В последние годы Кремль активно продвигает планы изменения территориального деления и государственного устройства России, укрупнения регионов, ликвидации республик. По мнению татарского публициста, уроженца Чувашии Наиля Гильманова, национальная и региональная политика российского руководства противоречит мировому опыту и современным тенденциям, не отвечает интересам страны и ее граждан.
Идеи укрупнения регионов, ликвидации национальных республик, перехода к чисто территориальному принципу административного деления неоднократно поднимались властью за последние месяцы - на пресс-конференции Владимира Путина 20 декабря, в недавних заявлениях Валентины Матвиенко, в принятой Стратегии национальной политики РФ; к этому открыто призывают Михаил Прохоров и ряд других близких к Кремлю политиков. Такие планы обосновывают экономическими интересами и укреплением единства страны. Нередко их сторонники в качестве образца приводят Российскую империю начала ХХ века.
Проект "губернизации" поддерживают разные политические силы, при этом каждая из них преследует свои цели. Кремль и партия власти пытаются сохранить и упрочить контроль над политической системой и экономикой страны; русские националистические движения добиваются превращения РФ в "национальное" государство; часть оппозиции рассчитывает, что ликвидация республик, являющихся оплотом партии власти, ускорит смену политического курса. Мало какие политические силы противостоят этим пагубным для России планам. Причина проста - большая часть политического актива страны сосредоточена в Москве и Петербурге; столичные жители считают, что "губернизация" не затрагивает их интересы.
Основными стратегическими целями национальной и региональной политики Кремля являются: в области государственного устройства - переход к чисто территориальному принципу административного деления страны, укрупнение регионов и закрепление фактически унитарной модели государства; в области национальной политики - ускорение ассимиляции коренных нерусских народов и формирование единой российской нации; в области идеологии - "привитие" россиянам вульгарно понятого патриотизма (официальной идеологии, основанной на крайне узком взгляде на историю и современность); усиление роли религии (в основном православной) в обществе.
Попытаемся ответить на вопрос, насколько основные направления региональной и национальной политики Кремля и устремления части политической элиты страны соответствуют мировому опыту в этой области и реальным интересам России и ее граждан.
Модель государственного устройства
В мире сосуществуют две основные модели государственного устройства - унитарное государство и федерация. Унитарных государств намного больше, но в сумме они занимают меньше половины площади всех стран.
Большинство крупнейших государств мира имеют федеративное устройство.
В их числе - США, Канада, Бразилия, Австралия, Индия, Пакистан, Мексика, Аргентина, Нигерия, ФРГ. Из восьми крупнейших по площади стран семь, включая РФ, имеют федеративное устройство, и они в сумме занимают 45% площади всех государств мира. Федерациями являются также некоторые небольшие, развитые и стабильные государства, например, Швейцария, Австрия и Бельгия.
Федеративное устройство означает, что части, составляющие федерацию (субъекты), обладают определенной политической самостоятельностью и статусом государственных образований. Являясь государствами в составе федерации, они имеют свои законодательные, исполнительные, судебные органы власти, принимают свои законы, могут иметь свою конституцию и даже гражданство, но, как правило, не могут выйти из состава федерации и передают важнейшие государственные функции - оборону, внешние сношения, денежную систему - федеральной власти.
Из крупнейших стран мира только Китай (КНР) считается унитарным государством.
Но в Китае сохраняется национально-территориальное деление советского типа с многоступенчатой системой национальных автономий. Регионы КНР политически жестко подчинены центру, при этом они имеют значительную экономическую самостоятельность. Кроме того, в Китае есть административные районы с особым статусом - Гонконг и Макао, имеющие полную самостоятельность во внутренних делах, в том числе обладающие собственной валютой. Поэтому можно считать, что и в Китае действует федерализм с особой спецификой.
В ряде унитарных государств Западной Европы (Испания, Великобритания, Италия, Финляндия) исторические и национальные регионы имеют статус автономных. Самые известные из них - Страна басков и Каталония в Испании, Уэльс и Шотландия - в Великобритании. В странах СНГ также есть ряд национальных республик, например, Каракалпакстан в Узбекистане и Гагаузия - в Молдове.
Таким образом, даже в унитарных государствах в отношении части регионов могут действовать принципы федерализма. А в крупных государствах политическое и экономическое самоуправление - необходимое условие эффективности управления, успешного развития регионов.
Принципы территориального деления
По какому принципу построены федерации? По национальному, географическому, экономическому или иному?
