ТАФАЕВ Г. И. , доктор исторических наук, профессор
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ НА КОТОРЫЕ ОПИРАЮТСЯ ЧУВАШСКИЕ СУВАРИСТЫ – БОЛГАРИСТЫ (БУЛГАРИСТЫ)
На камне урожаю не бывать,
Лишь черная земля щедра, как мать.
Так и поэту в творческом порыве
Нельзя о силе почвы забывать.
Юрий Семендер
Чуваши в начале XXI века оказались на перекрестке истории:
• Сохранение своей истории, языка, культуры;
• Ассимиляция и растворение в исламе;
• Ассимиляция в русских.
Одни говорят, что «чувашам только нужно шоу, музыка, танцы». Другие добавляют «не имели государственности а только были разбросаны по Казанской и Симбирской губерниями Российской империи».
В чем причина такого пессимизма и разброда в умах чувашского народа? Попробуем разобраться с причинами такого разброда. Можно ли сказать, что при изучении древней и средневековой болгарско - чувашской истории мы можем уверенно утверждать, что мы опираемся на исторические источники.
Мы считаем, что главная причина «шатания и разброда» в отсутствии исторических источников. Куда делись?
• Постоянные территориальные трансформации привели к потери своих письменных исторических источников.
1. Империя Модэ.
2. Империя Аттилы.
3. Великая Болгария.
4. Суварское царство в составе Хазарского каганата.
5. Хазарский каганат.
6. Волжско-Камская Болгария.
7. Золотая Орда и Казания.
Таким образом, болгары - чуваши, имея свою руническую, а затем в Волжской Болгарии арабскую графику, прекрасно писали и могли сохранить свои исторические источники. Но, к сожалению, постоянные войны и бедствия со стороны врагов, а затем и ордынцев – татар привели к потери своих источников. Чуваши сохранили свои устные предания «Халах эпосе» [1], «Истории халапесем» [2], «Улып» [3]. Все исторические предания в настоящее время собраны и изданы отдельными книгами, но, к сожалению, не остались письменные исторические истоки, например, «История Болгарии», написанные в 1220-1236 гг. Монголо-татарские полчища их просто уничтожили с 34 городами и 40% болгарского населения (из 3 миллионов погибло 1, 300 человек).
Некоторые чувашские авторы (языковеды подвергают сомнению стихи Федора Сюина, но мы, историки, считаем, что причина беспочвенна. Конечно, Н.И. Егоров прав по отношению к Юхме Миши, который увлекся гуннологией и издал свои стихи об Аттиле в Германии.
Мы приведем позицию Н.И. Егорова по эпосу об Улыпе. «В 1924 году в журнале «Сунтал» появилась небольшая статья Степана Лашмана «Нельзя ли написать поэму на базе собрания фольклорных песен и преданий?» («Юрă-сăвăсене, халапсене пухса йĕркелесе поэма сырма пулмĕ-ши?»). Автор приглашал творческую интеллигенцию на дискуссию по поводу возможности создания чувашского эпоса по примеру «Калевалы» Ленрота. Он, в частности, предлагал циклизировать героические предания вокруг легендар¬ного образа Улăпа и создать некую «Улыпиаду». Полемики тогда не получи¬лось. Видимо, не было в то время людей, которые хоть что-то понимали в этом сложном вопросе. Во всяком случае, в печати больше не было ни одной статьи по проблеме чувашского эпоса.
Но уже в 1927 году в «Сунтале» появляется поэма Семена Эльгера «Улып», в которой была предпринята первая попытка циклизации и стихотворного пере¬сказа десяти фольклорных сюжетов о великанах. Несколько позднее появляются переработанные и дополненные варианты поэмы («Улăпсем», 1941,1956,1960). Дальше - больше. И. С. Тукташ значительную часть предисловия к хрестоматии «Чувашский фольклор» (1941,1949) уделяет обоснованию идеи о бытовании в недавнем прошлом эпической традиции у чувашей. С.Ф. Федоров (Çуйăн Хĕветĕрĕ), по его словам, заразился идеей создания чувашской «Улыпиады» от Г. Т. Тимофеева еще в 1928 году. Почти за 70 лет работы он создал целых девять вариантов чувашского эпоса на основе собранных им самим и другими фольк-лористами подлинно народных преданий об Улыпах» [4].
