В Астрахани продолжается шоу столичной команды-крысоловов, которые, играя на дудочках-микрофонах, технично уводят общественное внимание куда подальше от Москвы, Питера, Ульяновска, превращая сопротивление класса "б" в хохму. Технологи грамотно выстраивают сценарий, видна профессиональная режиссерская работа. Город, само название которого у среднего россиянина ассоциируется с "Тьмутараканью", находящийся где-то в подбрюшье России, вблизи азиатских границ; тщательный подбор актеров, имен, фамилий - Ксюша, Виторган, Яшин, Гудков.., сочетающих раскрученную известность и идейную незнакомость; упитанные, безмятежные, респектабельные лица спасающих "голодающего Поволжья" Шеина, который поголодав месяц выглядит как огурчик; даже техническая постановка безразличных закрытых поз при общении с народом - все просчитано до мелочей, все сигналит зрителям: это - работа на отвлечение.
Версия экспертов "Элиты-Ч":
-После выборов Президента в стране четко обозначились два социальных тренда.
Первый - работа по сворачиванию конфликтов, которые набирали силу в ходе конкурентной борьбы до выборов. К нему можно отнести деятельность команды "оппозиционеров", работавших в тесной связке с идеологом выборной стратегии В.Сурковым (К.Собчак и ее команда). Сейчас Сурков перешел в Правительство, на посту вице-премьера курирует ряд важнейших направлений. Но, судя по всему, продолжает руководить и поствыборной ситуацией, мягко переводя ее в русло незначительного, местечкового, локального оппонирования. В стране есть люди, которые недовольны результатом выборов (а когда, в какой стране нет недовольных результатами выборов?). Им дается возможность помахать руками, покричать, стоя у ринга, когда зрители, хрустя попкорном, покидают зал борьбы. В событийный ряд первого тренда можно поставить скандал с "Pussy riot" в Храме Христа-спасителя в Москве, в результате которого обозначившийся перед выборами конфликт двух крупнейших российских конфессий, православия и ислама, способный развалить государство, трансформируется в человеческий конфликт: невоспитанных атеистов и не очень безупречно отвечающих им православных. Такой конфликт для страны значительно менее опасен.
Второй тренд, проявившийся в поствыборный период - прямо противоположный: он направлен на взвинчивание ситуации. Убийство в Москве видного исламского деятеля Метима Мехдиева, совершенное с особой жестокостью, верующими ислама интерпретировано как убийство на национальной почве. В Москве в день поминовения Мехдиева состоялась многочисленная демонстрация выходцев из южных регионов России и стран СНГ. Лозунгов не было, это была демонстрация сочувствия и единства. Одновременно в стране резко активизировались силы русских сепаратистов, желающих создать Сибирскую республику. В это же время продолжаются протесты в Ульяновске против размещения транспортной инфраструктуры НАТО. В Татарстане идет чистка МВД, которая похоже может вылиться в новую реформу МВД России. В этот же момент РСПП, Российский союз промышленников и предпринимателей, одобрил проект поправок в Трудовой кодекс, который нацелен на существенное усиление степени эксплуатации наемных работников и снижение уровня их социальной защищенности. То есть, синхронно, случайно или нет, но возникли факторы, ведущие к резкому росту напряжений по важнейшим осям: религиозным, межнациональным, мировоззренческим, трудовым, экономическим, административным, силовым...
Выборы показали, что в стране много желающих перехватить власть. Но они понимают, что в обычном штатном режиме, через выборы, добраться до рычагов управления им не удастся. Им необходим форсмажор.
Особенность - в том, что первый и второй тренды, будучи разнонаправленными, в чем-то дополняют друг друга. Для всех далеко не новость, что часть российской властной, финансовой, промышленной, силовой элиты, ожидавшая, что Д.Медведев будет баллотироваться на второй президентский срок, не удовлетворена нынешней ситуацией. Она имеет деньги в зарубежных банках и опасается в случае нового появления железного занавеса, к чему в ряде случаев может привести эскалация противоборства, оказаться в списке персон нон грата, не иметь прямого доступа к своим деньгам. Эта элита обладает властью, ресурсами и, что существенно, она молода и полна сил.
Четырехлетний эксперимент с созданием правящего тандема (веками ранее имевший прецеденты в бухарском каганате) показал немало важных преимуществ подобного стиля государственного менеджмента: вариативность, многогранность, демократичность. Но показал и его отрицательную сторону: обострение борьбы элит.
Весной все соцтренды как правило получают дополнительную энергию. На весенние синоптические и социально-психологические эффекты может наслоиться специфика в чем-то беспрецедентной, уникальной ситуации - действующие президент и премьер-министр одновременно(!) сдают дела и готовятся поменяться ролями. В какой - то момент Х чисто теоретически может возникнуть то, что шахматисты именуют "промежуток". Довольно непростое положение, когда оба УЖЕ НЕ исполняют свои прежние должностные обязанности, но ЕЩЕ НЕ приступили к исполнению новых.
Хочется верить, что оба руководителя понимают особенность ситуации, и рокировка произойдет в нормальном, обыденном, штатном режиме. В шахматах это делается так: когда король и ладья меняются местами, обе фигуры ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО делают свои полуходы. При этом одна из них обязательно находится на доске, на своем месте. Таковы правила древней мудрой игры.