источник
Алексей Караковский « Buzz » (Тольятти), июнь 2012
« Buzz » — это издание, которое требует комментариев, намного превышающих его объём. Принципиальный самиздат (девушки используют для его описания субкультурное словечко «зин»), пост-панковский, пост-модерновый — ну и далее по тексту. Три журнальчика, лежащие сейчас передо мной на столе почти не отличаются друг от друга по форме — несколько страниц, отпечатанных с переменным качеством на принтере. Название выполнено на отдельной бумажной этикетке, наклеенной поверх журнала на последней странице (по-моему, отличная идея). Внутри — концептуальная, сложная для понимания графика вперемежку с коллажами и фотографиями (один из номеров посвящён некоему тольяттинскому балкону, обфотографированному со всех сторон).
Сначала меня смутила довольно высокая для такой откровенно любительской поделки стоимость журнала — 100 рублей. Но потом я понял, что просто-напросто сие богемное издание предназначено для коллекционеров, которые будут готовы заплатить за него любые деньги. Благо, с развитием Интернет-сообщества славный город Тольятти субъективно находится ничуть не дальше от Москвы, чем Химки, Мытищи или даже Санкт-Петербург.
«Графит» (Тольятти), №2, март 2012
Альманах «Графит» — детище тольяттинского литератора Сергея Сумина, полностью отражающее его взгляды на жизнь и литературу. В издании, на первый взгляд, нет какой-то особой концепции, это набор текстов, который Сергей хочет донести до мира — в основном, экспериментальных, авангардных, но при этом не переусложнённых, доступных для понимания любым читателем. Среди авторов попадаются как известные люди — казанская поэтесса Алёна Каримова, тольяттинский поэт Айвенго, челябинский поэт Янис Грантс, самарская писательница Виктория Сушко — так и люди, на первый взгляд, случайные, мало оценённые, но по каким-то причинам привлекшие внимание главного редактора. Разброс интересов Сумина столь широк, что в «Графите» можно прочесть даже стихи шведского поэта Эрика Бергквиста (в переводе чувашских переводчиков Дмитрия Воробьёва и Иосифа Трера), а также Райнера Марии Рильке (в переводе челябинца Николая Болдырева).
Географическая привязка к Поволжью и Уралу — это единственное, что формально объединяет почти все публикации «Графита» (в этом смысле любопытен раздел «Города на Волге», в котором освещается Тверь). Однако на самом деле Сергей Сумин как редактор мыслит намного шире и увязывает свои авангардные вкусы с гармонией мирового и регионального контекста. Собственно, это как раз больше всего и привлекает в «Графите».
Особое впечатление производит часть журнала, посвящённая тольяттинским авторам — в том числе уже ушедшим. Внимательность историка и вкус литератора помогают Сергею создать целостную картину: ничего удивительного, ведь «Антология независимой литературы Тольятти 1990-2010» — это тоже его детище. И кажется, что Тольятти находится не так далеко от основных центров литпроцесса. Ну а публикация стихотворения Ивана Дмитриева «К Волге» (1794) устанавливает связь молодого и дерзкого Тольятти с фундаментальной поволжской традицией.
Собственный литературный вклад Сумина в журнал (помимо редакторского) также весьма любопытен: это эссе из книги «100 шедевров мировой литературы». Мы надеемся, что ряд этих микро-рецензий скоро будет опубликован также и на страницах «Контрабанды», ждите!
«Чёрные дыры букв». Альманах творческой лаборатории «Территория диалога» СГАУ (Самара), 2012.
Книжка, надо сказать, издана роскошно. Полупрозрачная суперобложка, косой обрез, нестандартная вёрстка, дизайнерская бумага. Содержание точно настолько же нетипично: если не прочесть предисловие, понять, о чём речь, нелегко. Ясна лишь тема «Что такое литература?».
