Вторник, 08.10.2024, 12:13
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1503
 
Начало » 2013 » Июль » 1 » паломничество сувар - 2013
паломничество сувар - 2013


     Тимер Акташ


ПАЛОМНИЧЕСТВО  СУВАР - 2013
По Золотому Кольцу Волжско-Камской Болгарии

    27-28 июня 2013 года группа чебоксарского общественного объединения - научно-исследовательского фонда «Сувар» совершила паломничество на родину предков. Поездку по историческим местам нашего народа организовал руководитель фонда «Сувар» Тимерша Алмантай. 
     Группа состояла из 15 человек. Это представители национальной интеллигенции и молодежи. Перед отъездом паломники собрались у памятника Матери-покровительнице на берегу чебоксарского залива и попросили благословения предков.
Выезд
    Первым объектом нашего путешествия стал Болгар – первоначальная столица средневековой Волжско-Камской Болгарии. Чтобы избежать стояния в пробках у Казани, где идет подготовка к Универсиаде, поехали через Ульяновск, хотя это – немалый крюк.  Правда, в Чувашской Республике и в Ульяновской области  на шоссе идут ремонтные работы, расширение трассы. Кое-где все-таки пришлось ждать пропуска встречного транспорта. Проехали по новому удобному мосту через широкую Волгу в Ульяновске. 
Далее – налево, по Заволжью, в Татарию. Асфальтовое шоссе в приличном состоянии. 
Болгар
    Из Чебоксар до Болгара доехали за пять часов. Пообедали в нормальной чистой столовой с удобствами. Заехали в администрацию Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (БГИАМЗ). Т.Алмантай взял разрешение у директора на установку памятного камня у городища Сувар. Его территория является филиалом БГИАМЗ.
Начало экскурсии
    Далее проводим экскурсию для участников группы, ранее не бывавших здесь. На территории городища идут археологические раскопки. Мы идем на высокий волжский берег, где установлен памятный каменный знак в виде невысокой вертикальной плиты работы нашего скульптора, кандидата искусствоведения Дмитрия Мадурова. Здесь поминаем предков и оставляем монеты. 
    Рядом в последние годы построен небольшой, но величественный дворец с золотым куполом. На туристской схеме он скромно назван «Памятным знаком в честь добровольного принятия ислама Волжской Булгарией в 922 году в качестве государственной религии. Сюда помещен самый большой в мире печатный Коран». 
О деятельности фонда «Возрождение»
    Новостройки и реконструкция в БГИАМЗ связаны с деятельностью Фонда «Возрождение». Как сообщалось в СМИ, им руководит экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев. У центрального входа в музей-заповедник установлено большое панно с увеличенной фотографией трех Президентов. В центре – Президент России. По бокам – прежний и нынешний Президенты Республики Татарстан.
Продолжение экскурсии
    Заходим через калитку в центральную часть музея-заповедника. Внутри частично реконструированных стен четырехугольного сооружения в центре стоит каменная стела. На схеме это место названо Соборной мечетью. Рядом заново отстроен Большой минарет, разрушенный в прошлом. Рядом – Северный мавзолей с куполом. Внутри – каменные намогильные плиты с арабским текстом и орнаментом. Осматриваем также  развалины одной из общественных бань, Малый минарет, Черную палату, музейную экспозицию в здании бывшей церкви 18-го века. В ней в этнографическом разделе в стеклянной витрине висит и старинное чувашское женское платье кепе из красной пестряди в клетку с нагрудными узорами. Внизу стоят лапти. 
    У берегового склона построен крытый каркас нового просторного здания. Внутри - сооружения нулевого цикла с раскопанными и реконструированными хранилищами для продуктов питания и жидкостей. Представлены фрагменты средневековой и реконструированной кирпичной кладки из плоских квадратных кирпичей. 
     У центрального входа – магазин сувениров и литературы. Заходим. Кто-то покупает книги. Напечатанная большим тиражом на качественной мелованной бумаге цветная Туристская схема, как указано на ней, распространяется бесплатно.    
