Со знанием белого
Пожалуй, самая основная задача для каждого художника – найти свой, неповторимый, узнаваемый стиль. Николаю Енилину, юбилейная (художнику исполнилось 70 лет) выставка которого организована в залах музейно-выставочного центра Чувашского национального музея, это вполне удалось. Его сказочные, фантастические по колориту живописные полотна, которые, впрочем, написаны вполне в реалистической манере, легко узнаваемы и любимы многими ценителями изобразительного искусства. В творческом мире художника – немноголюдно и тихо. Здесь только любимые, близкие по духу и родные люди, представленные в портретах, которые, впрочем, тоже пребывают в молчаливом философском размышлении, задумчивости. Необычна по цвету и свету картина – портрет дочери Тамары. Юная девушка в белом платье, на белом фоне, но сколько в этом белом цвета! Известно, что в белом – короле всех цветов – собрана вся цветовая гамма, все краски радуги. Неуловимые нюансы, оттенки, светотени создают невероятно светлый, чистый образ. Как можно писать белым по белому! Белый цвет любил и народный поэт Чувашии Геннадий Айги. Его стихотворение «Образ – в праздник», в день 100-летия со дня рождения К. С. Малевича, очень созвучно работам Енилина:
со знанием белого вдали человек по белому снегу будто с невидимым знамением
«Невидимое знание» художника, некая неуловимая тайна, ускользающая магия присутствуют в каждом полотне живописца. Даже названия картин завораживают: «Там, где витают духи предков», «Там, где водят хороводы», «Матери ждут», «Набухают почки»… В мир Николая Енилина надо заходить тихо, чтобы не нарушить хрупкой гармонии. Холмы, овраги, леса, родные и любимые художником с детства – основные персонажи его картин – располагают к спокойному размеренному созерцанию. Бескрайние горизонты, открывающиеся восторженному взору, холмы и речушки на дне оврагов, в окраинах деревни Рунга Буинского уезда Татарстана – малая родина художника, родные места в Чувашии – для каждого уголка природы у Николая Енилина есть свои особенные живописные комплементы, свое интимное отношение. Он как языческий жрец, приношением своего таланта, поклоняется духам родных лесов и рек, полей и оврагов, открывая в них первозданную сущность, доносит её до зрителя. Кстати, образ затухающего костра, толи жертвенного, толи поминального нередко присутствует в картинах Николая Енилина, создавая ореол таинственности и мистичности. Если можно говорить об узнаваемости чувашской живописи, то Николай Енилин – истинно чувашский художник: немногословный, погруженный в себя, думающий о своем месте в этом необъятном мире и о своем предназначении, относящийся к любому проявлению жизни уважительно и достойно. И хочется вместе с художником восторгаться родными просторами, открыть сердце навстречу гармонии и красоте, которая (и вериться классику!) спасет мир.
Светлана Гордеева
|