Альманах «Чёрные дыры букв» составлен доцентом, кандидатом философских наук Еленой Богатырёвой на основе нескольких круглых столов, литературных чтений и, что самое любопытное, летнего лагеря по философии, проведённого под Самарой в 2011 году. Именно этот летний лагерь, похоже, задал основную тональность издания. Возникает ощущение спокойной, неторопливой беседы, в которой на равных участвуют умудрённые опытом старцы и делающая первые шаги в постижении истины молодёжь.
Тексты здесь состоят из крайностей. «Поэзия до некоторого момента являлась инициацией в зиждительное… акт разрушения стал проникать в поэзию… и с её существа полетела легчайшая алмазная пыль александрийского стиха, цезуры, прекрасного…», — высокопарно пишет Сергей Зотов. «Постмодернизм… был высказыванием в ситуации невозможности высказывания… На уровне собственного индивидуального сознания я испытываю экзистенциальную необходимость деконструкции деконструкции», — сообщает Сергей Лейбград. Эти переусложнённые конструкции на грани выпендрёжа, тем не менее, несут свой культурный код — исчезающий в момент их озвучивания и поэтому невольно вызывающий сочувствие. Зато после таких статей отлично воспринимаются прекрасные статьи Андрея Косицина «Столичный быт как пространство смерти», Леонида Немцева «Влияние прописных истин на восприятие эстетического явления» и т.п.
Многочисленные поэтические публикации балансируют между изысканностью словесных игр постмодерна и студенческой графоманией, которая здесь воспринимается на удивление органично и естественно для философского симпозиума, где каждый имеет равное право голоса. В альманахе представлены не столько самарские авторы (хотя они в первую очередь), столько те, кто в состоянии решать художественные задачи, поставленные изданием. Поэтому в «Чёрных дырах букв» можно увидеть стихи таких известных в определённых кругах поэтов, как Алексей Ушаков, Галина Рымбу и др. И, в целом, этот альманах — очень интересное интеллектуальное чтение, выходящее по своему контексту далеко за контекст СГАУ, Самары и вообще русской литературы как таковой.
« Performance » (Самара). №42, 2012
Я уже ранее писал о ведущем самарском издании, посвящённом культуре и искусству. Предыдущие мои впечатления касались в основном чувства меры, присущего «Перформансу»: это издание, для которого характерны внимательность, осмысленность, и в то же время широкий охват явлений искусства. Добавим к этому прекрасное качество печати и фотоиллюстраций — и вот вам пример издания, на которое можно и нужно равняться.
Номер 42 требует отдельного комментария потому, что он нетипичен. Здесь мы наблюдаем взрыв смелых экспериментов, эксцентричных ярких выходок — настолько мимолётных, что их почти невозможно рассмотреть и оценить в полном объёме. Здесь и фестиваль уличных театров, втравливающих в свои спектакли случайных прохожих. Книжный фестиваль «Самарская Чита», посетителей которого встречал ядерный гриб из книг, сложенный Фролом Весёлым (для стареющей и уже не очень творческой интеллигенции — кощунство чудовищнее, чем у Pussy Riot !). Выставка «Течения» самарских художников-авангардистов, попадающих в кадр с таким серьёзным выражением лица, что становится немного смешно.
Всё это — средство для привлечения внимания к более серьёзным проблемам, о которых говорится сразу в нескольких материалах номера. Наиболее полно они выражены в статье самарского учёного и общественного деятеля Виктора Долонько «Надо ли что-то делать с самарской культурой?». «Школьные занятия не должны мешать образованию», — считает Долонько и видит упадок культуры именно в несовершестве образовательной системы. Он выступает за частичную децентрализацию управления культурной политикой, за отмену отношений заказчика и подрядчика между государством и автором. Долонько задаёт множество вопросов, на которые, по идее, должны ответить не только региональные власти, но и федеральные… Читая такие статьи, поневоле понимаешь, что параллельной реальностью в наше время становится уже не свободное искусство, давно уже не нуждающееся в каких-либо государственных институтах, а сами эти институты, замкнутые сами но себя со всеми своими поверхностными смыслами и финансовыми потоками. Чудны твои дела, Господи.
|