Возьмем США: там есть группа маленьких по площади и населению исторических штатов Атлантического побережья - Род-Айленд, Нью-Гемпшир, Вермонт и так далее. С другой стороны, есть группа больших и сравнительно молодых штатов в центре и на западе страны, разделенных по географическим линиям - долготам, широтам (о подобном территориальном делении мечтают некоторые российские политики).
За всю историю США штаты никогда не объединялись по экономическим, политическим или иным соображениям. Границы штатов формировались в ходе становления страны, после вхождения в состав США они никогда не пересматривались. Площадь самого маленького по территории штата Род-Айленд - 4002 квадратных километра, это примерно в 430 раз меньше площади штата Аляска.
Такие же сравнительно небольшие по площади или по населению регионы есть почти в каждой давно сложившейся федерации - ФРГ, Канаде, Индии, Бразилии. Так, в Индии население штата Уттар-Прадеш - 200 миллионов человек, а штата Сикким - 0,6 миллиона человек.
В Германии большинство субъектов федерации (земель) сформировалось на основе государств, существовавших до объединения страны в XIX веке. С давних времен сохранились такие официальные наименования, как Свободное государство Бавария, Вольный ганзейский город Бремен (он приравнен по своему статусу к земле) и так далее. Эти земли Германии существуют сотни лет, они входили в разные союзы и конфедерации и невредимыми пережили неоднократное изменение государственного устройства.
Рассматривая территориальное деление подавляющего большинства федеративных и многих развитых унитарных государств, можно сделать вывод: в них действует принцип уважения и неприкосновенности исторически сложившихся регионов.
Никто не пытается исходя из экономических, политических и иных соображений перестроить внутренние регионы, которые складывались веками по географическим, этническим, религиозным признакам. Существующие регионы в этих странах никогда не объединялись, не укрупнялись. Наоборот, новые регионы возникали лишь за счет разделения существующих. В этом - уважение национальных чувств, регионального, местного патриотизма граждан.
Без национального, регионального, местного патриотизма не может быть и общегосударственного. И это важнейший политический и экономический ресурс государства.
Хотя в истории России состав, границы регионов многократно изменялись, любая область, существующая несколько десятилетий, - уже исторически сложившийся регион со своими социальными, экономическими связями, самосознанием. И изменение этой сложившейся системы принесет огромный моральный и экономический урон людям.
Для российской власти субъекты федерации и граждане живущие там - это просто территории и население, которым пытаются управлять, не обращая внимание на его интересы и мнения. Яркие примеры таких решений - "укрупнение" часовых поясов, отмена перехода на зимнее время, которые доставляют неудобства десяткам миллионов россиян. Были еще более утопические идеи, например, проект деления страны на основе агломераций, по которому предлагалось развивать территории только вокруг 20 крупнейших городов, а другие земли фактически забросить. Подобные проекты обосновывались экономической выгодой, а фактически разрабатывались в интересах узкой группы федеральных чиновников.
Нужно ли укрупнение регионов? Средняя площадь субъекта РФ - 206 тысяч квадратных километров - примерно равна площади Беларуси. Среднестатистическая площадь в составе Центрального федерального округа имеет площадь 36 тысяч квадратных километров, она больше Бельгии и Албании и лишь немногим меньше Нидерландов и Швейцарии. 83 региона - много ли это для России? Континентальная часть Франции, которая по площади гораздо меньше Иркутской области, состоит из 96 департаментов (это основная административно-территориальная единица), объединенных в 22 региона. Япония при площади 377 тысяч квадратных километров (меньше Архангельской области) делится на 47 префектур.
Сейчас в РФ, даже в самых маленьких регионах Центра и Поволжья, расстояние от центра до дальних районов составляет 150-200 километров (порядок цифр такой же, как и в Баварии - крупнейшей земле Германии). К этому следует добавить плохое состояние региональной инфраструктуры, особенно дорожной сети, и неразвитость местного самоуправления в России. В Архангельской области расстояние от центра до окраин достигает 550-600 километров, а в случае объединения с Ненецким АО, которое замышляют в Кремле, оно будет достигать 1200 километров. Кто верит, что подобное объединение принесет экономические или иные выгоды регионам?
Строя грандиозные планы преобразования России, власть игнорирует мировую практику и здравый смысл, ее инициативы противоречат самой Конституции РФ. Очевидно, что
укрупнение регионов - это чисто политическое решение, направленное на усиление контроля над регионами из центра и на ликвидацию национальных республик, что приведет к дальнейшему снижению эффективности управления.
