На концертах чувашской эстрады некоторые организаторы стали вводить ограничение: нельзя делать видео. Да, в русле мирового тренда по соблюдению авторских прав. Люди придумывали мелодии, тексты, аранжировку, хореографию, работа должна оплачиваться, никто не имеет права халявно смотреть видео в интернете. Так? Так! Но... Как быть с земляками, которые трудятся в республиках Прибалтики, Украине, Белоруссии, Питере, Москве, Тюмени, Красноярске...? Они хотят слышать песни на родном языке, они для них - контакт с родиной. Постоянно требуют от модераторов сайтов: размещайте песни! И вот теперь мы, основываясь на международном авторском праве, должны сказать им: уважаемые земляки, извините, с песнями - напряженка. Хорошо, дружно плюнем в сторону земляков. Перетопчутся. Пусть слушают прибалтийские, украинские, белорусские, английские песни. Но появляется второй, очень забавный, вопрос: кому принадлежит чувашская эстрада? Вот этим талантливым ребятам на сцене? Композиторам, текстовикам, хореографам, аранжировщикам, их дружным менеджерским командам?.. Есть ли права у чувашского народа, который является источником важнейшего рабочего инструмента - языка, музыкальных традиций? Есть ли какие-то птичьи права у множества людей, десятилетиями создававших условия для бума чувашской песни? Тех, кто пробивал эстрадные проекты, вводил в оборот залы и сцены, создавал медиа-обеспечение для появления генерации композиторов-поэтов-исполнителей?.. Введение ограничения на видеосъемку - контрпродуктивно. Песня - жанр, интерес к которому основан на повторении. Чем чаще песня звучит, тем лучше запоминается и быстрее становится хитом. Шоумены, зная эту специфическую особенность, выстреливают песню массированным залпом по всем радио и тв-каналам. Ну, не разрешают делать видео - не будет видео в интернете, огромного потока спонтанной бесплатной рекламы. Новые артисты не получат раскрутки, станут годами пробиваться из массовки, продираться через частокол локтей, преодолевать жесткую конкуренцию маститых, лет по двадцать, к пенсии, создавать свой узнаваемый бренд, который мог бы появиться сразу, после размещения в сети единственного удачного видеоролика. Бизнес-ограничение построено на любви к деньгам. Исключительно. Но есть правило: жадный платит дважды. Скупость наталкивается на скупость. Жадность - неэффективная деловая стратегия. Короткие деньги хотите срубить? Пожалуйста, легко. Проблема в том, что эта тактика - одноразовая. Пример со стороны: в начале девяностых в Чебоксарах выпускался неплохой чувашский творческий журнал. Имел тираж свыше пятидесяти тысяч. В нем публиковались и маститые, и начинающие: коммунисты, будучи циничными прагматиками, установили норму: большая часть гонорарного фонда должна распределяться нештатным авторам. Но после августа 1991 года контроль исчез! Про норму в журнале забыли пулей. Стали публиковать лишь своих. Молодежь выпихнули. Ведь с ней надо работать, редактировать корявые тексты, да и пишут они не о том, бездельники. Нельзя с ними нянчиться. Кто помогал Горькому? Сам пробивался. Вот пусть и пробиваются...Короче, справедливо дали им пинка и раздербанили гонорарный фонд. А на протесты, мол, что творите, уважаемые, зачем рубите сук, на котором сидите, кто вас захочет читать - выписывать? - улыбались и показывали большой палец: "An vaska!" Они были уверены: интерес народа не иссякнет. Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Где теперь талантливая литературная молодежь? Где маститые классики? Где сам журнал? В Катманде, Караганде!.. В реестре закрытых за ненадобностью, невостребованных, невыписываемых и нечитаемых, а потому упраздненных СМИ. За двадцать лет не проклюнулось ни одного писателя, поэта. А ведь никаких запретов, публикуй все, что хочешь. Чувашская эстрада - не хобби, не развлекуха, не музон, не средство для карьеры талантов, не трамплин бизнес-старт-апов. Она - едва ли не единственный социальный инструмент, который сегодня, под прессингом глобалистских процессов, позволяет сохранить чувашский язык, уникальную этническую культуру в рабочей форме, адаптировать их к требовательным современным рейтинговым фейшн-коммуникациям. Чем и объясняется интерес многих серьезных людей к столь несерьезному жанру, протекционизм по отношению к нему. Все понимают: реальных звезд на чувашской эстраде - пять человек. Они не утонут в любом случае. Еще пять человек - крепкие середняки, выплывут тоже. Творчество десятков артистов - вторично. Два притопа - три прихлопа. Но протекция распространяется и на них: важен поток, конвейер, одна ласточка весны не делает. Приоритетная цель - сбережение языка и национальной культуры. Рост благосостояния артистов - цель сопутствующая, промежуточная, она приветствуется, не являясь базовой. Нельзя телегу, тойоту, BMW ставить впереди лошади. Нельзя лошадь пытаться объехать на кривой козе, если ты не осел. Попытка приватизировать чувашскую эстраду, ограничить сферу ее применения, при всем уважении к поющим людям - спорна. Это как попытка запретить автовладельцам подрабатывать в роли таксиста потому, что бомбилы сбивают цену и снижают заработки настоящих таксистов. Или попытка втихаря за десять копеек приватизировать лес, реку, озеро, луг. Вроде, по бумажкам все верно, но юридически неграмотный пипл норовит выдернуть и выкинуть к херам собачьим таблички "Рыбалка запрещена. Частное владение". Можно было бы порадоваться за артистов, которые уже отказываются от бесплатной рекламы. Но... Насколько прочно их благополучие? В соседней Мари Эл марийской эстрады нет. Не слышно мордовской, удмуртской, карельской, калмыцкой, якутской эстрады. В Чувашии, где еще недавно в вузах запрещали говорить на чувашском, своя эстрада возникла случайно. До середины девяностых в Чебоксарах давали один концерт национальной эстрады в два года. Но накатил кризис. Людям не платили зарплату по полгода. Всем требовалась наличка. И вот тут Чувашское ТВ (Наталья Володина, Венера Большова, Александр Осипов) от безденежья и отчаянья инициативно замутило проект "Телеюра". Продавило идею, договорилось с ДК Тракторостроителей, поставило на поток концерты чувашской эстрады. Был создан конвейер. Так начался бум, создавший целое направление, десятки звезд, тысячи песен. Насколько стабилен бум? Увы, может исчезнуть столь же быстро, как и начался. О чувашской эстраде могут забыть так же стремительно, как и о чувашской литературе. Скажем, Госдума примет закон о борьбе с сепаратизмом - в ответ на события в Бирюлево, администраторы начнут страховаться. В любой песне можно найти пару подозрительных сомнительных фраз, трактуемых двояко - трояко. Даже в арии князя Игоря: "О, дайте, дайте мне свободу...!" Залы объявят ремонт. Артистам придется отправиться на гастроли. А заработки на гастролях - не нормированы. Могут за концерт отвалить артисту три тысячи баксов, могут - тысячу рублей. Все зависит от известности имени, уровня раскрутки. Пять звезд (Слава Христофоров, Марта Зайцева, Сережа Павлов, Валя Кузнецова, Леша Московский) останутся в шоколаде, остальные - в чем мама родила, переквалифицируются в строители. Маловероятный гипотетический вариант? Да. Но все же стремно это - запрещать видеосъемку. В Кремлевском дворце - не запрещают, а в ДК Тракторостроителей - нельзя. Каково?! Понты - дело важное, но из них каши не сваришь. Что можно предложить практически? Я бы предложил одно: на концертных афишах делать пометку: "вести видеосъемку - запрещается" или, напротив: "вести видеосъемку - разрешается". И сразу будет видно, кто есть ху. Кого надо пиарить, тиражировать, поддерживать, а кого-не обязательно. Пусть идут своим приватизированным лесом.
P.S.Закон о борьбе с сепаратизмом Госдума приняла. И ДК им.Я.Ухсая, где проходит половина концертов чувашской эстрады, закрылся на ремонт.
|