов и попыток прочитать странные чувашские символы, которые порой очень похожи на наши буквы. Город остается в памяти и ощущениях Китежем, но никак не городом с тремя памятниками Ленину.