Н. И. Егоров очень яростно обрушивается на работу «Улып» (Федор Сюин). В годы учебы И. И. Одюков работал над созданием свода преданий о великанах и настойчиво просил нас записать все возможные варианты преданий об Улыпах, бытующие в наших краях. Вот тогда и я заразился «эпической болезнью». В это же время в печати появляются многочисленные версии сюжетных мотивов о великанах, переработанные, а подчас и сочиненные самим М.Н. Юхмой. В начале 80-х годов С.Ф. Федоров начал активно продвигать публикацию последнего варианта созданной им поэмы «Улăп». Автор назвал свое творение народным героическим эпосом.
В отделе литературы и фольклора Чувашского научно-исследовательского
института рукопись поэмы С.Ф. Федорова обсуждалась неоднократно, проводились специальные специальные научные сессии и диспуты относительно чувашского народного эпоса и «Улыпиады», в частности, языковед принимал самое непосредственное участие во всех этих жарких баталиях между писателями и исследователями. В ходе всех этих никчемных, пустых словопрений я окончательно убедился только в од¬ном: никто из оппонентов не имеет хотя бы отдаленного представления об эпи¬ческих традициях тюркских народов. Весь полемический порох был истрачен на обсуждение, в общем - то весьма отдаленного от науки вопроса: нужно создать чувашский народный эпос или не нужно этим заниматься? А если нужно, то кому из пишущей братии можно доверить это ответственное дело? В общем, все своди¬лось к банальному дележу шкуры еще не убитого медведя.
О том, что работа над созданием «народного эпоса» или «Улыпиады» тре-бует сначала создания необходимой научно - теоретической базы, никто даже и не задумывался [5].
Моя позиция следующая:
• Пока чуваши создадут свою научно - теоретическую базу – все чуваши забудут свой эпос об Улыпе;
• Как известно, татары не имеют такое произведение и у них не сохранились стихи об Улыпе;
• Надо одобрить его работу, а Федор Сюин собрал и издал данное и нужное произведение. Надо сказать спасибо автору за героический труд, а не уничтожать по-чувашски другого великого патриота. Мы с В. Д. Димитриевым были на презентации Улыпа. Все присутствующие активно поддержали изданное в 2009 году произведение.
Наши чуваши любят больше вредить своим чувашам, как отмечал И.Я. Яковлев. Можем привести слова Главы Чувашской Республики М.В. Игнатьева «Эти ценности включают в себя преданность родным и близким, чувство ответственности за благополучие родного края, уважение к человеку труда. Если сегодняшняя молодежь примет их, то можно с уверенностью сказать, что у Чувашии есть будущее. Ибо сделать нашу республику краше и богаче можно только созидательным трудом. Лишь сохраняя мир, согласие и взаимопонимание, мы сможем создать условия, при которых экономика будет развиваться, социальное самочувствие общества улучшаться, а в семьях рождаться больше здоровых, желанных, жизнерадостных детей!»
• Исторические ценности;
• Благополучие родного края;
• Мир в регионе среди чуваш;
• Согласие среди чуваш;
• Взаимопонимание среди чуваш.
Мы – чуваши и так разбрелись по различным течениям:
• Суваристы;
• Болгаристы;
• Чувашисты;
• Шумеристы;
• Гуннисты;
• Нигилисты.
Следует заметить, что Н.И. Егоров как понимающий языковед и историк очень верно пишет о гибели Волжской Болгарии , а мы говорим «о болгарском холокосте» (Г.И. Тафаев).
Так, И.Н. Егоров пишет о разгроме Волжской Болгарии, используя термин монголо-татары. К сожалению, в «концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» утверждается ордынская (термин монголо-татарское иго по требованию Казани решено было убрать).
В разделе I «От Древней Руси к российскому государству» сказано:
1. Период с середины XIII по XV столетие – время кардинальных перемен в судьбе Руси. Нанесенный по русским землям завоевателями из Золотой Орды в середине XIII века удар серьезно изменил их развитие, в первую очередь политическое.