Это решение может быть на руку только власти, а не ее гражданам и стране в целом.
Национально-территориальный принцип построения государства
В России активно внедряют мысль, что национально-территориальная модель федерации устарела и практически во всем мире используется чисто территориальный принцип административного деления. Так ли это?
Чисто территориальный принцип деления федерации должен обеспечивать политическое и экономическое самоуправление регионов. При национально-территориальном делении федерации основная задача национальной автономии, помимо самоуправления региона, - создание условий для сохранения коренного народа, его языка и культуры на территории его проживания.
Россия - это такой же огромный субконтинент, как и вся остальная Европа. В Европе большинство национальных регионов уже являются независимыми государствами. В Испании, Великобритании, Бельгии, Германии, Швейцарии существуют национальные (этнические) территории, сложившиеся еще в средние века. Самые известные из них - Каталония, Страна басков, Шотландия, Уэльс. Это регионы, имеющие политическую автономию, населенные народами с сильным национальным самосознанием.
Даже в небольших унитарных мононациональных государствах есть национальные территории, имеющие особый статус. Это, например, Аландские острова в Финляндии, где более 90% населения - шведы. Там имеется местное гражданство, местный парламент, единственный официальный (шведский) язык.
Если рассматривать Новый свет (Америку и Австралию), то единые государствообразующие нации этих стран изначально складывались из представителей разных народов - европейских колонистов, рабов из Африки, иммигрантов из Азии и так далее. Коренное население большинства крупнейших стран Нового света (США, Канада, Австралия, Бразилия, Аргентина) в XVIII-XIX веках беспощадно уничтожалось и сильно потеряло в численности. Поэтому там преобладает чисто территориальное административное деление.
Но и в Новом свете есть много национальных регионов и территорий. Возьмем для примера наиболее близкую к России по площади и природе Канаду. В провинции Квебек основное население - франкоканадцы, официальный язык - французский. Основным населением двух территорий (Нунавут и Северо-Западная территория) являются эскимосы. Таким образом, фактически Канада разделена по национально-языковому признаку. Несмотря на длящиеся десятилетиями разговоры о угрозе распада, несмотря на два референдума о независимости Квебека, Канада цела и успешно развивается.
Во многих странах Северной и Южной Америки имеются автономные территории, выделенные для проживания коренных народов и имеющие различный статус. В США сохраняются индейские резервации, которые с советских времен у нас принято считать символом бесправия и унижения коренных американцев. Но на практике индейские резервации имеют те же права, которыми обладают штаты США, и подчиняются напрямую федеральным властям. Племена, проживающие в резервациях, имеют право на формирование своего правительства, на выработку и исполнение законов, на установление налогов, на присвоение гражданства племени, на лицензирование и регулирование практически всех видов деятельности. В США, где индейцы составляют 1,6% населения, имеется около 300 резерваций. Площадь некоторых из них больше площади самых маленьких штатов.
В Бразилии с 1988 года идет процесс возврата земель индейским племенам, составляющим менее 0,5% населения страны. В настоящее время им передано 13% площади страны. Автономные территориальные образования для индейцев созданы в Никарагуа (46% площади страны), Панаме (22% площади страны).
Коротко о странах Азии. Штаты Индии созданы по национально-языковому признаку. Названия 13 из 28 индийских штатов даны по названию доминирующего в них народа. В разных штатах Индии всего используется 23 официальных языка. Провинции и территории Пакистана также созданы в основном по национальному признаку.
В Китае 45 из 55 официально признанных национальных меньшинств, составляющих 7% населения, имеют свои автономии. Китай имеет многоступенчатую систему национальных автономий - автономный район (пять АР на правах провинции), автономный округ (АО) в составе провинций и автономных районов (всего 30 АО), автономный уезд (всего120 АУ), национальные волости. Национальные автономии составляют около половины территории КНР.
В большинстве многонациональных стран мира в том или ином виде есть национальные территории, элементы национально-территориального устройства.
Стремление унифицировать регионы РФ, дать им одинаковый статус, название (например, край), одинаковые названия органам власти (дума) также не соответствует мировой практике.
В большинстве федераций и даже во многих унитарных государствах есть территории, имеющие различное наименование. В Канаде сосуществуют провинции и территории; в Индии - штаты и союзные территории; в Китае - провинции, автономные районы, муниципалитеты, специальные административные районы и так далее.