     Помнится, прежде, рядом, на окраине  русского села Болгары, расположенном тут же на городище, была небольшая туристическая база. Бывшая одноэтажная деревянная школа. По словам смотрительницы заповедника, ее снесли года три назад. Вместо нее построили Палаточный туристический лагерь, он виднеется в отдалении. Еще дальше -  Белая мечеть и другие новые объекты. У входа в заповедник  построены массивные высокие деревянные ворота с башнями.
Дорога на Сувар
    Выезжаем на шоссе в сторону городища Сувар. Едем по шоссе дальше. Никаких указателей с надписью Сувар не видно. Если вы прежде не бывали там, то найти искомый объект вам будет трудно. Мне эти места знакомы по прежним поездкам. Поэтому я показываю дорогу нашему водителю Александру. 
Сувар
     Вот и нужное село. Церковь тоже разрушена в большевистские времена.
    Подъезжаем к музею Сувар. Уже конец дня. Созваниваемся с заведующей музеем Нинелью Садриевой. На сельской улице у крестьянской усадьбы напротив стоит трактор. Кажется, это петербургский «Кировец» К-700». Кто-то замечает на нем интересную надпись. Читаю: «СХПК Хузангаевский». Не очень далеко  расположена деревня Сиктерме-Хузангаево, где родился народный поэт Чувашии Петр Хузангай.
В музее Сувар
    Подходит завмузеем. Открывает двери кирпичного здания, бывшей купеческой лавки. Внутри чисто. Много научной литературы, журналов и газет, в том числе - рекламное панно республиканской чувашской газеты «Сувар». На большом фото-планшете – народный артист Чувашии Вячеслав Христофоров с гармонью и солистка группы «Янра, юра!» (Звени, песня) Марта Зайцева. Стеклянные витрины с археологическими экспонатами, найденными на городище и в посаде. Приличные столы.
    - Это подарок казанских спонсоров, - говорит Нинель Масгутовна. – Вот еще бы побольше стульев, чтобы я могла здесь проводить научные конференции. В следующий раз привозите. 
     Для нашей глубинки любые экскурсанты – желанные гости. Я всех встречаю с радостью. До нас добираются в основном энтузиасты. Некоторые на попутках. Некоторые сначала блуждают. Каждому надо присваивать звание «Герой Сувара», - шутит заведующая. – Кто учредит такую медаль? – Для вас я в селе договорилась насчет ночлега с ужином.
    - А может еще и баню?
    - Сейчас позвоню… Как раз протопили.
    Алмантай: «Нинель Масгутовна основала этот музей. Она из рода татарского ученого, историка Марджани.
    Садриева: «Да, мне гены помогают. Я здесь родилась. Стала историком. Музею нужна помощь, стулья. И меня надо беречь. У нас есть свой сайт. Создаем историко-культурный центр. 
    Далее следует рассказ об истории княжества Сувар и его одноименной столицы. В 19-м веке поисками городища заинтересовался историк Марджани. Он со своим учеником установил местонахождение знаменитого города. Н.Садриева хорошая рассказчица. У нее большой педагогический опыт. Она выпускница Казанского пединститута. Мать – русская, была педагогом. 
    - Помнится, городище раньше распахивалось и засевалось…
    - Я добилась запрета. Ходила по кабинетам руководителей, убеждала, доказывала. Дошла до министра культуры Татарстана… А содержать музей. Сколько всего надо, нужны средства. А у меня ставку научного сотрудника забрали в головной музей. Приходится иногда необходимое покупать на свою зарплату. Мы находимся в низине. Зимой крепкие морозы. Мне коллеги иногда говорят: «Зато ты в экологически чистой зоне. В тишине и покое». Но и тут бывают приезжие пьяницы и наркоманы. Хулиганят, угрожают.
    - А охрана, полиция?
    - Есть один участковый на всю округу. Да и того сейчас привлекли на Универсиаду в Казань…
На городище
     Мы собираемся на городище устанавливать памятный камень. Выходим. Заведующая запирает музей. Фотографируемся на память. Поднимается ветер. Он несет клубы пыли. С востока идут большие грозовые тучи. Собирается гроза. Садриева сомневается: «Стоит ли сейчас ехать? А если гроза настигнет в поле? Может отложить на завтра?»  Но Алмантай настаивает: «После грозы уже не сможем (по мокрому чернозему) отвезти тяжелый камень. Надо ехать сейчас».
     Рискованно, конечно, но раз приехали… Ведь завтра надо ехать дальше…