Русские земли оказались политически и экономически ослабленными, и попали в зависимость от иноземной власти. Сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии стала теперь Золотая Орда. В этих условиях перестало существовать формальное единство русских земель во главе с Киевом, сохранявшееся до середины XIII столетия, несмотря на наступившую в XII веке политическую раздробленность. Западные и южные русские земли в течение второй половины XIII – начала XV века вошли в состав иноэтничных по происхождению государственных образований – Великого княжества Литовского и Польского королевства. В Северо-Восточной Руси через некоторое время после установления зависимости от Орды начался процесс объединения русских земель. Центром его стало возникшее во второй половине XIII века Московское княжество, чьи князья к концу XIV столетия закрепили за собой великое княжение Владимирское – главное в Северо-Восточной Руси, а с ним – право именоваться «великими князьями всея Руси». Особое место среди русских земель занимали Новгородская и Псковская боярские республики.
• Говорится об Орде. Как понять термин «Орда». Нет понятия Золотая Орда (Улус Джучи)?
2. Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно - угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
• Имеется понятие гунны, но нет понятия «Империя гуннов», Аттила.
• Есть понятие «Тюркский каганат (татар)», «Хазарский каганат (болгар, сувар носителей R-болгаро-чувашского языка)», «Волжской Булгарии (Болгарии)», носителей R-языка – болгаро-чувашского, но с правописанием татаро-кыпчакского Z-языка.
• Нет о Великой Болгарии кагана Кубрата, носителей болгаро-чувашского R-языка.
3. Народы и государства Евразии в XIII-XV вв.
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые
степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тамерлана.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Народы Северного Кавказа.
Авторы-составители попытались исправить и добавили «Золотая Орда», но мы считаем, что следовало бы записать «Золотая Орда (Улус Джучи), нужно написать общепринятую и классическую схему. О распаде Золотой Орды – понятно. К сожалению, нет понятия «чуваши, башкиры, мордва, марийцы, удмурты» и т.д.
Нет персоналитики Модэ, Аттила, Кубрат, Алп - Илитвер, Джику, Баян. Именно Джику и Баян повели болгаро-чуваш против татар – Батыя, нет о геноциде и даже слова о разгроме Волжской Болгарии.
Упомянут Бату - хан (Батый), Мамай, Тохтамыш, Едигей, Тамерлан.
Нет упоминания многих болгарских событиях:
• Правление Модэ;
• Правление Аттилы;
• Волжская Болгария и годы жизни и правления Кубрата;
• Нет Алмуша;
• Джику и Баяна события связанные с восстанием болгар.
Упомянутые даты:
• 1237-1241 – завоевание Руси монгольской империей;
• 1242-1243 – образование Золотой Орды.
Спасибо чувашским историкам и языковедам, что они еще говорят о монголо-татарском нашествии.
Историк В.Д. Димитриев:
«Последний, казанский этап этногенеза чувашей - этап фор¬мирования современной чувашской народности, начался в сере¬дине XIV в. и завершился к середине XVI столетия. Это был трагический период. В середине XIV в. начался процесс, завер-шившийся полным опустошением Болгарской земли в начале XV в. Он освещен нами в статье «Опустошение Болгарской зем¬ли в конце XTV - начале XV вв.» с указанием всех источни¬ков. В тезисной форме изложим ее содержание.
В конце 40-х гг. XIV в. в Золотой Орде из-за эпидемии чумы («великого мора») обезлюдели деревни и города. А период с 1357 по 1379 гг. в истории Орды поучил название «великой сму¬ты» и «великой междоусобицы». За 20 лет в ней сменилось 25 ханов. Эмиры, беки, нойоны стали держать себя независимо от хана, не подчинялись центральной власти. Эмиры со своими войсками совершали грабительские набеги на оседлые земли, грабили и убивали население, уводили людей в плен для прода¬жи в южные и восточные страны, уничтожали населенные пункты» [6].