Во многих государствах взаимоотношения центрального правительства и отдельных автономии или региона регулируются на основе отдельных договоров или законов. Например, в Испании с 1979 года действуют "Статут об автономии Страны басков" и "Статут об автономии Каталонии". В Малайзии в различных штатах даже действует различная форма правления - в одних правят наследственные монархи, в других назначаемые губернаторы.
Мнение, что федерация, созданная по национальному принципу, неустойчива - неверно.
Если основные этнические проблемы - языковые, образовательные, культурные - в стране решены, даже при наличии сильного национального самосознания и механизма выхода региона из состава федерации (как в Квебеке, Шотландии) этот вопрос демократическим путем как правило решается в пользу сохранения федеративных отношений.
Наоборот, попытки отменить или ограничить автономию национальных регионов чаще всего приводили к военным конфликтам и развалу страны.
Свежие и яркие тому примеры - Косово, Абхазия, Южная Осетия, Карабах.
Стремление вернуться к модели территориального деления Российской империи - это попытка возврата к имперской, колониальной системе, которая существовала в мире до середины ХХ века.
Национальная политика и проблемы федерализма в России
Нередко высказывается суждение о том, что в России, где проживает более 190 народов, национальные республики и округа не могут представлять интересы большинства из них. Так ли это?
Согласно результатам переписи населения 2010 года, в нашей стране учтено 195 народов и этнических групп. Но 76 из них не являются коренными народами РФ, 43 - это этнические группы, включаемые в состав более крупных народов, более 25 - малочисленные народы Севера и Сибири.
Народы, имеющие свои национальные республики и округа в составе РФ, составляют более 99% общей численности коренных нерусских народов России (20 миллионов человек). Система национальных автономий, созданная в СССР, охватывала большинство коренных народов, хотя границы республик РФ и не соответствуют территории их расселения.
Назначение национальной автономии - сохранение и развитие коренных народов, их языков и культур. Эти цели гарантируются Конституцией РФ. Насколько они выполняются?
Основной механизм сохранения, развития языка и культуры любого народа - система национального образования. В РФ последние 5 лет ведется политика вытеснения национальных языков из сферы образования. Главные шаги в этом направлении - отмена национального и регионального компонента в образовании, закрытие значительной части национальных школ, понижение их статуса, запрет сдачи ЕГЭ на родном (нерусском) языке. Национальные языки в качестве языка обучения практически не используются в ВУЗах, профессиональном образовании. А для полноценного развития языка нужно, чтобы он не только изучался в школе как предмет, но чтобы на нем преподавалась хотя бы часть других предметов.
Много говорилось за последний год о притеснении русского языка в некоторых республиках, в первую очередь, в Татарстане. Рассмотрим факты. Например, количество школ с частичным преподаванием на татарском языке в России за последнее десятилетие уменьшилось примерно в два раза (официальная статистика по национальным школам после 2004 года не публикуется). В Татарстане в них учится лишь около 16% школьников или около 30% школьников-татар, подавляющее большинство из них - в сельских школах. И даже там в старших классах ученики вынуждены переходить на русский язык обучения для сдачи ЕГЭ.
Крайне низка доля печати и СМИ на языках народов РФ. Так, в 2010 году в России на русском языке печаталось 99,4% книг, 99,8% журналов, 98,3 % газет (цифры приводятся по объему тиража).
Государственная языковая, образовательная политика в РФ направлена на ассимиляцию коренных нерусских народов. Утверждать, что национальные республики ущемляют интересы русских, тем более говорить о дискриминации русского языка в них - несерьезно.
Эти факты показывают, что
государственность республик крайне ограничена, она никак не угрожает единству РФ. В данных условиях стремление лишить коренные народы РФ даже такой формальной государственности равнозначно попытке лишить народы права на существование.
Примечательно, что и большинство русских не чувствуют себя хозяевами в России. Они не могут влиять на власть, не могут что-то реально изменить в своей жизни. Большая часть решений, касающихся их жизни, принимается за сотни и тысячи километров от них, в Москве, а живущие там же или за границей хозяева предприятий, расположенных в регионах, часто ведут себя как колонизаторы. Власти удобно перенаправить недовольство таким положением вещей на межнациональные отношения, на республики и их руководство.
Акцентируя внимание на отдельных проблемах, негативных событиях в наиболее благополучных и стабильных республиках, смешивая их в одну кучу с проблемами Северного Кавказа и с проблемой мигрантов, власть пытается отвлечь народ от реальных проблем и таким образом добивается своих политических целей.
