С. КОРОЛЁВ: Давайте вернёмся в Чебоксары. Что волнует жителей? Вы говорите, что Украина. Там такие же споры происходят или есть отличие от того, что говорят в Москве?
А. ПРОХАНОВ: Конечно, их волнует эта драма убиения наших людей на Донбассе. Это связано с тем, что наше телевидение тотально и оно одинаково. Чебоксары – это удивительное место. Я уже говорил о существовании загадочной Волжской цивилизации. Здесь тюрки и угро-финны, и русские, и представители малых народностей. Здесь православные, мусульмане, огнепоклонники, язычники, очень много оттенков, тенденций. Сочетания этих народов омываются Волгой, великой русской рекой, которая гармонизирует жизнь этих народов. Симфония народов лежит в основе русской государственности.
С. КОРОЛЁВ: Как сегодня звучит эта симфония?
А. ПРОХАНОВ: Я приехал туда, чтобы посмотреть, как выглядит эта чувашская жемчужина. Это удивительный мир, чувашский мир. С одной стороны я увидел, как сегодняшние чуваши-интеллигенты жадно копают свои глубокие корни, как они стремятся в прошлое, выискивают тайны своего появления на свет. В художественной галерее я видел картины, где современные молодые художники создают практически магическое искусство, в котором они изображают волшебные силы, питающие чувашский этнос. С другой стороны, сегодняшняя Чувашия рвётся в грядущее. Я был на приборостроительном заводе, где создают удивительную сверхсложную электронику, обслуживающую истребители пятого поколения, корабли и военные лодки, авиацию и вертолёты. Эта новая электроника связана с ощущением будущего. Чебоксарский тракторный завод, который в отличие от других тракторных заводов, многие из которых умерли или влачат жалкое существование, этот завод процветает и создаёт огромные бульдозеры, трактора, работает в Арктике, уходит в другие страны мира. Меня принял Глава республики Игнатьев. Очень интересный человек, волевой и властный, абсолютный чуваш, который не стал мне рассказывать об экономических параметрах республики, не стал говорить о валовом продукте, о доходе или количестве засеянных земель. Он сказал, что у нас уже второй год в Чувашии смертность уступает рождению. Рождение превышает смертность. Мы устраиваем фестивали беременных женщин.
Чуваши сохранили крестьянство. Я видел огромные многолюдные деревни. Я заходил несколько раз в дома к крестьянам, которые в поте лица своего с утра до ночи выращивают телят, поросят, гусей и так далее. Главным образом, они заняты земельной работой.
С. КОРОЛЁВ: Они занимаются, чтобы жить на это?
А. ПРОХАНОВ: Это индивидуальные хозяйства. У них не хватает денег, чтобы стать капиталистами, чтобы получить некоторую прибыль, нанять работников, купить комбайн или трактор, но у них хватает энергии и любви, чтобы заниматься сельским хозяйством. Это великие труженики. Народ сохранил своё ядро. Чуваши – это космический народ.
С. КОРОЛЁВ: Что вы имеете в виду?
А. ПРОХАНОВ: Это народ, чьи верования и дохристианские представления о природе и мире - космичны, связаны с волшебным деревом, связаны со звёздами, с мирозданием, с представлением о мире как о великом благе, в котором живёт человек и он должен его поддерживать. После этого пришло христианство. Православие – это же космическая религия, связывающая человеческую душу с космосом. Христос – это солнце и космическая любовь. Культ деревьев – это пантеистический культ, который сочетается с православием. Всё это даёт мне представление о чувашском народе как об очень светлом духовном и душевном народе, который 70 лет назад во время войны принял меня и мою семью в Чебоксарах. Мы были эвакуированы. Мы прожили там почти 3 года. Оттуда ушёл воевать на фронт мой отец и не вернулся...Я был окружён любовью тех людей.
|