"Кроме того, что имеются достаточно важных причин, по которым раскулачивание олигархов выглядит неизбежным, существуют еще и пять ключевых момента, которые гарантируют этой операции успех. Соответственно, делает данный прогноз абсолютно реальным.
Первый – правовая легкость процедуры раскулачивания. Ведь до сих пор итоги приватизации должным образом не легитимированы. И сегодня для решения юридической составляющей задачи достаточно ввести в Уголовный Кодекс малюсенькую поправку, всего семь слов: срок давности не распространяется на приватизационные сделки. А дальше дело техники. Среди организаторов приватизации найти пару человек, которые согласятся «раскаяться» и подтвердят, что залоговые аукционы были мошенническими, а чековая приватизация была, как минимум, недобросовестной. Соответственно, их результаты скопом отменяются – все полученные на них активы автоматически возвращаются государству. Власть назначает новых управляющих и спектакль заканчивается. Так что даже не придется устраивать многомесячных судов вроде юкосовского. По сути, это будет антиолигархический блицкриг. Ну а добросовестным приобретателям, которые позднее перекупили приватизированные активы, можно будет «по справедливости» выделить какую-то не слишком существенную долю в национализированных таким способом предприятиях.
Суть второго состоит в том, что в массовом сознании приватизация по-прежнему остается не просто несправедливой, а именно жульнической. И власть, отменив ее итоги, автоматически станет в глазах общества неизмеримо более приличной. Особенно если к тому времени посадит сотню-другую проворовавшихся чиновников. Так что устойчивость нынешней власти кардинально усилится. Тем более, что альтернативы ей в оппозиции вообще не просматривается. И власти будет неизмеримо легче управлять российским обществом, которое сильно обнищает в результате падения экспортных доходов.
Суть третьего момента состоит в том, что наши олигархи – отнюдь не гиганты экономической мысли или чудо-предприниматели. В большинстве своем они умеют эффективно управлять бизнесом только в союзе с чиновниками или под властным покровительством – получая преференции или монопольные условия. А потому их всех без исключения могут прекрасно заменить профессиональные менеджеры. Благо за двадцать лет их выросло достаточное для осуществления рокировки любого масштаба поголовье. Они будут управлять отобранными у олигархов активами за пусть и большие, но зарплаты. Так что не смогут финансировать иностранные футбольные клубы или покупать самые дорогие в мире яхты.
Суть четвертого момента состоит в том, что антиолигархический поход будут фактически означать перевод российской экономики на белорусскую модель. То есть, с огромным и жестко управляемым государственным сектором. И опыт Лукашенко показывает, что в условиях «тощих лет» белорусская модель как раз и позволяет власти крепко держаться в седле. Что нашей власти в конечном счете и нужно. Мало того, при отсутствии собственных нефти, газа, металлургии уровень жизни в Беларуси сопоставим с российским. А по качеству жизни Мировой банк ставит Беларусь даже выше России. И поставки нефти и газа по льготным ценам отнюдь не основа этого постсоветского чуда. Немаловажно и то, что власть избавится от «классово чуждых» ей олигархов и кардинально повысит управляемость ресурсами страны. Все это даст больше шансов с меньшими потерями справляться с кризисными явлениями. Так что весомых аргументов для перехода к белорусской модели через раскулачивание олигархов очень даже много.
Наконец, пятый момент состоит в том, что два года усилий олигархического сообщества по созданию серьезной политической оппозиции дали мизерные плоды. Да, было многолюдно, иногда эффектно, всегда шумно. Но никакой реальной оппозиционной силы создать не удалось. Еще хуже, что не были сформулированы новые идеи, которые можно было бы предложить обществу в демонстрацию того, как именно оппозиция планирует изменить политическую систему и социальную организацию общества. Лидеры оппозиции талдычили только сомнительной свежести лозунги и предлагали себя любимых в качестве политических чудотворцев. В итоге нет и идейной базы, на которой можно было бы с новыми кадрами быстро повторить попытку создания серьезной политической силы. Могу напомнить, что тот же Гитлер с помощью «свежих» идей смог всего за пять лет прийти к власти. А с сегодняшними информационными технологиями такого же результата можно добиться вообще за пару лет. Но олигархи лишь продемонстрировали свою неспособность к организации реального политического сопротивления режиму.
Может быть, когда Медведев в Давосе говорил, что существует четвертый сценарий нашего экономического развития, причем позитивный, он имел в виду как раз описанный мной?
Лично я другого позитивного для власти сценария не вижу".