На кого ориентируется российская элита?
Во многом образцом для подражания в области государственного устройства, политической системы, национальной и региональной политики для нашей правящей элиты является Франция. Это унитарное государство с сильной президентской властью, с единой гражданской нацией, единственным официальным языком.
Но надо обратить внимание на следующее. Первое: по площади Франция примерно в 26 раз меньше России. По масштабу территории, количеству населения, национальному составу, числу регионов Францию скорее можно сравнивать с Центральным округом России (ЦФО). При этом исторически Франция была объединена еще в составе Римской империи и существует как государство с V века. Второе: у Франции довольно гибкая система взаимоотношений с бывшими колониями - "заморскими территориями". Они имеют различный статус - заморский департамент, заморское сообщество, заморское территории с особым статусом. Также они обладают своей политической системой. Особый статус имеет и Корсика. Благодаря этой гибкости Франция сохраняет контроль над небольшими стратегическими территориями в Южной Америке, Индийском и Тихом океане. То есть модель унитарного государства действует лишь в континентальной Франции.
Коснемся вопроса "единой гражданской нации". Для коренных французов это понятие существует уже более двух веков. Во Франции поддерживается только французский язык. Но даже в пределах континентальной Франции отдельные национальности сохраняются и продолжают борьбу за свои права, автономию и даже независимость. Это, например, бретонцы и эльзасцы.
Граждане Франции вне зависимости от своей этнической принадлежности считаются французами. Но стали ли они по-настоящему едины? Социальная адаптация выходцев из арабских и африканских стран привела к усилению роли ислама во французском обществе. Религия становится определяющим фактором духовного мира и самосознания человека. Разделение французов по религиозному признаку со временем будет только усиливаться. Россия также пытается идти этим путем.
Стремление власти навязать понятие "российская нация" вызывает протест, отторжение у народов России.
При этом между большинством народов РФ различий - культурных, расовых, социальных - меньше, чем между общностями так называемых "французов" или "американцев". Попытки объединить народы РФ в "российскую нацию" на основе зарубежных штампов и примитивного патриотизма приведут к противоположному результату.
Заблуждаются те, кто считает благом создание единой нации путем ассимиляции.
Этничность (знание своего родного языка, культуры, традиций) - это глубокая привязанность, любовь к родной земле, истинный патриотизм. Это сохранение сложившихся веками связей между народами, межрегиональных связей частей одного народа, традиционных форм религии. Так, например, нельзя сохранить "традиционный ислам" без сохранения языка, культуры и традиций народов, его исповедующих.
Одним из последствий ассимиляции будет усиление роли религии в обществе и глубокое разделение населения России по конфессиональному признаку.
Еще одним образцом для нашей правящей элиты является Китай, с его жесткой централизованной моделью управления. Но китайские власти, в отличие от наших, не трогают сложившееся сложное территориальное деление, демонстрируют гибкость в отношении ряда регионов. В Китае столица не является крупнейшим экономическим центром, нет такой концентрации власти и финансов в центре, как в России.
Кому мешают федерализм и национальные республики?
Партия власти считает своей заслугой сохранение единства России в начале 2000-х годов. А была ли угроза распада страны, за исключением выхода Чечни из состава РФ?
Ни тогда, ни сейчас не было и нет реальных юридических, социальных или иных предпосылок распада РФ. Сторонников полной независимости республик немного, при этом нет механизма выхода регионов из состава РФ. Учитывая пестрый национальный состав республик Поволжья, Урала, Сибири, отделение путем референдума, если бы была такая возможность, на практике было бы неосуществимо. Большинство тех, кого власти считают сепаратистами, добиваются лишь подлинного федерализма и соблюдения своих конституционных прав. Но в условиях жесткой централизации, неэффективности и произвола власти растет число сторонников самоопределения не только республик, но и некоторых других регионов. Это результат национальной и региональной политики Кремля, а не враждебной деятельности извне.
В начале 2000-х под лозунгами сохранения и укрепления России команда Владимира Путина решала иные задачи: шло построение вертикали власти, установление контроля над региональными руководителями, возвращение под государственный контроль важнейших отраслей экономики и крупнейших компаний России.
Добившись контроля над политической системой страны, важнейшими отраслями экономики, СМИ, власть желает сохранить его, управлять всем из Москвы, опираясь на огромную армию чиновников, руководство крупных государственных компаний и приближенную к власти часть бизнес-элиты.
