По
драматическому произведению Марины Карягиной «Кĕмĕл тумлă çар» (Серебряное
войско) в Чувашском государственном театре юного зрителя им. М. Сеспеля 25
марта 2010 г. состоялся премьерный
спектакль.
Автор пьесы (трагедии) Марина Карягина. Постановщик, художник - Станислав
Васильев. Композитор – Лолита Чекушкина.
Звукорежиссер – Федор Николаев. Артисты: С. Савельева, В. Павлов,
П. Чамжаева, Н. Алексеева, И. Архипова, С. Дмитриева, В. Пайгильдина, О.,
Мацуцына, А. Семенова, Т. Зайцева-Ильина, Л. Краснова, Н. Тарасов, Л. Яргейкин,
А. Никифоров, А. Степанов, Л. Васина, О. Почалкина, В. Сергеев, О. Вунберов, В.
Григорьев, Д. Петров, С. Владимиров, Н. Дмириев.
Марина
Карягина - талантливая тележурналистка, поэт, прозаик. Работая в ГТРК
«Чувашия», готовила передачу «Вырсарни ир», в настоящее время выпускает в эфир
популярные телепередачи «Ирхи тĕпел», «Шевле» и др. Журналистка
завоевывает призы на конкурсах всероссийского уровня. Уроженка д.
Старое Ахпердино Батыревского района – лауреат Государственной молодежной
премии Чувашской Республики, премий имени Васьлея Митты и Семена Эльгера.
М. Карягина
плодотворно работает на поприще литературы. С ее творчеством больше знакомы
любители поэзии. Написанные ею книги «Хум пăшăлтатăвĕ», «Ыт-и, тĕкел-и?»,
«Тăваткăл тĕлĕксем», «Сас палли çĕр-шывĕнче», «Юрăсăр уй» – состоят из
поэтических произведений, «Хура тумлă ар çын» – проза.
Любовь к малой
родине, родному чувашскому народу, отношения мужчин и женщин, их роль в жизни
общества и в сохранении рода, родного языка – вот что волнует Марину Карягину.
Идеей для
сценического воплощения стал миф об амазонках-воинственных женщинах.
Древнее племя
чувашей страдает от постоянных набегов соседних племен, мужчины погибают в
войнах, на охоте (сунарта) или, спасая свою шкуру, становятся предателями, как Туймарса,
бывший муж Элпану. В племени остались женщины, девушки
и пожилой старец -шурсухал. В одном из набегов мужское войско убивает
шурсухала, а Шелепи, паттар-хер, попадает в плен. Женщины вынуждены
объединиться в войско и защищать свое племя от набегов мужских войск. Амазонки ловко
владеют мечом, великолепно стреляют из лука, метают копье. Они легко настигают
на лошадях любого противника, оставаясь недосягаемыми.
Доступ
мужчинам в государство амазонок строжайше запрещен.
Мужское войско
пытается разгромить армию воинственных амазонок, вместе с ним воюет и Туймарса, которого
горячо любила Элпану, теперь воительница – глава амазонок.
Мужчины под видом раненых и калек врываются в племя женщин, ведут
сговоры с Херкке. Похотливая амазонка Херкке расставляет свои сети для мужчин,
и всякий раз терпит неудачу.
Юная амазонка Шелепи получила благословение
(пиль) у Элпану стать женой Таймаса (мужчины чужего племени). В одном из боев
Херкке убивает Таймаса.
Женщины-амазонки
доказали, что могут побеждать врагов на поле битвы, но победить природу,
создавшую ее для роли матери, доброй хранительницы очага, они не смогли.
В финале
спектакля Шелепи, юная амазонка, с младенцем в руках предстает у костра племени как
символ продолжения рода и жизни.
Н.
Гаврилова,
Чебоксары
|