21-22 марта 2012 года в республиканской газете "Хыпар" ("Весть") опубликована публицистическая критическая статья известного чувашского ученого-тюрколога доктора филологических наук Николая Егорова (1949) "Йалт пушатсах каймастпар тенчене..." (Совсем не исчезнем).Публикация посвящена неутешительным для чувашской нации итогам Всероссийской переписи населения 2010-го года.Нас стало на 200 тысяч меньше после переписи 2002 года.Осталось всего 1435872 человека. Как и другой известный чувашский ученый-этнолог доктор исторических наук Виталий Иванов (1952) Н.Егоров говорит о депопуляции и деэтнизации нации.Стремительно идет ассимиляционный процесс.Если и дальше так пойдет,то мы,действительно,- исчезающая нация с исчезающим языком.Автор пытается анализировать причины ассимиляции и констатирует ее последствия. Аналитик критически относится к статьям о национальной культуре в Чувашской энциклопедии.Он считает,что если не половина, то четверть статей там не отвечают истине.В противовес критик ставит в пример труды ученых Екатерины Ягафовой из Самары, Игоря Петрова из Уфы и Михаила Кондратьева из Чебоксар. Критике подвергается академическое национальное искусство.Ученый считает,что оно далеко от культурных запросов большинства народа.Критикуется,в частности, репертуар Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца.Прежде там не было своих балетмейстеров.Приглашали варягов. В Чувашии нет ансамбля национальных народных инструментов.У Чувашского государственного театра юного зрителя до сих пор нет своего здания.У лучшего Чувашского фольклорного ансамбля "Уяв" до сих пор нет своего помещения.Нет национального этнографического театра.Не развивается национальный туризм.Многое делается для "галочки". Каждый год в Чебоксарах проводится Всероссийский фестиваль "Родники России".Его режиссерами являются не местные, а приглашенные специалисты.(Причем,чувашские коллективы там можно пересчитать на пальцах.А сородичи,в том числе приехавшие из чувашской диаспоры,оказываются как бы на задворках своего национального праздника,посвященного образованию автономии.- Авт.) В программах ГТРК "Чувашия" мало передач,посвященных национальной культуре. А есть ли у республики своя национальная политика? Ведь бывший президент Чувашии заявлял,что будет выжигать "национализ "каленым железом".(А,может, расчищалось поле деятельности для печально известной московской группы компаний "Савва",которой публично покровительствовалось в местных телерепортажах? Например,руководителю Сбербанка РФ Г.Грефу в Чебоксарах хвалили проект микрорайона "Финская долина".Его дольщики оказались обманутыми.Обанкротились Волжская текстильная компания,проекты "Новый город",гостиница "Сувар" и др.Некоторые бывшие руководители осуждены судами.По другим делам,как сообщается в средствах массовой информации Чувашии, ведется следствие- Авт.) В заключение ученый предлагает образовать Департамент национальной политики Чувашской Республики.А на государственных символах республики начертать:"Халахамара упрар!" ("Да хранится наш народ!) Тимер АКТАШ, обозреватель портала "Элита-Ч", Чебоксары Март 2012
Комментарий портала "Элита - Ч" 1.Автор, Н.Егоров, в своих рассуждениях апеллирует к чиновникам, опирается на стереотипы, которые давно пора подвергнуть сомнению. Совершенно игнорируется то обстоятельство, что с момента, когда возникли эти этнические клише, в стране произошла смена общественной системы. Если прежняя, социалистическая ее модель, базировалась на фундаменте национальных государств, которыми объявлялись национально-административные регионы, то рынок во главу угла поставил другие приоритеты. В рыночной системе "каждый счастлив в одиночку". Приоритеты народа не прописаны в административных документах. Напротив, все громче голоса о том, что разделение по национально-территориальному признаку - ужасная ошибка большевиков, и многое делается для "исправления" ошибки. Потому апеллировать к чиновничеству - бесполезно. В рынке все решает сам народ. То, что называется "общественным мнением". Сейчас общественное мнение чувашей попросту отсутствует. Чуваши, сумевшие адаптироваться в рынке, не спешат спонсировать национальную культуру: "неприбыльное это дело". Но отчего же неприбыльное? Разве артисты чувашской эстрады не научились самостоятельно решать финансовые вопросы?.. Точно так же могут без дотаций обходиться театралы, художники, фольклорные хоры - нужно только создать нормальные условия для их работы и не мешать им. Рынок сам по себе ни плох и ни хорош: все зависит от того, как используются его возможности. Проблема в смешении стилей: в рынке нет смысла действовать как в социализме, а уважаемый Н.Егоров действует как социалистический лоббист. Напрочь отбиты рефлексы самозащиты. Нужен ли чувашский язык и если да, то для чего? - это станут решать будущие поколения. Которые будут вынуждены честно, не лукавя, ответить на непростые вопросы: в каких целях им необходимы чувашская этническая культура, язык, мелодии, песни, танцы, вышивки? Так ли хороши чуваши как этнос, что претендуют на место в мировой культуре? Хватает ли им этнического самолюбия и характера? Есть ли у них что сказать миру? Чиновники в вопросах улучшения дел в чувашской культуре ничего не решают. Сегодня им сверху спускают одни циркуляры, цель которых - максимально усреднить чувашскую культуру и "подавлять национализм", завтра могут начать стравливать народы между собой, что тоже уже делается. Нельзя расчитывать на флюгерную стратегию чиновничества. народ должен сам вырабатывать способы защиты собственных интересов, делать это прежде всего через законные общественные представительские структуры, парламент, через реально независимые СМИ, спонсорские фонды. Через Чувашский национальный конгресс, который в новых условиях вероятно также должен изменить стиль своей деятельности.
|