Правящей элите мешает федерализм, ей не нужна самостоятельность регионов. Подчинив полностью региональное руководство центру, отняв большинство привилегий республик и местных элит, приближенным к власти бизнес-структурам удалось взять под свой контроль наиболее прибыльные предприятия почти всех регионов.
Однако сверхконцентрация власти и государственный контроль над экономикой приводят к снижению эффективности системы управления, усиливает коррупцию. Эта истина доказана историей развития десятков стран мира. Тем более это актуально для такой огромной страны, как Россия. В Кремле также это понимают, декларируя намерение провести децентрализацию структуры управления и при этом под разными предлогами откладывая подобные планы на будущее, ограничиваясь передачей регионам несущественных функций. Реальная самостоятельность регионов потребует перераспределения налогов в их пользу и поставит под угрозу финансовое благополучие правящей элиты. Перемещение центра принятия решений по экономическим вопросам в регионы значительно усложнит жизнь олигархам и чиновникам.
А пока вместо децентрализации и развития федерализма Кремль, наоборот, пытается еще более укрепить свою власть путем укрупнения, унификации регионов. Цель власти - отвлечь внимание, оттянуть время, выйти из ситуации с минимальными потерями для себя. Замысел достаточно прост - ликвидировать сохранившие чуть больше самостоятельности и чуть более высокий статус республики, объединив их с соседними регионами; переложить на крупные, благополучные регионы бремя финансирования менее развитых в социально-экономическом плане соседей; создать более крупные региональные центры, переместить туда часть капиталов из центра, установить над ними полный контроль. Если такая реформа будет проведена, то неравенство социально-экономического положения, дотационность регионов, национальные проблемы никуда не денутся, но будут скрыты внутри больших регионов.
Для обоснования реформы территориального деления в стране развернута информационная кампания по дискредитации самой идеи национально-территориального федерализма и наиболее сильных республик, в первую очередь - Татарстана и Башкортостана.
Подобная реформа нанесет огромный экономический и моральный урон жителям ликвидируемых регионов. Особенно пострадают жители бывших региональных центров - реформа приведет их к экономическому упадку.
Если путем укрупнения регионов будут ликвидированы республики, для многих народов России власть федерации потеряет легитимность и они начнут борьбу за независимость.
Такова будет цена авантюр, задуманных для сохранения власти и защиты финансово-экономических интересов правящей элиты.
У противников федерализма огромный ресурс. В Москве и области "производится" около 25% ВВП страны, находится 20 из 28 крупнейших компаний России, более половины банков, в том числе 76 из 100 крупнейших. В Москве сконцентрирована большая часть политической и бизнес-элиты, менеджмент большинства крупнейших компаний, огромная армия федеральных чиновников. Им не выгодно перераспределение власти в пользу регионов, децентрализация управления страной. Собрав у себя огромные властные функции и финансовые ресурсы, центр не собирается ими делиться.
Президент и другие представители власти часто обвиняют граждан России в правовом нигилизме. Но существует более опасный правовой нигилизм власти. Это не только готовность обойти или проигнорировать закон, но и готовность ради текущей политической выгоды отменить, изменить любые законы, включая Конституцию. Действующей Конституции РФ менее 20 лет, она одна из самых молодых конституций мира. Тем не менее, то и дело появляются желающие заменить действующую Конституцию, полностью изменив государственное устройство РФ.
Подведем некоторые итоги:
Почти все крупнейшие государства мира являются федерациями. Принципы федерализма действуют и во многих унитарных государствах.
Субъекты федераций, регионы в демократических государствах практически никогда не объединяются друг с другом.
Территориальное деление по национальному признаку в том или ином виде есть в большинстве многонациональных стран.
Планы изменения устройства России строятся в интересах власти и правящей элиты и полностью противоречат интересам страны и ее граждан.
Федеративное устройство с субъектами разных типов и гибкой системой взаимоотношений с регионами - единственная приемлемая для России форма государственного устройства
В основе федеративных отношений должны быть интересы граждан, уважение национальных чувств, регионального и местного патриотизма, прав субъектов РФ.
Навязывание понятия "российская нация" не ведет к единству народов России.
Настоящий федерализм и демократия - условие сохранения и успешного развития страны.
Нельзя двигаться вперед, идеализируя прошлое, пытаясь вернуться к России начала ХХ века.
Наиль Гильманов
В оформления материала использована картина Васи Ложкина