     Съезжаем с асфальтового шоссе и выезжаем на грунтовой проселок.  Едем по городищу. На окраине тарахтит сенокосилка.
    Сворачиваем в сторону двух наших деревянных стел «Юпа», вырезанных скульптором Федором Мадуровым и установленных за пределами городища за главным оборонительным рвом в середине 1990-х годов активистами Союза чувашской молодежи «Сувар». Кругом растет густая зеленая трава. Чуть поодаль – белые березы. Ров по-прежнему глубок. Тысяча лет прошла, а он сохранился до сих пор! Умели строить укрепления и защищаться наши предки. Но в 1236 году пришла самая сильная в мире в то время огромная монгольская армия хана Батыя со стенобитными орудиями… 
Памятный знак
    … Наши крепкие парни перетаскивают 150-килограммовый светлый гранитный камень через ров. Они снимают дерн, укладывают привезенную щебенку, металлическую раму в фундамент, готовят бетонный раствор, заливают его и сажают на него валун. На нем вырезано: «Сувар. Ту ыра» (Делай добро.) Рядом рунический знак, означающий знак судьбы и согласия. На другой стороне знак, обозначающий соединение земли и неба. Сархан пишет палочкой на сыром растворе год установки камня - 2013. 
    Торжественный момент. Алмантай благодарит активиста фонда Валем-хузя (Семенова) за спонсорскую помощь. Тот специально привез валун с Южного Урала из Оренбургской области. 
    - Пире кунта Тура яна! (Сюда нас послал Бог!)
    В это время тучи рассеялись. Солнце вышло из-за туч и осветило действие.
    - Я прочитал в одной книге чувашского историка и этнолога, что чуваши ставили памятные знаки «Юпа» деревянные. Но у нас в деревне (В Апастовском районе Татарии) ставили каменные, - говорит предприниматель, экономист Аслан. – Вот и этот наш знак должен сохраниться на века.
    - Наша современная молодежь не знает своих исторических корней. Это заметно и по внешнему виду, манере поведения. А родители  не прививают гордости за своих предков, к своей истории - продолжает художник Араслан. Дети стесняются родного языка родителей, бабушек и дедушек. Здесь мы совершили достойное дело. Оно пробуждает в душе национальную гордость, укрепляет достоинство.
     Пусть деяния предков, которые мы сейчас увековечиваем здесь, придадут нам новые силы.
    К подножию камня кладут хлеб, как символ почитания предков. Мы оставляем жертвенные монеты. 
    Через ров перебирается завмузеем с помощником. Алмантай переводит ей текст и знаки на камне. Нинель Масгутовна одобрительно кивает. 
    - Камень напоминает по форме сердце, - замечает она. – Пусть он будет сердцем Сувара.
    Церемония заканчивается. По обеим сторонам рва в густой траве видны красные ягоды земляники. 
   - Она здесь крупная, степная, - говорит Садриева. – Местные жители называют ее крупяникой.
    Возвращаемся в село. По пути новички собирают на месте посада обломки керамики на память. 
Сельская «гостиница»
    Нас подвозят к одному из домов. Оказывается, он сдается приезжим под ночлег. Хозяева переехали в новый дом. Нас радушно встречает дочь хозяйки. (Та болеет.) Нам показывают две комнаты – гостиную и «детскую» спальню. В первой лежанки с постелями на полу. В детской – две застеленные старинные односпальные железные кровати. У входа кухня-столовая. На ужин нам приготовлены салат из огурцов и помидоров, пшенная каша с мелко нарезанными сосисками и чай. Чайник кипятился на электроплитке. Газовая плита не действовала. В дальнем углу двора деревянное удобство типа «сортир». Дочь хозяйки сказала, что «по-легкому» можно и на воздухе. Потом она говорила, что для этого что-то оборудовано и внутри дома. Но убедиться в этом не пришлось.
    Выяснилось, что цена ночлега с одного человека – 200 рублей. За ужин столько же. Плюс – еще по 100 рублей за баню. За ограниченный деревенский сервис цены многим показались завышенными. Предлагали даже выехать в другое место. Но уже темнело. И недовольные, скрепя сердце, остались. Да и устал народ с дороги. Постепенно улеглись.
Тимер АКТАШ. 
    Чебоксары – Болгар – Сувар
    Июнь 2013 
    На снимках: Паломники сувары-болгары из Чувашии в прежних столицах Волжско-Камской Болгарии
    Фото автора

