После перерыва, вызванного болезнью обвиняемого, 14 августа в Моргаушах состоялось очередное заседание районного суда по обвинению журналиста Ильи Иванова в экстремизме. До этого он десять дней проходил лечение в кардиологическом отделении одной из чебоксарских больниц. Нахождение на скамье подсудимых оказывает неблагоприятное влияние на здоровье. Постоянная стрессовая ситуация, и как считает И.Иванов, обвинительный уклон ведения процесса, играют свою роль.
Ваш корреспондент сумел приехать в Моргауши только после начала заседания суда. Пришлось подождать перерыва.
- Для журналиста с утра ничего особенно интересного не было, - сказал защитник Борис Чиндыков. – Правда, сегодня прокурор вспомнил чувашский язык… Он вырос в городе… (А там, в школах родной язык в 1960-е – 1980-е годы не изучали – авт.)
Исследование материалов дела
После перерыва суд продолжил исследование материалов уголовного дела. Во время заседания происходили споры. Подсудимый заявлял о недоверии государственному обвинителю и судье и требовал их отвода. Суд это отклонял. Судья предупредил подсудимого о недопустимости нарушения порядка ведения суда и неподчинения суду. Подсудимый и адвокат Н.Столбов обращали внимание суда на некоторые нестыковки в обвинительных документах. Например, ошибки в указании даты. На что государственный обвинитель говорил о возможных описках.
Защита заявляла о том, что понятого Р.Лазарева не было при попытке вручения обвинительного заключения обвиняемому в офисе адвокатов. (И.Иванов требовал заключение на чувашском языке.) А на документе об отказе обвиняемого стоит подпись понятого. Защита ходатайствовала о вызове понятого в суд. Но суд ходатайство не удовлетворил.
Допрос свидетеля
Суд допросил свидетеля Антона Макарова, который в качестве понятого ранее присутствовал при прослушивании дисков с записью разговоров на чувашском языке и переводе их на русский язык. Свидетель не предъявил паспорт. Вместо него он предъявил водительское удостоверение. Защита выражала сомнение в удостоверении личности свидетеля, но суд разрешил предъявление удостоверения. Свидетель заявил, что чувашским языком он не владеет. Подробности прослушивания разговоров, их содержание он не помнит. Подписал то, что ему дал следователь.
Подсудимый и адвокаты задавали много вопросов свидетелю. Судья посчитал, что некоторые вопросы заданы не в корректной форме и тоне. После чего судья вынес предупреждения адвокату. Защита ставила под сомнение показания свидетеля, ходатайствовала о проведении судебного эксперимента. Но в ходатайстве было отказано.
Вещественные доказательства
После этого суд приступил к исследованию вещественных доказательств. Это квитанции, договор, книга заказов и экземпляры газеты «Взятка», издающейся в Моргаушском районе, но печатающейся в Нижегородской области. Обвиняемый просил исключить эти доказательства из дела, так как к учреждению, печатанию и распространению газеты он не имеет отношения.
Следующее заседание было назначено на 15 августа. Подсудимый просил секретаря судебного заседания вручить ему повестку на чувашском языке. Но, наверно, бланки напечатаны только на русском языке. И.Иванов решил обратиться в судебные и другие органы власти с ходатайством о вручении ему повестки в суд на чувашском языке – государственном языке Чувашской Республики.
Тимер АКТАШ,
Моргауши – Чебоксары
На снимке: допрос свидетеля Антона Макарова на заседании Моргаушского райсуда 14 августа 2013 года
Фото автора