Вот так, в тесной маленькой комнате территориального московского ДК, занятия в котором плотно расписаны по часам и минутам, под крики "брависсимо!" из полураскрытого окна и звонки мобильных телефонов из сумочек, репетирует чувашский фольклорный ансамбль "Атал". Участники ансамбля долго распеваются, выполняют вокальные упражнения. Каждая музыкальная фраза внимательно корректируется Галиной Никитиной, руководителем "Атала" - тщательно причесывается, голос к голосу - как волосок к волоску. В результате постепенно из разнобоя возникает стройный хор, вполне оправданно считающийся одним из лучших фольклорных коллективов Европы.
Многие упрекают правительство Чувашской Республики за то, что оно вот уже двадцать лет игнорирует "Атал", в упор не видит. Министры меняются, а отношение - нет. Я думаю, ругать правительство не за что. Вот создали бы "Аталу" условия максимального благоприятствования для бизнеса или же выделили деньги, ну, даже не пару миллионов, а пару сотен тысяч, из республиканского бюджета Чувашии - и не было бы у него настоящих успехов, не было бы искреннего признания. Потому что отчетная мотивация аккуратно подкармливаемого и оттого ленивого до безобразия бюджетника и мотивация брошенного в воду щенка, на которого смотрят с берега и заключают пари, выплывет или не выплывет - очень разные вещи. Ну, не хочет правительство республики оказывать протекцию культурным проектам соотечественников в других регионах России и СНГ - значит, в том есть своя логика. Одно дело - отвечать за порядок на четко очерченной территории, совсем другое - способствовать развитию всего чувашского народа, разбросанного по регионам, странам и континентам. Да, в Конституции ЧР есть строки, из которых можно извлечь смысл, что вроде бы это надо делать, но в целом доминирует стереотип автаркии: никто никого на такую работу не уполномачивал. Да и прецедентов вроде бы нет - тот, что есть в соседнем Татарстане, активно налаживающем деловые и культурные контакты с татарами всего мира - не в счет, Татарстан - он сам себе на уме, анклав, государство в государстве...И проще прецеденты не создавать, потому что тогда можно будет сравнивать и делать выводы.
Однако сейчас становится понятно: культура и экономические успехи - вещи абсолютно совместимые. Более того, они прямо обуславливают друг друга. Если регион желает усиливать свою экономику, он обязательно реконструирует свой имидж, создает новую репутацию, наращивает культурную экспансию. Основным, базовым условием для эффективного делового продвижения является поддержка собственной этнической культуры во всех регионах, где налаживаются новые взаимовыгодные связи. Вот в мэрии Москвы, Совете Федерации организовали и провели выставки чувашского художника Викентия Лукиянова, и сразу Чувашией заинтересовались не только как источником денежных ручейков, а как регионом, где есть такие тонко чувствующие личности.
Чем США, западный мир переубедили СССР? Своей музыкой. Творчеством "битлов", "Аббы"... Против них невозможно было бороться. Потому что своих равного класса творческих коллективов, способных завоевать пространство мировой культуры, не оказалось. А не оказалось - потому, что культура (не на словах, а на деле) всегда очень глубоко и искренне презиралась, была и остается явлением вторичного порядка во всех деловых, финансовых проектах. Результат: в победившей цивилизации миллиардерами становятся люди уровня Пола Маккартни, а в побежденной - уровня Мавроди.
Большой бизнес и высокая культура иногда неплохо обходятся друг без друга. Но лучше им все же работать рука об руку.
На Евровидение Россия делегировала "Бурановских бабушек" - то ли мордовский, то ли удмуртский этнический фольклорный коллектив. Вряд ли они победят, но сам их выбор - доказательство того, что в отношении к культурным процессам происходят важные перемены.