(Продолжение следует)




По Золотому Кольцу Волжско-Камской Болгарии

28 июня 2013 года. Дорога на Билярск

    Подъем в 6 часов. Краткие сборы. Выезжаем в Билярск. Шоссе в хорошем состоянии. Но дорожных указателей недостаточно. Да и маршрут не прямой. Но общее направление знакомо. 

Билярск

    Русское село Билярск основано в 18-м веке. Рядом с ним расположено городище Биляр. До 1236 года здесь находилась столица Волжско-Камской Болгарии. В русских летописях Биляр (Пулер) назывался Великим городом. 
    Билярск до 1960-х годов являлся райцентром Билярского района Татарской АССР. Но потом райцентр перевели в поселок Алексеевское на левом берегу Камы. И район теперь Алексеевский. Вот так уничтоженная монголами столица погибшего средневекового государства оказалась в нынешней глубинке. Вот так проходит земная слава, - говорили древние римляне.
    … Завтракаем в чистой и уютной столовой. Персонал – русские женщины – приветлив.

В урочище Валем-хузя

    По плану едем в священное урочище Валем-хузя, как называли его местные чуваши. Русские зовут его Святой ключ. Это достопримечательность Нижнего Закамья. В густом лиственном лесу на правом берегу Малого Черемшана издревле бьет мощный источник. Выше него, на крутом склоне лесного холма расположено чувашское киреметище. Прежде здесь стояло опаленное огнем дерево, в которое попала молния. То есть, по чувашским верованиям – дерево, отмеченное Богом (Тура). Сейчас от дерева остался только корень. Рядом в 1994 году группа Союза чувашской молодежи «Сувар» установила памятную деревянную стелу Юпа, вырезанную скульптором Федором Мадуровым. Столб по обычаям восточных народов обвязан дарами паломников.   
    Мы поминаем здесь предков. Оставляем им дар – монеты. Поднимаемся выше. Здесь в лесу - часть оборонительных рвов Биляра у стоявших в прошлом дозорных башен. По легенде тут погибли от рук монгольских завоевателей девушки-булгарки, несшие сторожевую службу. Сейчас через рвы перекинут железный мостик. Снизу вверх ведет металлическая лестница с перилами. Ее в 1997 году построило Акционерное общество «Татнефть». Его подразделения благоустроили всю территорию. Наверху на лесной опушке обустроена площадка отдыха со скамейками и памятным знаком строителям. Ветви деревьев обвязаны дарами паломников.
Встречи с сородичами
    По договоренности на встречу с нами приезжает местный краевед, начальник участка ООО «Алексеевскдорстрой» Александр Гайнуллин. Он чуваш из соседней деревни Шама, где прежде десять лет проработал председателем колхоза. Александр Петрович интересно рассказывает о местных достопримечательностях, чувашских селениях округи и обычаях.
    Затем из Аксубаевского района до нас на своей машине добирается экс-председатель Чувашского национально-культурного объединения района Роза Чентаева. Она в красивом белом платье с национальным орнаментом. Роза Николаевна вместе с нами поминает предков. Встречаю родственника из Шамы, передаю салам другим.
     Наши активисты идут обливаться  водой из источника. У ключа набирают воду также паломники-татары и русские. Тут приезжие из Казани, Набережных Челнов, Чистополя, Нурлата, даже гости из Украины. В беседках совершаются трапезы. 
    А.Гайнуллин приглашает нас в красивый просторный восточный павильон. Нас угощают чаем с конфетами и тортом. Официантки – местные девушки-чувашки. Алмантай вручает краеведу знак почета фонда «Сувар». Говорит о наших предках – суварах и булгарах. Фотографируемся на память.
     Р.Чентаева приглашает нас осмотреть другое священное место в своем районе. Едем.
Это еще около сотни километров.

