Четверг, 12.12.2024, 02:59
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1504
 
Начало » 2012 » Март » 24 » На разные «ГолосА»
На разные «ГолосА»


nullПервый день фестиваля


23 марта в Чебоксарах стартовал IV Межрегиональный фестиваль поэзии «ГолосА», который продлится до 25 марта. Фестиваль вновь собрал поэтов из самых разных городов: Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Нижний Новгород, Самара, Казань и др. Кураторы форума – поэт, переводчик Алексей Прокопьев (Москва), поэт Дмитрий Воробьев (Чебоксары). Цель любого подобного фестиваля – обмен мнениями, «прощупывание» российского литературного контекста и определение авторами своего места в нем. Важно услышать друг друга, наладить диалог, организовать литературное пространство…  
Конечно, в Чувашию поэтов привлекает не только гостеприимство, но, прежде всего, имя народного поэта Чувашии Геннадия Айги. Потому и название фестиваля пишется и произносится с акцентом на «А». Многие из современных поэтов знали Геннадия Николаевича лично, кто-то заочно и уж, конечно, читали его – все. Обязательным ритуалом фестиваля является поездка в этнофутуристический парк Заволжья, где установлен юпа – столб памяти Айги. Там проводятся свободные чтения и чествования поэта (заключительный день фестиваля). Особенность чебоксарского фестиваля – внимание к поэтам-переводчикам. Во второй день запланирована работа Отделения поэтического перевода.
В первый день форума прошли поэтические чтения в Национальной библиотеке Чувашской Республики. Начала их с легкой руки поэт из Москвы Наталья Азарова – частый гость чебоксарских форумов. Автор внимательно относится к звучанию слова, замечая его многогранность и многослойность. Мелодичные тексты она читала нараспев, растягивая звуки и делая акцент на шипящих согласных. Создавался цельный образ звуков и смыслов. Ощущение близости с природой, поиска первозвуков, истинного начала: «лес надеть на голое тело…», «я – кошачья птица»…
Достойно подхватил эстафетную палочку чебоксарский поэт Евгений Кремчуков. Кто-то даже шепнул в зале: это – чувашский Бродский. Ему удается найти такие точные слова для схватывания образа, которые как крючок цепляют из подсознания какие-то давно забытые или вообще никогда не переживаемые, а знакомые из книг, ситуации и ты погружаешься в другую реальность, созданную автором. Он читает монотонно, ритмично, как заговор или мантру. Завораживает и не отпускает «клинопись ласточек», «мягкие косы прибоя» или приземленная «однокомнатная жизнь».
Открытие фестиваля – Елена Горшкова (Москва). Она читала в Чебоксарах впервые, прижавшись к микрофону и закрыв лицо листами с текстами. Читала быстро, как в школе у доски, не выделяя что-то специально, а давая слушателю из потока образов выбрать какой-то свой, родной, который станет ключиком, открывающим золотую дверцу поэтического мира автора. А таких образов было немало, в основном из воспоминаний детства.
Опытным взглядом бывалого жильца поэтической планеты смотрит на мир Геннадий Каневский (Москва). Поэзия и жизнь для него неразрывны, переплетены, соединены одним дыханием: «слепящий никелем бензобак», «вентиляторные ветры», «жженая резина»…
В обыденности жизни находит поэзию и Евгений Симаков (Москва). Персонажем его стихов может стать сосед-пропойца, «отморозок» или «чувак». Понятные и пережитые образы, ситуации, где «ночной разговор на неприбранной кухне, возможно, важнейшее из искусств» или «бежит в груди кровь, как кипяток в батарее». Автор умело использует многозначность слов и находит в словах иные смыслы.
Окружающий мир (реальный или придуманный) для Алексея Колчева из Рязани – несовершенен, предмет иронии и ежеминутных огорчений. В нем живут «алкаши», «упыри». «Кощей», а сцены из работы мясокомбината описаны с натуралистическими подробностями. Он хочет «посмотреть на изнанку жизни», чтобы понять, сравнить, противопоставить, ведь чтобы увидеть свет, нужно почувствовать тьму.
Григорий Галкин (Чебоксары) изучает прекрасные стороны жизни «механику света таянья льда», «давление света на лист» «календарь, полный твоих имен»… Ему важно понять порядок вещей, найти разгадку гармонии, осмысленно прожить каждый момент жизни. Не пропустить ни одной детали.
На первом фестивале «ГолосА» Дмитрий Чернышев (Петербург) читал цикл стихов «Письма Оле», чем вызвал восторг особенно у молоденьких студенток. Эти строки вдохновили и чебоксарского художника. Он проиллюстрировал и выпустил в свет в издательстве «Free poetry» , арт-директором которого является, книжку «.OR. leave me» (из цикла «письма Оле»). Дмитрий Чернышев прочел полюбившиеся чебоксарским слушателям эти стихи и совсем новые, тоже посвященные прекрасным женским образам, у которых есть реальные прототипы в жизни. Одна из них - поэт Дарья Суховей (Москва).
А затем официальный художник фестиваля – создатель всех афиш, постеров, флайеров и пр. Игорь Улангин представил изданные им книги, среди которых была одна из первых – проза Марии Цестрём (Швеция) и ряд недавних изданий, например, каталог к выставке чувашского художника Праски Витти и стихи Дмитрия Чернышева, изданные тиражом всего 50 экземпляров, а десять из них – просто авторская находка, в папке вместе с прекрасными офортами на отдельных листах. Игорь пояснил, что соперничать с современными издательствами нет смысла, надо делать оригинальные коллекционные издания, которые будут привлекать своей уникальностью. Именно в этом ключе он сейчас и работает. Кстати, сборник со стихами участников фестиваля, изданный Игорем Улангиным, тоже уникален: на обложке – ручная печать. Игорь призвал всех поэтов и художников теснее сотрудничать, вместе создавать неповторимые произведения искусства.
Следующий, выступивший на фестивале, поэт Алексей Кияница (Петербург) стремится запечатлеть во всех подробностях «мир между сегодня и завтра», не упустить самого важного. А для автора важно помнить все: детские игрушки и книжки, «взгляд через столик в кафе», воскресный день – тихие простые радости жизни.
Завершил чтения первого дня фестиваля Михаил Квадратов (Москва). Его поэзия простых вещей наполнена таинственными образами: «Орфей в подвале», «фавны на чердаке»… Ему одинаково интересно просто пить чай или промочить в луже ноги, что произойдет «в среду вечером» или в «пятницу утром», и слышать, как «шелестят былые боги на засохших языках»…
Все эти такие разные и по-своему интересные голоса создают общую картину нашего бытия, раскрывая каждый одну из ее граней. Интересно читать стихи, но еще интереснее воспринимается общий образ стихотворения в авторском исполнении, где проявляются тембр, интонация, вибрация слова и само дыхание. А каждый, известно, «пишет, как он дышит».

Светлана Гордеева

Просмотров: 506 | Добавил: mosentesh2 | Рейтинг: 5.0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Календарь новостей
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
Статистика