Языковед Н.И. Егоров:
«И вот наступил век XIII. На Волжскую Булгарию налетели монголо-татар¬ские полчища, раздирая землю на куски, разлучая брата с сестрой, мать с сыном, отрывая плуг от земли, лемех от сохи, молот от наковальни, перо от бумаги, игол¬ку от холста, песню от уст...
Вторжение монголо-татарских полчищ в Волжскую Булгарию и создание паразитического государства Золотой Орды было одним из самых мрачных и ужасных бедствий в средневековой истории булгаро - чувашского народа. Оно стерло с лица земли не только само государство Волжскую Булгарию, но и его название с географических карт.
Долго, очень долго длилось это бедствие - целых три века, долгих триста с лишним лет. Трудно найти в летописаниях какого - либо народа столь много испытавших и невзгод» [7].
А вот со средневековой историей просто беда. Все знают о монгольском на¬шествии, о разорении Волжской Булгарии, о массовом бегстве булгар на правый берег Волги... Все всё знают! И все во всём уверены. Если не из своей истории, то из русской, российской - точно. Было страшное «монголо-татарское иго»! Это вросло в кожу и в плоть. Начнешь отдирать - кровь идет. Больно и обидно. Попробуй, скажи, что ига не было, а Золотая Орда - это и наше государство... Тебе тут же морду разобьют за твои поганые слова...
Признавать, что булгарский народ чуть ли не триста лет жил под монголь¬ским сапогом, терпел иго, — это вроде как совсем не позорно и даже патриотично. А попробуй отрицать — тут же обзовут антипатриотом. А то и, не дай бог, «мон¬гольским шпионом...»
А суть всех этих псевдоисторических построений - все в том же преобразова¬нии мифа, в служении его новой лжи. Если мы - Россия, Европа, то у нас ничего общего не могло быть с азиатскими монголо-татарами, никакой общей истории, общей жизни в общем государстве... Это все злопыхательство, а было только веч¬ное противостояние и вечная война.
Несколько переиначивая слова Н.С. Трубецкого, замечу, что нелепо писать историю булгаро - чувашей эпохи средневековья, забывая, что Булгария и Чувашия в то время были провинциями больших государств - Золотой Орды и Казанского ханства. Волжская Булгария XIII - XIX вв. - провинция Монгольской империи, она втянута в экономическую, политическую и военную системы Золотой Орды[8].
Настораживает нас то, что Н.И. Егоров путает термины:
• Золотая Орда – 1243 г. В данные годы до 1445 г. Сохранилось понятие «болгарская земля» - болгары – «худые болгары», понятие чувашы – сувары уже не было.
• Казанское ханство с 1445-1552 гг. С 1508 г. появилось понятие чуваши, а с 1521 г. Чувашия
Таким образом, мы можем отметить:
1. Исторические источники, которые были у древних болгаро - чуваш, к сожалению, были уничтожены. В «концепции» данная позиция сквозит – нет истории древнеболгарской и частично нет, средневековой болгарской цивилизации.
2. Нет источников (хотя они сохранились в Греции, Арабских странах, Иране, Турции).
Критикуя Эпос «Улып» мы считаем, что чувашский языковед проводит политику заигрывания с татаро - болгарскими и татаро-ордынско-кыпчакскими группами Татарстана.
Тем более, надо отметить, что в Среднем Поволжье только у чуваш вошли объемные и качественные книги по историко-этническому эпосу «Улып».
Литература
1. Халăх эпосĕ. – Чебоксары. – 2004.
2. Истории халапĕсем. – Чебоксары. – 2007.
3. Улып. – Чебоксары. – 2009.
4. Откуда мы? Куда идем? – Книга I. – Чебоксары, 2012. – С.397.
5. Откуда мы? Куда идем? – Книга I. – Чебоксары, 2012. – С.397-398.
6. Димитриев В.Д. Вопросы этногенеза …/ В.Д. Димитриев – С.76.
7. Откуда мы? Куда идем? – Книга I. – Чебоксары, 2012. – С.336-337.
8. Откуда мы? Куда идем? – Книга I. – Чебоксары, 2012. – С.338. |