Родные места

    Вот и мои родные места – Чистопольский и Аксубаевский районы. Речки Кесен Сарамсан (Малый Черемшан) и Савраш.  Проезжаем мимо моих родных деревень. Жаль, мимо. У кладбища деревни Киве Савраш (Старые Савруши) осматриваем каменные плиты с арабскими письменами. Роза Николаевна показывает на дома в лесу. Это деревня Акташ. Мелькают знакомые названия на дорожных столбах. Опять знакомое название – Чебоксарское участковое лесничество. В соседнем Новошешминском районе расположены деревни Чувашская и Русская Чебоксарка. 
     Проезжаем райцентр Аксубаево, речка Малая Сульча.  Сворачиваем мимо леса на щебеночную дорогу. Проселок. Лес. После дождя микроавтобус может застрять в черноземе. Идем пешком. Но фиолетовая «девятка» Чентаевой проезжает. Ее уже стали называть амазонкой. Вот и новая  достопримечательность.
Меречень
    По преданиям, говорит наша проводница, на опушке леса до монгольского нашествия стоял город Меречень. И сейчас в нескольких километрах расположена одноименная деревня.
    На поляне у благоустроенного комплекса установлены щиты с текстами на татарском и русском языках: «Изге чишмэ» - «Святой родник». Обустроен по приказу 1996 года АО «Татнефть» в 1997 году. Ключ расположен внизу в овражке.
    - Чуваши называют ключ – «Камака сале» (Печь-родник), - говорит Р.Чентаева. Почему так прозвали – неизвестно. Чуть поодаль – киреметище. Здесь окрестные чуваши проводили Асла келе (Большое моление).
     Напротив благоустроенного комплекса родника – огороженная площадка. Похоже на парковку. На ней установлен большой валун со словами на чувашском и татарском языках: «Туррамара тав» и «Аллага рэхмэт» (Спасибо Богу (Аллаху).) Рядом и на обороте - рунические знаки. 
     - Комплекс обустроен по просьбе местного населения. (В основном – в округе живут чуваши.) – рассказывает Р.Чентаева. По нашей просьбе гендиректор чебоксарского ЗАО «ТУС» (и председатель чувашского землячества уроженцев Татарстана «Булгар») Николай Угаслов привез и поставил здесь памятный знак – валун. Его вес полторы тонны. Я предложила текст «Неселсене асанса» (Памяти предков). Но Трофимов настоял на  тексте, который вы видите. (А.А.Трофимов – доктор искусствоведения, уроженец Аксубаевского района, экс-председатель землячества.)
    Чентаева ведет нас дальше к киремети на опушке леса. Здесь также установлен крупный валун на бетонной плите, но без надписи. Его тоже привез Н.Угаслов. Поблизости стоит наполовину сгоревшее сверху старое дерево, обвязанное тканями и лентами. Откуда-то появляется большой пес. Он по-хозяйски лает. Но Роза Николаевна пресекает лай. Пес исчезает. Наша амазонка проводит обряд кормления и поминовения предков. 
     Возвращаемся к комплексу. Внутри домик для приготовления пищи, обихоженные дорожки, покрытые плиткой, большой вертикальный памятный гранитный камень с фамилиями руководителей строительства. Памятная композиция со стилизованным средневековым воинским шлемом и надписью на татарском «Памяти шахидов. 1236 г.»
    К роднику вниз ведут ступеньки с перилами. Спускаемся для омовения рук.
    Возвращаемся в Аксубаево. Легкий поздний обед в столовой чувашской гостиницы перед отъездом. Прощаемся с хозяевами.
    Возвращаемся мимо Чистополя, через Алексеевское. Мост через Каму. У Казани попадаем в часовую пробку перед светофором на объездной дороге. Впереди ремонт шоссе. В Чувашии завозим несколько человек в деревню. Обратный путь занял шесть часов. За два дня мы проехали 1100 километров.
Тимер АКТАШ. 
    Татарстан – Чувашия.
    Июнь 2013
    На снимках: Паломники из Чувашии в священных местах наших предков
    Фото автора      
    
      



Просмотров: 381 | Добавил: mosentesh2 | Рейтинг: 0.0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Календарь новостей
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
Статистика