9 июня в деревне Калайкасы Моргаушского района Чувашии группа национальной интеллигенции провела обрядовую церемонию «Писиххи саваплани» (Освящение поясов). Инициатором мероприятия явился основатель и тренер чебоксарского спортивного объединения Чувашского боевого искусства (ЧБИ) «Вут-шу» («Огонь-вода») Алексей Романов.
Справка: А.Е.Романов родился в 1950 году в Ташкенте. Его родители чуваши, их корни – в Нурлатском районе Татарии. А.Романов окончил институт культуры. Культуролог, философ, преподаватель, спортсмен, тренер. Изучал восточные философии, боевые единоборства. Участвовал в состязаниях по рукопашным боям. В 2001 году переехал в Чебоксары. Работал в общественной организации «Чувашский национальный конгресс» (ЧНК), Институте Поволжья. Разработал основы Чувашского боевого искусства. Один из его воспитанников стал победителем соревнований по Армейскому рукопашному бою.
Обрядовая церемония Действо проходило на площадке перед обрядовой резной стелой «Юпа» в усадьбе известного чувашского предпринимателя Аксара Сермека. О том, как исполняли обряд, рассказали Алексей Романов и один из его воспитанников - журналист и литератор Владимир Степанов. - Церемонией руководили Аксар и мачавар (руководитель обряда) Ешентей (краевед, педагог, этнограф, литератор, председатель общественной организации «Чувашская народная академия» Евгений Ерагин – Т.А.).
Для участников – четырех спортсменов, включая тренера, - сшили черные кимоно и пояса. Среди спортсменов – ученый-языковед Геннадий Дегтярев и инженер Петр Дергунов.
Вспомнили древних предков - гуннов, болгар и сувар, легендарных царей и полководцев. Символически освятили спортсменов-воинов боевым клинком Атал паттар. Заслуженный художник ЧР скульптор Федор Мадуров вручил тренеру и мачавару почетные награды из бронзы с надписью «Тура сыхла». Совершили старинные чувашские моление и обряд Чук с закланием барана. Затем все прошли внутри двух священных огней на ритуальное омовение отваром из 77-ти трав в затопленную баню. Остальное действие ваш корреспондент уже видел своими глазами. Кстати, мероприятие совпало с традиционными летними чувашскими праздниками Симек, Синсе и Уяв. Обрядовая трапеза В котле летнего очага сварен традиционный суп-шурпе с мясом жертвенного барана. Женщины из окрестного чувашского фольклорного ансамбля «Шусам» села Москакасы накрыли столы во дворе на открытом воздухе и в новом доме.
На столе – свежие огурцы, помидоры, лук, другие овощи, чувашское пиво. За столом – уважаемые чувашские аксакалы: народный художник ЧР Владимир Агеев, Федор Мадуров, художник, мастер резьбы по дереву и педагог Петр Мазуркин, ученый-филолог Василий Пушкин, ученый и художник Дмитрий Мадуров, ученый и писательница Елена Енькка, преподаватель института Александр Белов и другие. У входа в дом - новая книга по этнографии Евгения Ерагина «Симек-синсе ситсессен. Троичный цикл обрядов и праздников». Чебоксары: Чувашская народная академия, Типография «Новое время», 2010. – 364 с. Тираж 1 тысяча экз. Книга - на чувашском языке. Ею интересуется и мой коллега – журналист Николай Плотников.
Немецкий гость В числе гостей – славист, литератор и переводчик из Гамбурга Кристоф Штресснер.
Он приехал в Чебоксары вместе с коллегой – писателем Каем Элерсом на презентацию новой книги о средневековом царе гуннов Атилле. Немецкий гость пытается говорить по-русски, а я стараюсь изъясняться с ним по-немецки. С нами за столом - переводчик с английского. Представьте себе дружескую научную беседу за шурпе и пивом между чувашскими и немецким коллегами в деревне на Симек. И как хорошо сидим! Культурная программа Во дворе начинается второй этап культурной программы. Несколько артистов из окрестных фольклорных ансамблей запевают чувашские песни. Аккомпанирует руководитель ансамбля «Екрем» Виталий Романов.
Мы выходим на воздух. Начинаем подпевать.
Эх, хороши песни на родном языке среди цветущей природы в чувашской деревне!
Появляются руководители общественной организации «ЧНК» и руководитель федерации чувашской национальной борьбы на поясах «Керешу» Виталий Васильев. Они только что из бани. Их угощают в доме. - Кто еще не заходил в баню? Давайте-давайте, пока там не остыло. Симек мунчи Симек мунчи – дело святое. Заходим. Чистый предбанник, светлая новая банька по белому. Парная - отдельно, за дверью. Любители погорячее лезут на полок. Приносят новые березовые веники. Поддают пару, брызнув воду на горячие камни. Приходится приседать, чтобы не перегреться. С полки сразу быстро слезают. Эх, крутой у Аксара пар! Ешентей заносит охапку свежих трав. Вот они, радости деревенской бани!
Философские беседы После бани угощают чаем и кофе. Женщин уже не видно. У них дома -хозяйственные семейные заботы. А мужчины разговорились. Нескончаемые разговоры. Спрашиваю у тренера: «Алексей Егорович, может, покажете чувашское боевое искусство на предстоящем Акатуе в Парке имени 500-летия Чебоксар 24 июня? Выступите с показательными выступлениями?» - А зачем? Там будут соревнования по борьбе на поясах. А у нас - боевое искусство. Мы учим жесткой самообороне без оружия в реальной обстановке на улицах, скажем, при нападении хулиганов. Возвращаемся на маршрутке по новому широкополосному шоссе с раздельным барьером посередине.
Нас провожает Ешентей. Спрашиваю его про прошедший Всероссийский праздник Акатуй в Ульяновске. Он машет рукой: «Почему организаторы-сценаристы не пригласили на торжественное открытие мачаваров? Нарушили обычай». Ливень с громом и молнией на торжественном открытии, дождь, нарушивший программу Акатуя - действительно, может, это Асла Султи Тура рассердился на то, что у него не попросили благословения мачавары? Возвращаемся в Чебоксары. Разговоры продолжаются. Наступил вечер. Но кому-то не хочется расставаться. Общение продолжается и в городе. Тимер АКТАШ, Чебоксары-Калайкасы-Чебоксары Фото автора
|